Решение по делу № 2а-2445/2018 от 22.05.2018

Дело № 2а-2445/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2018 года                                г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего Пепеляевой И.С.,

при секретаре Дудиной А.В.,

с участием представителя истца Сангаджиевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Фасхетдинова Флюра Сайфетдиновича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

установил:

Фасхетдинов Флюр Сайфетдинович (административный истец) обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (административный ответчик) о признании отказа незаконным.

Требования мотивированы тем, что административный истец является членом «СНТ », за ним закреплен земельный участок, площадью 508 кв.м по адресу: <адрес>. С целью оформления права собственности на указанный земельный участок административный истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Решением от 22.02.2018 №21-01-07И-1428 Департамент земельных отношений администрации г.Перми отказал в предоставлении земельного участка в связи с несоответствием представленной схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, расположения земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. С отказом Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении земельного участка истец не согласен. К заявлению о предоставлении земельного участка административным истцом было приложено: заявление от председателя правления «СНТ » о прекращении в отношении испрашиваемого земельного участка права бессрочного пользования СНТ; выписка из протокола общего собрания о распределении земельных участков; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В соответствии со сведениями Публичной кадастровой карты исходный земельный участок имеет кадастровый , как видно из схемы расположения земельного участка на схеме указанный кадастровый номер отображен. На испрашиваемой территории отсутствуют объекты многоквартирной застройки, что видно на Публичном портале ИСОГД г.Перми. Проект организации и застройки территории «Садоводческого некоммерческого товарищества » отсутствует, проект межевания территории в отношении садоводческого товарищества также не принимался, на общем собрании не утверждался. Большая часть территории садоводческого товарищества в настоящее время находится в частной собственности членов товарищества. За «Садоводческим некоммерческим товариществом » на праве бессрочного пользования остался земельный участок площадью 2201 кв.м с кадастровым , из которого образуется испрашиваемый земельный участок в соответствии с п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ. Таким образом, у Департамента земельных отношений администрации г.Перми оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось.

Административный истец просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 22.02.2018; обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми повторно рассмотреть заявление Фасхетдинова Флюра Сайфетдиновича о предоставлении земельного участка , площадью 508 кв.м по адресу: <адрес>».

Административный истец Фасхетдинов Ф.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление, в котором просил рассматривать дело без его участия.

Представитель административного истца – Сангаджиева Е.В. (по доверенности, представлен диплом) в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала. Просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик – Департамент земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассматривать дело без участия представителя. Направил в суд письменный отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска. В отзыве отмечено, что отказ в предоставлении земельного участка является обоснованным в связи несоответствиемпредоставленной заявителем схемы земельного участка требованиям закона; земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; на территорию, где расположен земельный участок разработан проект межевания территории.

Заинтересованное лицо – «Садоводческое некоммерческое товарищество » в лице председателя правления Боталова Константина Алексеевича, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.

В силу п. 3 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

В п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пп.1-4 ст.39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения, которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на день возникновения спорных правоотношений и рассмотрения спора судом, регулировались в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Положениями п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятия решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом (п. 4 указанного Закона). Предоставление в собственность земельного участка осуществляется исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В настоящее время в соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (изменения внесены Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ и вступили в силу с 01.03.2015) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (изменения внесены Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ и вступили в силу с 01.03.2015) в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Таким образом, законодательством, в том числе и ранее действующим, предусмотрена возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.

Согласно пункту 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Судом установлено, что Фасхетдинов Ф.С. обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 508 кв.м, по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов.

Так, к заявлению Фасхетдиновым Ф.С. были приложены: выписка из протокола общего собрания от 23.09.2017; свидетельство о праве собственности на землю; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином, заявление о прекращении права постоянного бессрочного пользования.

Решением Департамента от 22.02.2018 №21-И-07И-1428 административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с разработкой схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, а также в связи с тем, что расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

При этом, из обстоятельств дела следует, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории «Садоводческого некоммерческого товарищества №24», что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданного 14.01.1993.

Из названного свидетельства следует, что «Садоводческому некоммерческому товариществу » на основании постановления администрации г. Перми от 30.12.1992 предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок для садов по <адрес>.

Фасхетдинов Ф.С. является членом «Садоводческого некоммерческого товарищества ».

Из выписки из протокола общего собрания «Садоводческого некоммерческого товарищества » от 23.09.2017 следует, что в указанную дату состоялось собрание членов товарищества, принято решение о распределении участка о передаче его Фасхетдинову Флюру Сайфетдиновичу.

В заявлении от 29.12.2017 председатель правления «Садоводческого некоммерческого товарищества » Баталов Константин Алексеевич просит прекратить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, площадью 508 кв.м, расположенном: <адрес>, в связи с передачей в собственностью Фасхетдинову Ф.С.

Таким образом, при обращении с заявлением в Департамент земельных отношений администрации г.Перми административным истцом все вышеназванные документы по испрашиваемому земельному участку были представлены.

В соответствии со сведениями Публичной кадастровой карты исходный земельный участок имеет кадастровый , как видно из схемы расположения земельного участка на схеме указанный кадастровый номер отображен, в связи с чем приведенный Департаментом доводы о том, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ееподготовке, не может быть принят во внимание.

Приведенный Департаментом довод о том, что образуемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, также не может быть принят судом, поскольку на испрашиваемой территории отсутствуют объекты многоквартирной застройки, что видно на Публичном портале ИСОГД г.Перми.

Наличие проекта межевания территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от 21.04.2010 №203 «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов , ограниченных <адрес> которым предусмотрено формирование земельного участка площадью 17304,809 кв.м, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка члену СНТ. Проект организации и застройки территории «Садоводческого некоммерческого товарищества » отсутствует, проект межевания территории в отношении садоводческого товарищества также не принимался, на общем собрании не утверждался. Кроме того, формирование земельного участка площадью 17304,809 в настоящее время невозможно поскольку большая часть территории садоводческого товарищества в настоящее время находится в частной собственности членов товарищества. За «Садоводческим некоммерческим товариществом » на праве бессрочного пользования остался земельный участок площадью 2201 кв.м с кадастровым , из которого образуется испрашиваемый земельный участок.

Департаментом земельных отношений администрации г.Перми не оспаривается факт расположения спорного земельного участка в пределах территории, предоставленной «Садоводческому некоммерческому товариществу .

Каких-либо доказательств, что спорный земельный участок был предоставлен иным лицам, в материалы дела не содержат.Сведения о государственной регистрации прав в отношении земельного участка в Управлении Росреестра по Пермскому краю отсутствуют.

Доказательств того, что испрашиваемый административным истцом участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении, стороной административного ответчика суду не представлено.

С учетом изложенного, суд находит оспариваемое решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении земельного участка незаконным.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Восстановление нарушенных прав заявителя подлежит путем возложения обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 173-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 22.02.2018 , признать незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми повторно рассмотреть заявление ФасхетдиноваФлюра Сайфетдиновича о предоставлении земельного участка , площадью 508 кв.м по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья        (подпись)                        И.С. Пепеляева

Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь:

2а-2445/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
29.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее