УИД 36RS0006-01-2022-007968-02
Дело № 33-4144/2023
Строка № 129г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июня 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Копылова В.В.,
судей Безрядиной Я.А., Ваулина А.Б.,
при секретаре Коган М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда в городе Воронеже по докладу судьи Ваулина А.Б.
гражданское дело № 2-6010/2022 по иску Кожевникова С.И. к администрации городского округа город Воронеж о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и считать принятым на учет с 20 июля 1993 г. составом семьи три человека
по апелляционной жалобе Кожевникова С.И.
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 декабря 2022 г.
(судья районного суда Багрянская В.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А:
Кожевников С.И. обратился в суд с иском к администрации городского округа
г. Воронеж о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и считать принятым на учет с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи три человека. В обосновании заявленных требований указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, последнее место службы <адрес>. На момент увольнения истец был обеспечен служебным помещением, которое сдал при увольнении. В период службы истец обращался с рапортом к командиру воинской части и просил поставить его в очередь для получения жилья по избранному месту жительства в г. Воронеже. Командир воинской части направил ходатайство в администрацию городского округа г. Воронеж о постановке истца на учет для получения жилья. Истец, полагая, что им соблюдены все необходимые условия для постановки на учет, обратился с заявлением к ответчику.
27 июня 2022 г. в адрес истца направлен ответ, согласно которому он не был поставлен на учет для получения жилья до 1 января 2005 г. и у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению Кожевникова С.И. жильем. Истец полагает бездействие ответчика незаконным, просит обязать администрацию включить его в список очередников для получения жилья составом семьи три человека с 20 июля 1993 г. (л.д. 4-5).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 декабря 2022 г. требования Кожевникова С.И. к администрации городского округа г. Воронеж оставлены без удовлетворения (л.д. 62-63).
В апелляционной жалобе Кожевников С.И. просит отменить решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ и принять новое решение удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 69-70).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание и ходатайств об отложении слушания дела не представили. На основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив апелляционную жалобу, проверив решение суда первой инстанции на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах содержащихся в ней доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кожевников С.И. с 5 августа 1976 г. по 5 июля 1995 г. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, последнее место службы <адрес>. На момент увольнения истец был обеспечен служебным жильем, которое сдал при увольнении (л.д. 8, 13-15).
1 июня 2022 г. Кожевников С.И. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с 1993 г. Письмом от 27 июня 2022 г. истцу было отказано в принятии на учет ввиду отсутствия для этого оснований (л.д.9-11).
До 1 января 2005 г. истец не обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На день увольнения со службы истец и члены его семьи были обеспечены жилым помещением площадью 63,2 кв.м., расположенным по адресу <адрес>, которое было выделено ФИО1 в собственность на основании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости Кожевников С.И. являлся собственником квартиры по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статьей 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» суд пришёл к выводу, что истец на период с 13 мая 1993 г. по 9 сентября 2010 г. являлся собственником жилого помещения и на момент увольнения не был нуждающимся в улучшении жилищных условий, а следовательно не мог быть принят на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося на день увольнения.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда считает выводы суда первой инстанции правильными и не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
На момент увольнения Кожевникова С.И. с военной службы действовал Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 "О статусе военнослужащих".
В силу положений статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Таким образом, необходимым условием реализации права, предусмотренного статьей 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
С 1 января 1998 г. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-1
"О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище и определены источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Согласно части 1 статьи 15 данного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 12 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (введено в действие приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285), действовавшего до 26 июня 2000 г., функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем возлагались на местные органы власти, куда уволенному в период до 1 января 2005 г. военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав.
Статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на время увольнения Кожевникова С.И. с военной службы) установлены категории граждан, которые признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
К числу таких граждан, помимо прочих категорий, относятся лица имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Воронежской области, утвержденными решением Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума облсовета профсоюзов Воронежской обл. от 27 сентября 1989 г. № 425/53-21 (в редакции на время увольнения Кожевникова С.И. с военной службы) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью 7 кв.м. и менее на одного члена семьи.
Материалами дела достоверно подтверждается, что на день увольнения с военной службы в собственности Кожевникова С.И. находилась трехкомнатная квартира площадью 63,2 кв.м. в том числе жилой 39 кв.м. (л.д. 36, 43).
Право собственности Кожевникова С.И. на указанное жилое помещение прекращено 9 сентября 2010 г.
Таким образом, на день увольнения Кожевникова С.И. с военной службы и до
1 января 2005 г. основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося отсутствовали.
Доводы истца о том, что обеспеченность жилой площадью семьи заявителя была ниже установленных нормативов, судом апелляционной инстанции отклоняются. Выпиской из домовой книги подтверждается, что помимо собственника, с
29 сентября 1995 г. в указанной квартире были зарегистрированы супруга и сын Кожевникова С.И. Остальные лица значатся зарегистрированными в жилом помещении с 2012 г. и позднее.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у Кожевникова С.И. оснований быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, является правильным, он соответствует фактическим обстоятельствам по делу, сделан при верном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. Безусловных оснований для отмены судебного постановления вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожевникова С.И. без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Судьи коллегии: