Решение по делу № 2-855/2024 от 24.01.2024

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2024 года

Дело № 2-855/2024

УИД 76RS0017-01-2024-000152-74

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,

при секретаре Урожаевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

28 августа 2024 года

гражданское дело по иску Бабунина А.Л., Ерохиной Л.А., Криулиной Н.Ю., Сергеева Ю.С., Строковой Е.Г., Сякиной Т.А. к ТСЖ «Мой Дом» о признании наружных сетей водоснабжения централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, возложении обязанности обратиться с заявлением об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения,

у с т а н о в и л:

Истцы Бабунин А.Л., Ерохина Л.А., Криулина Н.Ю., Сергеев С.С., Строкова Е.Г. и Сякина Т.А. обратились в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Мой Дом» (далее ТСЖ «Мой Дом»), с учетом уточнения требований просили (том 2 л.д. 3-6, 32-36, том 3 л.д. 1-2):

1. Признать наружные сети водоснабжения с водонапорной башней диаметром 110 мм, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер , и сооружения канализации диаметром 60 мм с КНС по адресу: <адрес>, кадастровый номер , централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения;

2. Обязать ТСЖ «Мой Дом» обратиться в Министерство регулирования тарифов Ярославской области с заявлением об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

3. Обязать ТСЖ «Мой Дом» в соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ РФ от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» не требовать с собственников индивидуальных жилых домов на <адрес> возмещения затрат на эксплуатацию находящихся в собственности ТСЖ «Мой Дом» водопроводных и канализационных сетей до установления на них тарифов.

В обоснование требований истцы ссылались на следующее.

На основании решения Арбитражного суда ЯО от 25.04.2018 г. по делу № А82-23551/2017 ТСЖ «Мой Дом» имеет право собственности на:

- наружные сети водоснабжения с водонапорной башней диаметром 110 мм протяженностью 2499 м, расположенные по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 2010, кадастровый номер ,

- сооружение канализации диаметром 60 мм, протяженностью 1541 м, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый номер .

В решении суда указано, что Постановлением главы ЯМР от 21.06.2005 № 839 на основании заявки ТСЖ принято решение о согласовании и предоставлении ТСЖ места размещения жилого комплекса, состоящего из 84 жилых домов с гаражами, спортивного развлекательного комплекса, административного здания, очистных сооружений ГРГ, РГ, ТП на земельном участке с ориентированной площадью 10 га по адресу: <адрес>

03.11.2006 г. Администрацией ЯМР выдано разрешение № 166 на строительство 82 индивидуальных жилых домом с внутриплощадочными сетями к 39 жилым домам (1-я очередь) в с. Сарафоново.

Региональным агентством по недропользованию по Центральному округу ТСЖ «Мой Дом» была выдана лицензия ЯРЛ 57712 ВЭ и соглашение от 21.04.2006 об условиях пользования недрами с целью геологического изучения и добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения <адрес> (территория товарищества) ЯМР ЯО.

30.05.2022 Департаментом окружающей среды и природопользования ЯО ТСЖ «Мой Дом» выдана новая лицензия ЯРЛ № 003644 ВЭ для разведки и добычи подземных вод.

В приложении 31 к лицензии «Условия пользования недрами» в п. 1.4. целевое назначение указано: для разводки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения.

Согласно Генеральному плану и основным проектным решениям на строительство 82 жилых домов в <адрес> указано: водоснабжение, канализация газоснабжение и электроснабжение предусмотрены централизованные.

Как указано в разделе 5 «Водоснабжение»: водоснабжение жилых домов осуществляется от проектируемых артезианских скважин через водонапорную башню.

В конструкции водонапорной башни предусмотрена подача воды в башню и от башни потребителям через один трубопровод. Водонапорная башня предназначена для создания необходимого напора в сети и хранения противопожарного запаса воды. Вода в водонапорную башню поступает от двух артезианских скважин (1 - рабочая, 1 - резервная), расположенных за территорией поселка.

В разделе 6 «Канализация» указано: канализационные стоки от жилых домов самотеком поступают на канализационную станцию и далее по напорному трубопроводу на очистные сооружения.

14.06.2016 инспекцией Государственного строительного надзора Ярославской области, был составлен акт проверки № 42-13 объекта капитального строительства - водонапорная башня в с. <адрес>приблизительно 50 м). В акте указано, что в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство водонапорной башни ТСЖ «Мой Дом» осуществляло в период с августа 2007 по ноябрь 2007 без разрешения на строительство. Объекты сетей водоснабжения с водонапорной башней емкостью 160 куб.м и сетей канализации, сетей напорной канализации с момента постройки и до настоящего времени эксплуатируются без разрешения на строительство уже построенных объектов.

ТСЖ «Мой Дом» обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Администрации Ивняковского сельского поселения об обязании выдать разрешение на строительство уже построенных объектов... внутриплощадочных (наружных) сетей водоснабжения с водонапорной башней емкостью 160 куб.м., внутриплощадочных (наружных) сетей канализации, внутриплощадочных (наружных) сетей напорной канализации.

Решением Арбитражного суда ЯО от 03.04.2013 по делу А82-12530/2012 в заявленных требованиях ТСЖ «Мой Дом» отказано по следующим основаниям. Проектная документация на строительство коммуникаций (линейных) объектов разработана в 2005-2006 г.г.. Заявитель (ТСЖ) о выдаче разрешений на строительство сетей канализации и напорной канализации не обращалось. За период разработки проектной документации изменилась правовая база и требования к документации для выдачи разрешений на строительство линейных объектов. Так как заявитель ТСЖ «Мой Дом» не предоставил полный перечень этой документации, в т.ч. градостроительный план земельного участка и положительное заключение экспертизы проектной документации, на строительство ему правомерно было отказано в выдаче разрешения.

ТСЖ «Мой Дом» неправомерно выставляет как членам ТСЖ, так и не членам ТСЖ собственникам индивидуальных жилых домов на основании смет доходов и расходов ТСЖ, утверждаемых общими собраниями членов ТСЖ, платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт имущества общего назначения и инженерной инфраструктуры и предоставлением коммунальных услуг.

На основании неоднократных письменных обращений собственников индивидуальных жилых домов с <адрес> в адрес Департамента регулирования тарифов по Ярославской области к ТСЖ «Мой Дом» объявлялись дважды Предостережения о не допустимости нарушения обязательных требований, и предлагалось обеспечить организацию надлежащего порядка ценообразования при осуществлении ТСЖ «Мой Дом» деятельности по водоснабжению и водоотведению.

В своем возражении на Предостережение от 12.05.2023 № 10 ТСЖ указывает, что оно является не обоснованным, т.к. строительство сетей осуществлено на основании выданного Администрацией ЯМР разрешения от 03.11.2006 на строительство 82-х индивидуальных домов с внутри площадочными сетями в <адрес> и предназначены для общего пользования ограниченного круга лиц - собственников индивидуальных жилых домов, возведенных в соответствии с разрешением на строительство.

В соответствии с ответом Департамента регулирования тарифов ЯО от 13.03.2023 обращение Бабунина А.Л. в адрес ТСЖ «Мой Дом» было вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 01 от 30.12.2022. Согласно ответу на обращение Бабунина А.Л. этого же Департамента от 16.05.2023, второе Предостережение ТСЖ было объявлено от 12.05.2023 №10. Так же в ответе на обращение Бабунина А.Л. Департамент регулирования тарифов ЯО от 16.05.2023 разъясняет, что ТСЖ является централизованной системой водоснабжения и водоотведения в соответствии с ФЗ РФ от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведения». И делает вывод: ТСЖ «Мой Дом» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства и осуществляет регулируемую деятельность в сферах холодного водоснабжения и водоотведения.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства ЯО в ответе на обращение Бабунина А.Л. от 21.08.2023 сообщает, что ТСЖ «Мой Дом» на праве собственности владеет отдельными объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения (наружные сети, водонапорная башня КНС). В ответе от 05.09.2023 Министерство тарифного регулирования ЯО подтверждают свою позицию по ТСЖ «Мой Дом».

Истцы Бабунин А.Л., Ерохина Л.А., Криулина Н.Ю., Сергеев С.С. в суде иск поддержали в объеме заявленных требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Сякина Т.А. в суде иск поддержала в объеме заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях на листах дела 165-167 том 2.

Истец Строкова Е.Г. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.

Представитель истцов Строковой Е.Г. и Сякиной Т.А. по доверенности Казымова Ж.С. (том 2 л.д. 155-156) в суде иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях на листах дела 165-167 том 2.

Представитель ответчика по доверенности Горшков О.П. (том 2 л.д. 217) в суде просил отказать в удовлетворении требований истцов, ссылаясь на то, что наружные сети водоснабжения и канализации, принадлежащие товариществу, предназначены для общего пользования ограниченного круга лиц - собственников индивидуальных жилых домов, возведенных в соответствии с Разрешением на строительство от 03.11.2006 года. Указанные в Разрешении внутриплощадочные сети для обслуживания иных объектов не предназначены, являются автономными, внутриплощадочными, с централизованной системой холодного водоснабжения технологически не связаны. ТСЖ «Мой Дом» не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), поскольку не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В связи с чем, правовые основания для установления регулируемых тарифов не имеется.

Представители ответчика по доверенности Филиппова Л.С. и Колосова И.А. (том 2 л.д. 83, 216) в суде поддержали доводы представителя ТСЖ «Мой Дом» Горшкова О.П., просили отказать в удовлетворении требований истцов.

Третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области и Министерство тарифного регулирования Ярославской области – в суд своего представителя не направили, о месте и времени судебного заседание извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В представленном суду отзыве представитель Министерства тарифного регулирования Ярославской области Лихоманова К.И. сослалась на то, что в настоящее время ТСЖ «Мой Дом» тарифы для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению не установлены. Министерство считает обоснованными и правомерными исковые требования жителей улицы Лесной села Сарафоново Ярославского муниципального района о признании наружных сетей водоснабжения с водонапорной башней и сооружения канализации ТСЖ «Мой Дом» централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения и обязании товарищества обратиться с заявлением об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (том 2 л.д. 53-58).

В представленном суду отзыве представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области Пронякова И.О. сослалась на то, что ТСЖ «Мой Дом» на праве собственности владеет отдельными объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения (наружные сети, скважины, водонапорная башня, КНС). Из представленных документов и в соответствии с положениями пунктов 15, 28, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указанные объекты водопроводно-канализационного хозяйства входят в комплекс сооружений централизованных систем водоснабжения и водоотведения (канализации). Министерство считает, что ТСЖ «Мой Дом», эксплуатирующий объекты водоснабжения и водоотведения, имеет признаки организации организация, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (том 2 л.д. 75-80).

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ «Мой Дом» (<данные изъяты>) на праве собственности принадлежит следующее имущество:

- газопровод низкого давления с кадастровым номером , протяженностью 1696 м, расположенный по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации – 22.07.2019; основание государственной регистрации – решение суда № 2-275/18, выдан 20.07.2018, Ярославский районный суд Ярославской области);

- газопровод высокого давления с кадастровым номером , протяженностью 1283 м., расположенный по адресу: Ярославская <адрес> (дата государственной регистрации – 22.07.2019; основание государственной регистрации – решение суда, № 2-275/18, выдан 20.07.2018, Ярославский районный суд Ярославской области);

- сети водоснабжения с кадастровым номером , протяженностью 2499 м., расположенные по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации – 05.09.2018, основание государственной регистрации – решение суда, № А82-23551/2017, выдан 25.04.2018, Арбитражный суд Ярославской области);

- сооружения канализации с кадастровым номером , протяженностью 1541 м., расположенные по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации – 05.09.2018, основание государственной регистрации – решение суда, № А82-23551/2017, выдан 25.04.2018, Арбитражный суд Ярославской области).

Строительство указанных сетей водоснабжения осуществлено на основании выданного Администрацией Ярославского муниципального района ТСЖ «Мой Дом» Разрешения от 03.11.2006 г. на строительство 82 индивидуальных жилых домов с внутри площадными сетями в с. Сарафоново.

27.03.2010 ТСЖ от ООО «Военстрой» по акту приемки в эксплуатацию приняты в эксплуатацию наружные сети канализации.

28.03.2010 ТСЖ приняты по акту от ООО «Военстрой» наружные сети водоснабжения с водонапорной башней емкостью 160 куб. м.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29 марта 2018 года по делу № А82-23551/2017 (том 3 л.д. 98-101).

Согласно ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Объекты водоснабжения, принадлежащие Товариществу, (колодцы, водонапорная башня) являются имуществом общего назначения и предназначены для пользования ограниченного круга лиц - собственников близко расположенных жилых домов в <адрес>.

Бабунину А.Л. с 30.12.2016 года на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 93,9 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 37).

Ерохиной Л.А. с 14.04.2016 года на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 151,6 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 39).

Криулиной Н.Ю. с 02.09.2011 года на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 101,9 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 41).

Сергееву Ю.С. с 21.11.2013 года на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 120,7 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 38).

Строковой Е.Г. с 29.12.2012 года на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 50 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 42).

Сякиной Т.А. с 07.10.2011 года на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 126,4 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 40).

Право собственности ТСЖ «Мой Дом» на указанные выше объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРН. Указанное имущество общего назначения предназначено для обслуживания индивидуальных жилых домов жилого квартала с. Сарафоново, возведенных ТСЖ «Мой Дом».

Все жилые дома, включая жилые дома истцов, подключены к инженерным коммуникациям: наружным сетям водоснабжения с водонапорной башней, сетям канализации.

Истцы по настоящему делу обратились в суд с иском в порядке защиты прав потребителей с требованиями признать наружные сети водоснабжения с водонапорной башней и сооружения канализации централизованными системами водоснабжения и водоотведения; обязать ТСЖ «Мой Дом» обратиться в Министерство регулирования тарифов Ярославской области с заявлением об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Вопрос об основаниях установления Товариществом тарифов за оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению подробно исследовался в рамках рассмотрения Ярославским районным судом Ярославской области гражданского дела № 2-152/2021 по иску Бабунина А.Л. в порядке защиты прав потребителей к ТСЖ «Мой Дом» об обязании заключить договор, сделать перерасчет платы, взыскать компенсацию морального вреда, встречному иску Товарищества об обязании заключить договор и гражданского дела № 2-408/2023 по иску ТСЖ «Мой Дом» к собственникам жилых домов о взыскании денежных средств за содержание и ремонт имущества общего назначения.

Вступившим в законную силу решением Ярославского районного суда Ярославской области от 28 июля 2021 года по делу № 2-152/2021 установлено что ТСЖ «Мой Дом» не является ресурсоснабжающей организацией, не оказывает собственникам жилых домов платных услуг, установление платежей и их взимание с собственников жилых домов преследует единственную цель содержания объектов инфраструктуры ТСЖ, осуществления деятельности ТСЖ без извлечения прибыли. Размер взносов установлен решениями общих собраний в соответствии со сметой (том 3 л.д. 165об.).

Также, в мотивировочной части данного решения указано, что решением общего собрания членов ТСЖ «Мой Дом» от 23 марта 2019 года под председательством Бабунина А.Л. утверждена смета доходов и расходов, исходя из размера ежемесячного платежа 1500 руб. в месяц. При этом, размер ежемесячного платежа утвержден ТСЖ «Мой Дом» надлежащим образом в соответствии со сметой расходов на 2020 год. Представителем ТСЖ «Мой Дом» представлены все заключенные в рамках сметы договоры на содержание имущества и управления ТСЖ «Мой Дом». Включенные в смету судебные расходы связаны с деятельностью ТСЖ «Мой Дом» в интересах его членов, в том числе по оформлению прав на объекты инфраструктуры (том 3 л.д. 163об.).

Изложенные выше выводы суда подтверждены апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 23 декабря 2021 г., кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года (том 3 л.д. 167-172).

Вступившим в законную силу решением Ярославского районного суда Ярославской области от 14.09.2023 года по делу № 2-408/2023 установлено, что ТСЖ «Мой Дом» не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку электроснабжение газоснабжение жителей поселка осуществляется ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», а центральное водоснабжение водоотведение отсутствует, в связи с чем, судом не принимаются доводы ответчиков о том, что Товарищество обязано получить тарифы для расчета платы за использование принадлежащих им сетей газоснабжения, водоснабжения, канализации (том 3 л.д. 150).

Указанные выводы подтверждены апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 15 января 2024 года, кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2024 года (том 3 л.д. 152-167).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, что Товарищество не является ресурсоснабжающей организацией, не является исполнителем коммунальных услуг, не обязано получать тарифы для расчета платы за использование принадлежащих им сетей. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит доводы истцов о том, что все сети Товарищества являются централизованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам, поскольку они не подтверждены надлежащими доказательствами.

В силу ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды: б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи: 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Согласно п. 13 ст. 2 указанного Закона нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Судом установлено, что Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 30 мая 2022 года на основании приказа директора Департамента от 18.05.2022 № 07-01-01/174 ТСЖ «Мой Дом» выдана Лицензия на пользование недрами серии ЯРЛ № 003644 тип ВЭ, вид пользования недрами – разведка и добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения товарищества в пределах его территории, наименование участка недр – <адрес>, срок окончания пользования недрами – 27.05.2032, в соответствии с которой они не вправе обеспечивать водой земельные участки за пределами территории ТСЖ (том 2 л.д. 12).

Согласно условиям пользования недрами, являющимися приложением к лицензии, заявленная потребность в воде - 54 куб. м/сут., нарушение данного условия является основанием для прекращения права пользования недрами (том 2 л.д. 13-16).

Согласно Заключению на согласование отвода земельного участка для строительства 84-х жилых домов, спортивного комплекса, административного здания, очистных сооружений, ГРП, РП, ТП в с. Сарафоново Бекреневского с/с Ярославского муниципального округа от 04.04.2005 г. одним из условий согласования отвода участка для намеченного строительства является: отвод стоков осуществлять на биологические очистные сооружения (том 2 л.д. 132).

Вопреки доводам истцов, Схема водоснабжения и водоотведения для населения в границах <адрес> органом местного самоуправления не утверждена, что также свидетельствует об отсутствии централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в границах <адрес>.

Судом установлено, что, несмотря на наличие на территории <адрес> централизованной системы водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующего поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения - на <адрес> система холодного водоснабжения отсутствует, расположенные на данной улице жилые дома к централизованной системе водоснабжения не присоединены. Гарантирующий поставщик коммунальной услуги холодного водоснабжения отсутствует. Как было указано выше, водоснабжение жилых домов осуществляется через принадлежащие Товариществу водонапорную башню с системой колодцев и трубопроводов.

Из Схемы сетей водопровода и канализации также видно, что система холодного водоснабжения и (или) водоотведения расположена в границах ТСЖ и не присоединена к централизованной системе водопровода и канализации <адрес> (том 1 л.д. 21, 22).

Принадлежащие Товариществу наружные сети канализации включают в себя трубы ПВХ диаметром 160 мм с КНС протяженностью 1541 м. Сточные воды по системе самотечной канализации собираются в колодцах КНС, отстаиваются, осадок по договору вывозится специализированной машиной, а жидкая фракция насосами перекачивается на фильтрации, предусмотренные схемой очистки сточных вод <адрес>.

Таким образом, наружные сети водоснабжения и канализации, принадлежащие Товариществу, предназначены для общего пользования ограниченного круга лиц - собственников индивидуальных жилых домов, возведенных в соответствии с Разрешением на строительство от 03.11.2006 года. Указанные в Разрешении внутриплощадочные сети для обслуживания иных объектов не предназначены, являются автономными, внутриплощадочными, с централизованной системой холодного водоснабжения технологически не связаны. Очистные сооружения в <адрес> отсутствуют.

Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено.

Постановлением Главы Ярославского муниципального района от 24.04.2023 г. № 896 ТСЖ «Мой Дом» отказано в безвозмездном приобретении в собственность Ярославского муниципального района следующих сооружений: наружные сети водоснабжения с водонапорной башней с кадастровым номером протяженностью 2 499 м., сети канализации с КНС с кадастровым номером протяженностью 1 541 м., расположенные по адресу: Ярославская <адрес> (том 2 л.д. 135)

Распоряжением начальника УГИЗО Ярославского муниципального района от 24.04.2023 г. № 478 ТСЖ «Мой Дом» отказано в согласовании заключения о возможности (отсутствии возможности) приобретения имущества в собственность Ярославского муниципального района следующих сооружений: наружные сети водоснабжения с водонапорной башней с кадастровым номером протяженностью 2 499 м., сети канализации с КНС с кадастровым номером протяженностью 1 541 м., расположенные по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 136).

При таких обстоятельствах, по смыслу п. 15 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ТСЖ «Мой Дом» не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), поскольку не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Ссылки истцов на акт проверки инспекции государственного строительного надзора ЯО от 14.06.2016 года, согласно которому возведение водонапорной башни осуществлено без разрешения на строительство юридического значения не имеют, поскольку, во-первых, выводы инспекции опровергаются указанной выше разрешительной документацией, во-вторых, якобы выявленные нарушения не связаны с предметом иска, а, в-третьих вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2018 года по делу № А82-23551/2017 по иску Товарищества собственников жилья «Мой Дом» к Обществу с ограниченной ответственностью «Группа Индустрия Холдинг» о признании за Товариществом права собственности на наружные сети электроснабжения, наружные сети водоснабжения, сооружение канализации за Товариществом признано право собственности на наружные сети водоснабжения с водонапорной башней диаметром 110 мм протяженностью 2499 м, расположенные по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию - 2010, кадастровый номер технический паспорт объекта по состоянию на 06.04.2012, инвентарный номер 6485.

Доводы истцов о вынесении предостережений в адрес товарищества со стороны Департамента регулирования тарифов не могут являться надлежащим доказательством того, что принадлежащие товариществу сети водоснабжения и канализации являются централизованными системами.

Информация об эксплуатации Товариществом объектов водоснабжения и канализации получена Департаментом исключительно из заявлений подателей жалоб.

При этом, заявителями жалоб изначально предоставлена недостоверная информация о том, что Товарищество обладает на праве собственности централизованной системой водоснабжения и водоотведения. На самом деле объекты, находящиеся в собственности Товарищества, отвечают понятию и признакам, содержащимся в п. 13 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Таким образом, ТСЖ «Мой Дом» объективно не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства). Следовательно, каких-либо правовых оснований для установления регулируемых тарифов не имеется.

При таких обстоятельствах Товарищество не обязано осуществлять деятельность в соответствии с тарифами, Товарищество в процессе ценообразования не участвует, какую-либо плату за услуги водоснабжения и водоотведения за пользование имуществом общего назначения, предназначенных для обслуживания ограниченного круга лиц, не взимает.

Истцами не представлены доказательства наделения какой-либо организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации, равно как не представлены доказательства передачи инженерных сетей по передаточному акту на обслуживание гарантирующей организации или ресурсоснабжающей организации.

Истцами в подтверждение своих доводов представлено строительно-техническое заключение № 93/2024, подготовленное строительным экспертом ООО «ПСБ КАЙЛАС» Черных Г.А. (том 3 л.д. 112-120).

Требования к содержанию заключения эксперта или комиссии экспертов установлены статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

По смыслу положений ст. ст. 55, 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, поскольку оно характеризуется использованием специальных познаний и научными методами исследования.

Тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключений эксперта не может пренебрегать иными доказательствами, в связи с чем законодателем в ст. 67 ГПК Российской Федерации закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях ч. 3 ст. 86 ГПК Российской Федерации отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Исследовав заключение, суд критически относится к выводам строительно-технической экспертизы № 93/2024, подготовленного экспертом ООО «ПСБ КАЙЛАС» Черных Г.А..

Так, в исследовательской части заключения экспертом указано, что проведено натурное освидетельствование наружных сетей водопровода и водоотведения (канализации) в районе ул. Лесной в с. Сарафоново, на основании чего экспертом сделаны выводы о том, что наружные сети водопровода и наружные сети водоотведения (канализации) относятся к категории централизованная система водоснабжения и централизованная канализация, соответственно (том 3 л.д. 120).

Из заключения эксперта следует, что экспертом было проведено визуальное обследование сетей без производства замеров, эксперт не обосновал свои выводы о наличии централизованной системы водоснабжения и водоотведения в ТСЖ, выводы эксперта основаны на общих рассуждениях

В ходе судебного разбирательства допрошенная в качестве специалиста Черных Г.А. свои выводы также не обосновала.

По изложенным основаниям суд не может признать допустимым доказательством указанное экспертное заключение, поскольку оно не отвечает требованиям ст. 86 ГПК Российской Федерации, выводы эксперта не мотивированы, не содержат обоснования, в исследовательской части отсутствует подробное описание хода проводимого исследования, не указаны использованные методики, оно является неполным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требований Бабунина А.Л. (<данные изъяты>), Ерохиной Л.А. (<данные изъяты>), Криулиной Н.Ю. (<данные изъяты>), Сергеева Ю.С. (<данные изъяты>), Строковой Е.Г. (<данные изъяты>), Сякиной Т.А. (<данные изъяты>) к ТСЖ «Мой Дом» (<данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Ш. Сайфулина

2-855/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сякина Татьяна Александровна
Бабунин Александр Леонидович
Строкова Елена Геннадьевна
Криулина Наталья Юрьевна
Сергеев Юрий Сергеевич
Ерохина Людмила Александровна
Ответчики
ТСЖ "Мой Дом"
Другие
Министерство ЖКХ ЯО
Министерство тарифного регулирования ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Сайфулина А.Ш.
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
24.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2024Предварительное судебное заседание
27.05.2024Предварительное судебное заседание
01.07.2024Предварительное судебное заседание
27.08.2024Предварительное судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее