Дело №а-3060/2021
62RS0001-01-2021-004818-30
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года г.Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе: судьи Нестерова С.И.,
при секретаре Лагуткиной А.В.,
с участием административного истца Борисова А.А.,
представителя административных ответчиков прокуратуры Рязанской области, прокуратуры Советского района г.Рязани, и.о. прокурора Советского района г.Рязани Цунаева И.А. – Пекшевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Борисова Андрея Анатольевича к и.о. прокурора Советского района г. Рязани Цунаеву И.А., прокуратуре Советского района г. Рязани, прокуратуре Рязанской области об оспаривании бездействия и.о. прокурора Советского района г. Рязани,
установил:
Борисов А.А. обратился в суд с административным иском к и.о. прокурора Советского района г. Рязани Цунаеву И.А., прокуратуре Советского района г. Рязани, прокуратуре Рязанской области Российской Федерации об оспаривании бездействия и.о. прокурора Советского района г. Рязани.
Требования мотивировал тем, что 10 ноября 2021 года он (Борисов А.А.) обратился в прокуратуру Советского района г. Рязани с жалоба на бездействие инспектора первого отделения (контроля за следственными органами) контроля следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Егорова М.В., которое выразилось в не надлежащей организации проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ по сообщению Борисова А.А. от 4 декабря 2020 года о совершенных преступлениях.
По мнению административного истца, и.о. прокурора Советского района г. Рязани Цунаев И.А. не изучил доводы, изложенные в вышеуказанной жалобе в установленные законом сроки и не принял меры прокурорского реагирования, направленные на устранение изложенных в ней нарушений закона.
Административный истец просит признать такое бездействие и.о.прокурора Цунаева И.А., выразившееся в уклонении от изучения доводов жалобы и в непринятии мер прокурорского реагирования при рассмотрении жалобы Борисова А.А. на бездействие инспектора первого отделения (контроля за следственными органами) контроля следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Егорова М.В. по контролю при проведении доследственной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ по сообщению Борисова А.А. от 4 декабря 2020 года о совершенных преступлениях и обязать и.о. прокурора Советского района г. Рязани Цунаева И.А. обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью вышеуказанной проверки.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель административных ответчиков: прокуратуры Рязанской области, прокуратуры Советского района г.Рязани, и.о. прокурора Советского района г.Рязани Цунаева И.А. – Пекшева О.А. административный иск не признал, полагал действия и.о. прокурора Советского района г.Рязани Цунаева И.А. соответствуют требованиям законодательства, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованные лица Амелькина Л.И., руководитель Московского межрайонного следственного отдела г.Рязани Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Рязанской области Семенюк А.Е., следователь по особо важным делам Московского межрайонного следственного отдела г.Рязани Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Рязанской области Харин О.В., инспектор первого отделения (контроля за слдественными органами) контроля следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Егоров М.В. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании установлено, что 10 ноября 2021 года в прокуратуру Советского района г.Рязани поступила жалоба Борисова А.А. на бездействие инспектора первого отделения (контроля за следственными органами) контроля следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Егорова М.В., которое выразилось в не надлежащей организации проверки в порядке ст. 144 УПК РФ по сообщению Борисова А.А. от 4 декабря 2020 года о совершенных преступлениях.
15 ноября 2021 года жалоба Борисова АА. направлена и.о.прокурора Советского района г.Рязани Цунаевым И.А. для рассмотрения в прокуратуру Рязанской области, а 17 ноября 2021 года возвращена в прокуратуру Советского района г.Рязани, для рассмотрения в соответствии с компетенцией.
22 ноября 2021 года и.о. прокурора Советского района г.Рязани Цунаевым И.А. в порядке ст.124 УПК РФ вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы Борисова А.А. на незаконное бездействие при проведении процессуальной проверки по заявлению Борисова А.А. о совершенных преступлениях.
В части, касающейся обжалования бездействия инспектора первого отделения (контроля за следственными органами) контроля следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Егорова М.В. обращение Борисова А.А. направлено в пределах компетенции районной прокуратуры первому заместителю руководителя СУ СК России по Рязанской области для рассмотрения в соответствии с п.3.5 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», поскольку надзор за деятельностью следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области не входит в компетенцию прокуратуры Советского района г.Рязани в силу того, что данный следственный орган не является органом районного подчинения.
О принятых решениях Борисов А.А. уведомлен заказным почтовым отправлением, что подтверждается списком заказных внутренних почтовых отправлений.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Статьёй 11 Закона закреплено, что систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Согласно п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
На основании п.5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
Рассматривая заявленные требования административного искового заявления, суд исходит из того, что письменные обращения административного истца рассмотрены в установленном законом порядке уполномоченными лицами, по существу поставленных в обращении вопросов даны мотивированные ответы со ссылками на соответствующие нормы материального права, вследствие чего суд делает вывод, что при рассмотрении обращения Борисова А.А. со стороны административных ответчиков не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца, несогласие административного истца с результатами рассмотрения жалобы не может повлечь удовлетворения заявленных им требований в рамках административного спора, поскольку согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Оценка полноты рассмотрения обращения и степени аргументированности ответа не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения заявления в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1).
В статье 4 указанного Федерального закона раскрыто понятие заявления, которым является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (пункт 3 абзац 1 статьи 4).
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона, в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Суд считает, что действия и.о.прокурора Советского района г.Рязани Цунаева И.А. по рассмотрению жалобы Борисова А.А. соответствуют требованиям вышеприведенного законодательства РФ, поскольку он своевременно рассмотрел названное обращение в части, касающейся его компетенции, о чем вынес 22 ноября 2021 года соответствующее постановление, а в остальной части 15 ноября 2021 года направил в прокуратуру Рязанской области и 22 ноября 2021 года - в СУ СК России по Рязанской области.
Оставшиеся доводы административного истца, касающиеся законности бездействия, действий, решений прокурора в процессе проверки, проводимой в порядке, предусмотренном ст.ст.141-145 УПК РФ, находятся за рамками административного судопроизводства и подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным ст.125 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования Борисова Андрея Анатольевича к и.о. прокурора Советского района г. Рязани Цунаеву И.А., прокуратуре Советского района г. Рязани, прокуратуре Рязанской области Российской Федерации об оспаривании бездействия и.о. прокурора Советского района г. Рязани оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья С.И.Нестеров
Копия верна. Судья. С.И.Нестеров