РЕШЕНИЕ дело №
Именем Российской Федерации
20 сентября 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО1
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, третье лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенных за границами населенных пунктов <адрес> Республики Крым, а именно за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> площадью 20 000 кв.м., расположенных в 300 м. восточнее <адрес> Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, с требованием о возложении на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенных за границами населенных пунктов <адрес> Республики Крым, а именно за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> площадью 20 000 кв. м, расположенных в 300 м. восточнее <адрес> Республики Крым (географические координаты: Е:45.129172, N:34.741989).
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в результате рейдового обследования специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым территории Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления (отходов строительства и ремонта, твердых коммунальных отходов) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, фрагментарно площадью 20 000 кв. м, расположенных в 300 м. восточнее <адрес> Республики Крым (географические координаты: 45.129172, 34.741989. Материалы, для принятия мер к ликвидации свалки направлены Министерством экологии и природных ресурсов РК в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства, но меры по ликвидации не были приняты. Непринятие должных мер по ликвидации несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 требования поддержала. Указала, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений не предоставили.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Предоставлены письменные пояснения, в которых указано, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов, возложена на Министерство ЖКХ, просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Предоставил письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие, указал, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов, возложена на Министерство ЖКХ,
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах и.т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 1, ч. 6 ст. 12 Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ).
В силу п. п. 6, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно требований ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из Акта рейдового обследования №.3 следует, что в результате рейдового обследования территории Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления (отходов строительства и ремонта, твердых коммунальных отходов) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, фрагментарно, площадью 20000 кв.м., расположенных в 300 м. восточнее <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.129172, 34.741989). Выявленный факт несанкционированного складирования отходов является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения о лицах, совершивших указанное административное правонарушение на момент его выявления отсутствуют. К акту обследования приложена фототаблица.
Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, территория с координатами 45.129172, 34.741989 расположена за границами населенных пунктов Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым. Сведения о регистрации правоустанавливающих документов на указанную территорию в Минимуществе отсутствуют.
Из ответа заместителя главы <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок, расположенный в 300 м. восточнее <адрес>, Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: 45.129172, 34.741989) относятся к прочим землям-оврагам, принадлежит к землям госсобственности. Сведениями о лицах, причастных к несанкционированному складированию отходов производства и потребления (отходов от строительства и ремонтных работ, твердых коммунальных отходов) администрация не располагает.
Из ответа Муниципального образования Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок, расположенный в 300 м. восточнее <адрес>, Васильевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: 45.129172, 34.741989) относятся к прочим землям-оврагам, принадлежит к землям госсобственности. Сведениями о лицах, причастных к несанкционированному складированию отходов производства и потребления (отходов от строительства и ремонтных работ, твердых коммунальных отходов) не располагают.
Из ответа МВД РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что представить информацию о лицах, причастных к совершению административного правонарушения в части несанкционированного складирования отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ, твердых коммунальных отходов) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, фрагментарно на земельном участке площадью 20000 кв.м., расположенном в 300 м. восточнее <адрес> Республики Крым подпадающего под признаки ст. 8.2 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ не представляется возможным, ввиду того, что таковые не установлены.
Право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, 300 м. восточнее <адрес>, площадь 20000 кв.м., не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым направлено письмо № с приложением материалов проверки с целью информирования о выявленном месте несанкционированного размещения отходов, а также для организации работы по ликвидации выявленной свалки.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес <адрес> направлена справка заведующего сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3, из которой следует, что свалка отходов производства и потребления (отходов строительства и ремонта, твердых коммунальных отходов) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, площадью 20 000 кв. м, расположенных в 300 м. восточнее <адрес> Республики Крым (географические координаты: 45.129172, 34.741989) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не ликвидирована.
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 547-рг (в редакции распоряжения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 164-рг) утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым(далее Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.
В силу п. п. 6.3 п. 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае неустановления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.
Согласно п. 7 Порядка, для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов, который включает в себя: информацию о несанкционированной свалке отходов, в том числе ее площадь, координаты, картографический материал; контактные данные должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющего административное расследование по установлению лиц виновных в образовании несанкционированной свалки отходов; копии ответов, полученных от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства внутренних дел по <адрес>, органов местного самоуправления.
Согласно п. п. 8.2 п. 8 Порядка, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 136 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым" в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке в области обращения с отходами: участвует в разработке законов и нормативных правовых актов Республики Крым в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением; участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Крым; участвует в разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в организации и обеспечении населения информацией в области обращения с отходами; участвует в разработке перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; ведет региональный кадастр отходов, включающий в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами; устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливает порядок ее представления и контроля; утверждает методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами: организовывает прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; осуществляет сбор информации для ведения государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами; проводит работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами. (п. 3.6).
Материалами дела установлено, что несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории в 300 м. восточнее <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.129172, 34.741989) были выявлены Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и указанная информация была направлена Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Также Актом рейдового обследования №.3 от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт наличия несанкционированной свалки в 300 м. восточнее <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.129172, 34.741989) на момент рассмотрения заявления иска судом.
Полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым определены Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 150 (далее - Положение).
В силу п. 1.1. Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным и подконтрольным Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Согласно п. 1.3 Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в своей деятельности руководствуется, в том числе, указами и распоряжениями Главы Республики Крым.
В силу п. 11 ст. 64 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Крым с иными органами государственной власти Республики Крым, организовывает в соответствии с законодательством Российской Федерации взаимодействие органов исполнительной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Согласно п. 1, 2 ст. 65 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым. Указы и распоряжения Главы Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым.
В соответствии с Положением, к компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальным отходами (п. ДД.ММ.ГГГГ); разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов (п. ДД.ММ.ГГГГ); организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (п. ДД.ММ.ГГГГ); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора (п. ДД.ММ.ГГГГ) организация разработки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (п. ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, в соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 547-рг, нормы которых не противоречат друг другу, в компетенцию ответчика входит ликвидация несанкционированных свалок на территории Республики Крым в установленных Порядком случаях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> Республики Крым требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ 20 000 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 300 ░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░:45.129172, N:34.741989).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.09.2019