Решение по делу № 33а-4693/2022 от 06.04.2022

Судья – Морозова Л.С. Дело № 33а-4693/2021 А-21а

24RS0016-01-2021-000533-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июля 2022 годаСудебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Мирончика И.С.,

судей – Данцевой Т.Н., Штея Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстихиной Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску МП г. Красноярска «Дорожное ремонтно-строительное предприятие Левобережное» к Красноярской природоохранной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании представления незаконным

по апелляционной жалобе генерального директора МП г. Красноярска «Дорожное ремонтно-строительное предприятие Левобережное» - Давыдова А.В.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» к Красноярской природоохранной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления от 26.05.2021, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместителем Красноярского природоохранного прокурора внесено представление от 26 мая 2021 года <данные изъяты> на предмет устранения МП г. Красноярска «Дорожное ремонтно-строительное предприятие Левобережное» (далее – МП «ДРСП Левобережное») нарушений природоохранного законодательства, выразившихся в складировании снежных масс, убираемых с территории общего пользования в г. Красноярске, на площадке в районе здания № 5а по ул. Башиловская в г. Красноярске, не оборудованной в соответствии с требованиями санитарных норм.

Выражая несогласие с данным актом, Предприятие обратилось в суд с административным иском к Красноярской природоохранной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании его незаконным.

В обоснование своих требований сослалось на то, что вывод прокурора о нарушении природоохранного законодательства базируется на ошибочном отнесении снега к отходам производства и потребления. Вместе с тем таковыми признаются результаты производства, выполнения работ, оказания услуг, потребления, остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, товаров, утративших полностью или частично исходные потребительские свойства, то есть результаты деятельности человека. Снег же, собранный в том числе в результате уборки улиц, указанным критериям не отвечает. Вследствие этого на деятельность Предприятия по складированию снега не распространяются предписания нормативных правовых актов, регулирующих такую деятельность в отношении отходов производства и потребления. Кроме того, полагает, что отбор проб был проведен с нарушением предъявляемым требований, сами по себе полученные результаты не могут быть расценены в качестве достаточного доказательства для признания складированного снега отходом V класса опасности, присвоения кода и наименования спорному виду отхода и включения в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Также, поскольку Предприятие не является правообладателем площадки временного складирования снега, ни земельного участка, на котором эта площадка расположена, является необоснованным возложение на него обязанности по приведению территории в надлежащее состояние.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В своей апелляционной жалобе генеральный директор МП «ДРСП Левобережное» - Давыдов А.В. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая в рамках аргументации своей позиции на доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

От Красноярского природоохранного прокурора Лосева А.А., представителя прокуратуры Красноярского края – Дозоцевой М.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым доводы, изложенные в указанном документе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя МП «ДРСП Левобережное» - Магдибур С.Б., настаивавшей на удовлетворении предъявленных требований, Красноярского природоохранного прокурора Лосева А.А., представителя прокуратуры Красноярского края – Дозоцевой М.В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что 25 марта 2021 года на основании постановления и.о. Красноярского природоохранного прокурора Васильева А.И. от 11 марта 2021 года (л.д. 26) сотрудниками Красноярской природоохранной прокуратуры с участием специалистов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» была проведена проверка на предмет соблюдения МП «ДРСП Левобережное» природоохранного законодательства в ходе осуществления деятельности по уборке снега с территорий общего пользования г. Красноярска и складирования его на специально предназначенной для этого площадке в районе здания № <данные изъяты> (согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 1 ноября 2017 года № 101-гх (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 16 октября 2019 года № 139-гх). По результатам данного мероприятия установлено, что размещаемые на данной территории отходы, в соответствии с материалами проведенных лабораторных исследований от 22 марта 2021 года (л.д. 35-41), относятся к V классу опасности. Однако оборудование площадки выполнено без соблюдения предписаний Санитарных правил и норм СаНпиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3. Так, по периметру площадки не выполнена обвалка, отсутствует обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, твёрдое покрытие, территория не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра.

В связи с этим заместителем Красноярского природоохранного прокурора 26 мая 2021 года вынесено постановление о возбуждении в отношении МП «ДРСП Левобережное» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и в тот же день внесено представление № 7/1-12-2021 об устранении выявленных дефектов и принятии действенный мер к недопущению впредь отмеченных нарушений, причин и условий, им способствующих (л.д. 15-19, 28-31).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый акт принят должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по результатам надлежащим образом проведенной проверки, в том числе по получении результатов лабораторных исследований, подтвердивших опасность для окружающей среды сгружаемых на обозначенную площадку отходов, получаемых от зимней уборки улиц.

Ссылка представителя МП «ДРСП Левобережное» о неправомерности возложения на Предприятие обозначенных в предписании обязанностей ввиду того, что отходы, получаемые от зимней уборки улиц, не относятся к отходам производства и потребления, подлежит отклонению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2022 года № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Аналогичное положение получило закрепление в ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветреной эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (пп. 2 п. 2 ст. 15, ст. 42 ЗК РФ).

Уборка территории в городе в зимний период, в соответствии с п. 3.2 Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25 июня 2013 года № В-378, предусматривает уборку и вывоз снега. Отходы от зимней уборки улиц включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденных Приказом Росприродназора от 22 мая 2017 года № 242, под кодом «7 31210 00 00 0».

Согласно п.п. 216, 218 упоминавшихся выше СаНпиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил. Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п.п. 220, 221 СаНпиН 2.1.3684-21).

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм, обеспечение надлежащих условий хранения отходов, вопреки доводам апелляционной жалобы, не находится в прямой причинно-следственной связи с их отнесением к отходам производства и потребления. Соответствующие требования к оборудованию площадок для временного складирования снега обусловлены лишь классом опасности сгружаемых на данную территорию отходов от зимней уборки улиц, который был определен в ходе проведенных лабораторных исследований, и направлены на предотвращение негативных последствий для окружающей среды. Факт же наличия реальной угрозы подтверждается и результатами анализа проб почвы на указанной площадке, взятым 10 июня 2021 года после таяния снега, согласно которым выявлено превышение по содержанию нитрат-ионов, нефтепродуктов, кадмия, цинка, свинца, меди (л.д. 118-126).

Установление же факта отнесения отходов от зимней уборки улиц к отходам производства и потребления имеет правовое значение только при рассмотрении вопроса об обоснованности квалификации действий МП «ДРСП Левобережное» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Соответствующее постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28 января 2022 года о назначении административного наказания выступает в настоящее время предметом обжалования.

Является несостоятельной и ссылка апеллянта на то, что забор проб был произведен неправильно, поскольку опровергается сведениями, содержащимися в протоколе результатов измерения (исследований) отходов от 22 марта 2021 года и справке к протоколу результатов измерения (исследований отходов от 22 марта 2021 года; распечаткой публичной карты (спутник) с изображением геолокации места отбора проб по заданным координатам их отбора на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также показаниями допрошенных в качестве свидетелей специалиста Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Дудниковой О.А. и специалиста КГБУ «ЦРМПиООС» Гусельниковой Ю.Ф. о выполнении в ходе забора материала предписаний ПНД Ф 12.4.2.1-99, ПНД 12.1:2:2.2.2.3:3.2-03, - которым судом дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости и достоверности (ст. 84 КАС РФ).

При этом суд первой инстанции, дав надлежащий анализ правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и положениям Распоряжения администрации г. Красноярска «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске на зимние периоды 2017-2019 годов» от 1 ноября 2017 года № 101-гх (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 16 октября 2019 года № 139-гх, относительно продления срока действия данного документа до 2023 года), Устава МП ДРСП Левобережное» (л.д. 76-104), пришел к верному выводу, что обязанность по обустройству площадки для временного складирования снега должна быть исполнена именно административным истцом. А потому доводы последнего об обратном подлежат отклонению. Более того, как пояснили представители органов прокураторы, и не оспаривается заявителем, в настоящее время выявленные нарушения им устранены, обозначенный участок оборудован в соответствии с санитарными правилами.

Аргументы апеллятора сводятся к переоценке обстоятельств по делу, которые были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка.

Решение суда принято в соответствии с положениями норм материального и процессуального права, а потому является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МП г. Красноярска «Дорожное ремонтно-строитель-ное предприятие Левобережное» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4693/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
МП Дорожно ремонтно-строительное предприятие Левобережное
Ответчики
Прокуратура Красноярского края
Красноярская природоохранная прокуратура
Другие
Администрация города Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Данцева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
19.04.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022Передано в экспедицию
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее