дело №...
УИД 03RS0№...-04
Судья Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан ФИО2
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
адрес 20 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Арманшиной Э.Ю.
судей Сагетдиновой А.М., Рахматуллина А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес РБ об обязании устранить нарушение санитарных норм и правил, поступившему
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ФИО13, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес РБ об обязании устранить нарушение санитарных норм и правил, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.
Администрацией сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес в нарушение СанПиН дата-21 установлены мусорные контейнеры на расстоянии от границы его земельного участка, расположенного по адресу: адрес, используемого им, в том числе и как место для отдыха. Кроме того, вывоз мусора с контейнерной площадки осуществляется существенно реже, в связи с чем на площадке стоит запах, ветер разносит мусор, который попадает на его участок. В настоящее время крупногабаритные отходы (КГО) сваливаются на землю за пределы площадки ТКО в непосредственной близости к его участку. Площадка для КГО не предусмотрена, соответственно требования санитарных норм нарушены. В адрес установлена одна площадка ТКО на всю деревню, данная площадка обслуживает дома в радиусе ориентировочно 800-1000 м, что является грубейшим нарушением СанПин дата-21. В летний период мусорные контейнеры должны опорожняться ежедневно, в данном случае мусор вывозится два раза в неделю. При отсутствии необходимого количества контейнерных площадок у ответчика, согласно Правилам утвержденным Постановлением Правительства РФ от дата №... есть возможность организовать пакетный сбор мусора, которая также не была им реализована. Специальной площадки для крупногабаритного мусора не предусмотрено, крупногабаритный мусор вываливается на землю на расстоянии около метра от его участка.
Кроме того, на площадке ТКО отсутствует информация о запрете утилизации на данной площадке отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и необходимости их утилизации особым образом, соответственно, есть все основания полагать, что подобные отходы также выбрасываются жителями деревни в обычные мусорные контейнеры, при осуществлении погрузки в мусоровоз, вредные для здоровья вещества неизбежно разлетаются по участку истца. Подтверждающих документов о том, что размещение площадки для установки мусорных контейнеров в непосредственной близости от земельного участка истца согласовано с районным архитектором и районными санэпидстанциями не представлено. Со слов ответчика решение об установке мусорных контейнеров было принято на деревенском сходе, о проведении которого ни истец, ни его соседи не были извещены и не ознакомлены. С учетом грубейших нарушений СанПиН дата-21 по адрес считает, что санитарно-защитная зона 20 м от площадки ТКО до жилого дома, должна быть существенно увеличена.
Истец, уточнив исковые требования, просил суд обязать ответчика переместить контейнерную площадку для сбора мусора и мусорные контейнеры от границ земельного участка, расположенного по адресу: адрес на расстояние не менее 20 м. от границы земельного участка, а также обязать убрать остатки бытовых отходов после демонтажа контейнерной площадки и переноса мусорных контейнеров, тем самым обеспечив его законное право на благоприятную окружающую среду в адрес.
Решением Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес РБ об обязании переместить контейнерную площадку для сбора мусора и мусорные контейнеры от границы его земельного участка, расположенного по адресу: адрес, на расстояние не менее 20 метров от границ его земельного участка, убрать остатки бытовых отходов после демонтажа контейнерной площадки и переноса мусорных контейнеров отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своей жалобы указывает на то, что на представленных им в суд фото и видеоматериалах отчетливо виден мусор, разлетающийся вокруг площадки ТКО. Контейнерные площадки не имеют соответствующего ограждения Факт того, что, что его земельный участок используется им и членами его семьи, в том числе как место отдыха. Судом проигнорирован факт того, что в нарушение требований СанПиН дата нарушается периодичность вывоза мусора с площадки ТКО. Также подтвержден ответчиком факт того что на всю деревню, протяженностью ориентировочно 2 км установлена единственная площадка ТКО, а вторая находится в стадии строительства подтвержден ответчиком.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 –без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата постановлено:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата осуществлен переход к рассмотрению гражданского дела по иску ФИО1 к администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес РБ об обязании устранить нарушение санитарных норм и правил, по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, решение суда по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата.
В ходе рассмотрения дела администрацией сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес представлен протокол собрания адрес от дата, в котором рассматривался вопрос сбора и утилизации ТКО, установка контейнерной площадки. С участием регионального оператора «Свежий ветер» ФИО6 на собрании было решено: установить контейнерную площадку в адрес между домами 12 и 14. На собрании участвовали 25 жителей.
С дата муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа адрес Республики Башкортостан приступило к своим обязанностям в статусе Регионального оператора в зоне деятельности №... согласно соглашению №... от дата об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора №....
Директором МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ФИО7 утвержден согласованный главой администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО8 маршрутный график вывоза ТКО на 2021 года.
Согласно указанному маршрутному графику вывоз ТКО в адрес осуществляется два раза в неделю по вторникам и пятницам.
Согласно ответу администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес от дата, данному на обращение ФИО1, при установке площадки твердых коммунальных отходов в адрес были соблюдены все нормы СанПиНа. Расстояние от жилого дома истца до контейнерной площадки составляет 48,7 м, что не оспаривалось истцом, и, соответственно, соответствует СанПиН дата-21.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьями 6, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьей 5 Закона Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления», пунктом 4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН дата-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата №..., исходил из того, что вопреки доводам, указанным в иске, истцом не были представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о расположении площадки ТКО для контейнеров по адресу: адрес, с нарушениями СанПиН дата-21 и необходимости ее перемещения в иное место без ущемления прав и законных интересов его соседей и жителей близлежащих жилых домов, утверждение истца о том, что расстояние от задней стенки контейнерной площадки до забора истца составляет 1,30 м основан на ошибочном толковании СанПиН дата-21. В связи с чем, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, по правил производства в суд первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном применении норм материального права и не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 11 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН дата-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата №... расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьей 5 Закона Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления», в целях реализации полномочий Республики Башкортостан по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов утвержден порядок твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №... (с изменениями на дата) (в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от дата №..., от дата №...) контейнеры предоставляются потребителям лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органом местного самоуправления, региональным оператором либо оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО в соответствии с договором на транспортирование ТКО, заключенным с региональным оператором.
Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются владельцем контейнерной площадки исходя из количества проживающих в многоквартирных домах и жилых домах жителей, для сбора и накопления ТКО которых предназначены эти контейнеры, из установленных нормативов накопления ТКО в адрес, а также с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды. Контейнерные площадки должны быть с трех сторон огорожены
Так, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 13 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По утверждению ответчика главы администрации сельского поселения Инзерский сельсовет МР адрес ФИО9 нарушений санитарных норм при установке площадки ТКО в адрес не допущено. В полномочия администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес не входит определение графика вывоза мусора. Вывоз ТКО осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» по утвержденному графику. В пятницу администрация района проводит день чистоты и убирает остатки мусора, складирования КГО возле мусорных контейнеров не предусмотрено, если имеется, то вывозится силами администрации, к концу сентября 2021 ода планируется запуск второй контейнерной площадки в адрес, в настоящее время сделан подъездной путь к ней, установлен каркас, осталось обшить и установить контейнеры, в подтверждение представителем ответчика представлены фотоматериалы.
Согласно статье 13.4 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать данным требованиям, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата №..., которые действовали до дата, предусматривалось, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; при невозможности соблюдения этих расстояний главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) (пункт 2.2).
С дата введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН дата-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №... от дата.
Согласно пункту 4 СанПиН дата-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении №... к Санитарным правилам.
Согласно абзацу 3 пункта 7.5 Свод правил градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2016 (Утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дата №.../пр) расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ дошкольных образовательных организаций, медицинских организаций и предприятий питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без мусоропроводов).
Для установления вопроса о том, соответствует ли площадка ТКО и ее размещение градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, Правилам благоустройства муниципального образования, а также требованиям иного законодательства Российской Федерации, в том числе для случаев использования земельного участка истца для отдыха, судебной коллегий на обсуждение поставлен вопрос о необходимости назначения по делу землеустроительной и строительно-технической экспертизы.
Стороны против назначения судебной экспертизы не возражали.
Согласно заключению судебной землеустроительной, строительно-технической экспертизы, проведенной ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ», следует, что расстояние от ближайшей точки 57 контейнерной площадки до ближайшей очки 40 жилого дома составляет 48,70 метров.
Расстояние от границ контейнерной площадки до фактических границ земельного участка с кадастровым номером №... составляет 0,80 м.
Расстояние от границ контейнерной площадки до границ по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером №... составляет 3,30 метров.
Площадка ТКО по адресу: адрес, установлена с нарушением требований пункта 2.2 главы II Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Устранить данное нарушение можно путем переноса площадки ТКО по адресу: адрес, в другое место с соблюдением требований пункта 2.2 главы II Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» и требований третьего абзаца пункта 7.5. СП 42.13330.2016.
Согласно письменному пояснению ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ», данному экспертной организацией к своему заключению следует, что законодательством Российской Федерации не запрещено строительство индивидуальных жилых домов на землях с видом разрешенного использования «для ведения подсобного хозяйства». Пункт 2.2. главы II Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» устанавливают требования к размещению площадок для ТБО по отношению земельного участка с индивидуальным жилым домом.
Выводы экспертизы 2022/268 от дата относятся к виду разрешенного использования спорного жилого участка «для ведения подсобного хозяйства».
Судебная коллегия, оценивая выводы судебной экспертизы, находит, что экспертиза проведена в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О государственной судебно-экспертной деятельности», экспертом, имеющим, соответствующее образование в области для разрешения поставленных перед ним вопросов, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Судебная экспертиза выполнена экспертами ФИО10, ФИО11, ФИО12 имеющими дипломы о высшем образовании, дипломы о профессиональной переподготовке. Заключение достаточно аргументированно, выводы эксперта последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в определении суда вопросами. Оснований сомневаться в выводах эксперта судебная коллегия не находит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что контейнерная площадка ТКО по адресу: адрес, установлена с нарушением требований пункта 2.2 главы II Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Соответственно, исковые требования истца ФИО1 о переносе данной площадки в другое место подлежат удовлетворению.
Определяя надлежащего ответчика по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
По смыслу пункта 5 СанПин дата-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9 СанПин дата-21).
В соответствии с пунктами 3 - 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу статьи 6.1 Закона Республики Башкортостан №...-з от дата, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минприроды России от дата №... «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ с дата органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Письмом Минприроды России от дата№... «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердых коммунальных отходов» определено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права и разъяснений их применения, полномочиями в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территориях сельских поселений наделены органы местного самоуправления муниципального района.
Месте с тем, согласно пункту 2.1.3 Положения «Об администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан», утвержденного решением Совета сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата №... администрация сельского поселения осуществляет полномочия, в том числе осуществляет организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что на администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан лежит обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и переносе контейнерной площадки ТКО в другое место, в соответствии с требованиями СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес РБ об обязании устранить нарушение санитарных норм и правил и возложении на администрацию сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанности по перемещению контейнерной площадки для сбора мусора и мусорных контейнеров по адресу: адрес, от границ земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с соблюдением требований пункта 2.2 главы II Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» и требований третьего абзаца пункта 7.5. СП 42.13330.2016, а также убрать остатки бытовых отходов после демонтажа контейнерной площадки и переноса мусорных контейнеров.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании устранить нарушение санитарных норм и правил удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан (ОГРН №..., ИНН/КПП №...) переместить контейнерную площадку для сбора мусора и мусорные контейнеры по адресу: адрес, от границ земельного участка, расположенного по адресу: адрес, в соответствии с требованиями пункта 2.2 главы II Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.дата-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» и требованиями третьего абзаца пункта 7.5. СП 42.13330.2016, на расстояние не менее 20 м от границы указанного земельного участка, а также убрать остатки бытовых отходов после демонтажа контейнерной площадки и переноса мусорных контейнеров.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата