Дело № 2а-708/2021
УИД 45RS0008-01-2021-000967-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,
при секретаре Корневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 14 апреля 2021 г. административное дело по административному иску администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тарбазановой Ю.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее - администрация Кетовского сельсовета) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тарбазановой Ю.А. (далее – судебный пристав-исполнитель Кетовского РО СП) об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что 21.01.2021 судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП по Курганской области Тарбазановой Ю.А. возбуждено исполнительное производство № 2873/21/45043-ИП на основании исполнительного документа о возложении обязанности на администрацию Кетовского сельсовета в срок до 31.12.2020 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных бытовых отходов, расположенных в с. Кетово на перекрестке улиц Молодежная-Космонавтов, Промышленная-Некрасова, Кооперативная-Энергетиков, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок. 10.03.2021 судебным приставом-исполнителем Тарбазановой Ю.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера с администрации Кетовского сельсовета в размере 50 000 рублей. В адрес администрации Кетовского сельсовета указанное постановление поступило 12 марта 2021 г. Администрация Кетовского сельсовета не согласна с вынесенным постановлением, поскольку не уклонялось от исполнения исполнительного документа. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы. Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется, в первую очередь, необходимостью производить социально значимые выплаты работникам - заработную палату, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций. Администрация Кетовского сельсовета является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет района является дотационным, в связи с чем, затруднено финансирование и, соответственно, решения суда в срок невозможно исполнить. Нецелевое использование поступающих денежных средств, влечёт привлечение организации к ответственности по действующему законодательству. Помимо всего вышеперечисленного, считают, что нецелесообразна уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ. Просят освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 тысяч рублей администрацию Кетовского сельсовета вынесенного постановлением судебного пристава- исполнителя Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тарбазановой Ю.А. от 12.03.2021 по исполнительному производству № 2873/21/45043-ИП.
Представитель административного истца, действующая по доверенности Цыба Е.Е., в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что администрации Кетовского сельсовета в настоящее время предоставлена отсрочка по исполнению судебного решения до 01.07.2021. Кроме того, администрацией Кетовского сельсовета в 2018 году была проведена работа по согласованию предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 2901 кв.м. территория общего пользования для размещения указанных контейнерных площадок. 31.03.2021 в адрес главы Администрации Кетовского района было направлено письмо о необходимости материальной помощи в размере 2 300 тыс. рублей на обустройство контейнерных площадок в с. Кетово, а также на произведение кадастровых работ. Просят освободить администрацию Кетовского сельсовета от уплаты исполнительского сбора.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Кетовского РО СП Тарбазанова Ю.А., являющаяся также представителем заинтересованного лица - УФССП России по Курганской области, действующая по доверенности, в судебном заседании оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 14.08.2020 на администрацию Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области возложена обязанность в срок до 31.12.2020 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в с. Кетово Кетовского района Курганской области на перекрестке улиц Молодежная-Космонавтов, Промышленная-Некрасова, Кооперативная-Энергетиков, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Решение вступило в законную силу 29.09.2020.
21.01.2021 на основании исполнительного листа серии ФС № от 14.01.2021, выданного Кетовским районным судом Курганской области, судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику - администрации Кетовского сельсовета, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней.
10.03.2021 судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП вынесено постановление о взыскании с администрации Кетовского сельсовета исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 11 ст. 30 указанного Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12 ст. 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 данного Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Таким образом, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При оценке действий административного истца по исполнению решения судом установлено следующее.
В 2018, 2020 г.г. главой Кетовского сельсовета заместителю главы Кетовского района Курганской области направлялись письма об устранении нарушений в постановлениях Администрации Кетовского района Курганской области, подготовленных на заявление о предварительном согласовании предоставления в постоянное «бессрочное» пользование земельных участков площадью 12 кв.м., с видом разрешённого использования «специальное деятельность», а также на заявление о предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 2901 кв.м. с видом разрешённого использования «земельные участки (территории) общего пользования».
Также 31.03.2021 главой Кетовского сельсовета главе Кетовского района Курганской области направлено письмо, в котором указано, что с целью создания (обустройства) на территории Кетовского сельсовета 61 места (площадки) с количеством контейнеров 155, Администрация Кетовского сельсовета просит предусмотреть в бюджете Кетовского района финансирование Кетовского сельсовета на сумму 2 300 тыс. рублей.
Таким образом, административным истцом предпринимались меры для исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от 14.08.2020, учитывая, что администрация Кетовского сельсовета является бюджетной организацией, порядок и сроки формирования бюджета на очередной финансовый год, суд приходит к выводу, что у администрации Кетовского сельсовета отсутствовала реальная возможность в течение установленного срока исполнить решение суда.
Также суд считает, что поскольку основным препятствием для своевременного исполнения требования судебного пристава-исполнителя является недостаточность финансовых средств у администрации Кетовского сельсовета, то взыскание штрафных санкций не ускорит исполнение решения суда, а напротив, создаст дополнительные трудности по его выполнению.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о целесообразности освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тарбазановой Ю.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тарбазановой Ю.А. от 10.03.2021 в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 28.04.2021.
Судья Т.В. Тренихина