Решение по делу № 12-19/2024 от 18.06.2024

Дело № 12-19/2024 (УИД: 48RS0018-01-2024-001188-38)

Р Е Ш Е Н И Е

11 июля 2024 года                                                                 г. Усмань Липецкой области

Судья Усманского районного суда Липецкой области                      Ламонов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора МУП «Усманский водоканал» Милованова Сергея Вячеславовича на постановление № от 05 июня 2024 года по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Т.М.Н.., которым МУП «Усманский водоканал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 235 000 рублей,

                                                     УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Т.М.Н. от 05 июня 2024 года МУП «Усманский водоканал» (ИНН ) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 235 000 рублей по факту того, что 28 марта 2024 года в 14 часов 00 минут внеплановой выездной проверкой выявлено, что МУП «Усманский водоканал» (ИНН ), расположенное по адресу: <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес>, эксплуатируя объект НВОС № (II категории), категория риска – высокая (2) – Промплощадка МУП «Усманский водоканал», допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений (очистных сооружений), выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов, что повлекло загрязнение, засорение и (или) истощение реки <данные изъяты>.

Генеральный директор МУП «Усманский водоканал» Милованов С.В. подал в суд жалобу на указанное выше постановление с просьбой его отменить.

            Из жалобы следует, что постановлением Центрально-черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05 июня 2024 года МУП «Усманский водоканал» было привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа на сумму 235 000 рублей за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты. Экспертные заключения по результатам отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды оформлены с нарушением требований КоАП РФ, согласно которым если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия. При этом такое мероприятие должно предполагать взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ), законодатель обозначил связь мероприятий по контролю с производством по делам об административных правонарушениях. Однако, в нарушение ч.2 и ч.3 ст. 26. 2, ст. 26. 4 КоАП РФ экспертом определение о назначение экспертизы не выносилось, эксперт согласно ст. 17. 9 КоАП РФ об ответственности за заведомо ложное заключение не предупреждался, право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта их предприятию предоставлено не было. Результаты экспертного заключения оформлены с нарушением требований, а именно согласно п. 4.2, п.7.12 ПНД РФ 12.15.1-08 Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод» (утв. ФБУ «ФЦАО» 05 мая 2015 года) пробы сточных вод должны отбираться из хорошо перемешанных потоков, вне зон действия возможного подпора, перед отбором проб посуду, в которую ее набирают, надо 2 - 3 раза ополоснуть анализируемой водой. Пробу воды для определения нефтепродуктов надо отбирать в отдельную посуду, не ополаскивая ее исследуемой водой. При проведении отбора посуда фактически не ополаскивалась указанное количество раз, посуда для отбора нефтепродуктов ополаскивалась. Кроме того, п. 7.13 Методических указаний отбор проб для определения взвешенных веществ производят только после перемешивания потока, а если это невозможно, то отбирают серию проб по всему сечению потока, что сделано не было. При этом, по результатам отбора проб при проведении государственного экологического контроля контролирующей организацией составляется акт отбора проб сточных вод (Приложение Д) в двух экземплярах. Один экземпляр акта отбора проб хранится у представителя органа государственного экологического контроля (организации, осуществляющей водоснабжение), второй - у представителя проверяемого объекта (абонента, организации, осуществляющей транспортировку воды), в случае отбора резервной пробы третий экземпляр оформляется для независимой лаборатории, работник которой после принятия пробы отмечает в акте дату и время поступления пробы в лабораторию, сведения о сохранности и целостности пломбы, свою должность, фамилию и инициалы. Копия такого акта представителю их предприятия не выдавалась, отбор резервной пробы, параллельной пробы не осуществлялся, хотя представителем их предприятия было заявлено ходатайство о проведении отбора параллельных проб. Более того, в нарушение ч. 2 ст. 4.5, ч. 2, ст. 28.2 КоАП РФ в обжалуемом постановлении неправильно указана дата совершения административного правонарушения - 29 февраля 2024 года, то есть последняя дата отбора проб, а не дата составления протокола испытаний филиала ЦЛАТИ по Липецкой области - 26 марта 2024 года. В нарушение ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении было рассмотрено не по месту совершения административного правонарушения, а по месту нахождения органа, принявшего решение по делу об административном правонарушении. Согласно статьи 67.1. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» их предприятием принимались меры направленные на поэтапное достижение нормативов допустимых сбросов в виде контракта № от 16 декабря 2019 года о выполнении строительно-монтажных работ по объекту «Очистные сооружения <адрес> со строительством 2-ой очереди» на сумму <данные изъяты>. 13 января 2023 года контракт был расторгнут по соглашению сторон между ОГУП «Липецкий районный водоканал» и подрядчиком ООО «<данные изъяты>». До настоящего времени объект в хозяйственное ведение МУП «Усманский водоканал» не передан, пусконаладочные работы не проведены, фактически МУП «Усманский водоканал» каких-либо юридически значимых действий в отношении подрядчика осуществить не может, так как указанное имущество находится в хозяйственном ведении ОГУП «Липецкий районный водоканал». В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса. Как определено в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) к объектам охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся, в том числе, водные объекты. В силу статьи 1 Закона № 7-ФЗ вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21 декабря 2011 года № 1743-0-0, а также содержащимся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 года, исключительное свойство окружающей среды к самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия и особенности экологического ущерба, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), предопределяют необходимость применения условного метода определения его размера, используемого в методиках исчисления размера вреда. На основании вышеизложенного имеются неустранимые сомнения в виновности в совершении вменяемого административного правонарушения, в связи с чем подлежит применению часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представители МУП «Усманский водоканал» по доверенностям Ковалев Р.Н и Черникова Е.В. жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Т.М.Н. возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление № 43 от 05 июня 2024 года по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Усманский водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, законным и обоснованным и полагая, что вина вышеуказанного предприятия в совершении данного административного правонарушения доказана и полностью подтверждается материалами дела.

Заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Пунктами 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закреплено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в облает охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Из материалов дела следует, что 28 марта 2024 года в 14 часов 00 минут внеплановой выездной проверкой выявлено, что МУП «Усманский водоканал» (ИНН ) расположенное по адресу: <адрес>, допустило сброс сточных вод с превышением утвержденных нормативов по показателям загрязняющих веществ, что повлекло загрязнение, засорение и (или истощение) реки <данные изъяты>.

МУП «Усманский водоканал» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 02 августа 2022 года № (далее - Решение). Решением установлены цель, виды и условия использования водного объекта и его части.

Согласно указанному Решению предприятие осуществляет водоотведение сточных вод в водный объект река Усмань, створ водовыпуска расположен на левом берегу на 118,8 км от устья реки в 0,7 км восточнее г. Усмань Липецкой области. Координаты оголовка выпуска ГСК с.ш., в.д. (МСК-).

Разработана декларация о воздействии на окружающую среду от 12 апреля 2022 года сроком действия до 11 апреля 2029 года на объект HBOC (код объекта HBOC - ), II категории, категория риска - средняя (4) (далее - Декларация о воздействии на ОС), произведен расчёт нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для выпуска сточных вод в водный объект реку <данные изъяты> на км. от устья реки.

Согласно расчёту НДС определён перечень нормируемых показателей и расчетные величины в мг/дмЗ, т/год.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года производились отборы проб сточной воды на входе с очистных сооружений МУП «Усманский водоканал» в реку <данные изъяты>, природной воды р. <данные изъяты> (<данные изъяты> м. выше и <данные изъяты> м. ниже точки сброса сточных вод).

Согласно заключению от 11 марта 2024 года № и протоколам испытаний от 11 марта №№ , было установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в пробе № 217 (сточные воды, сброс в реку <данные изъяты>): Взвешенные вещества в 8,5 раза, Железо в 3,6 раза, Марганец в 7 раз, Медь в 13 раз, Нитрит-ион в 10,6 раз, Стронций в 1,45 раза, Фенолы в 2,3 раза, Фторид-ион в 4 раза, Цинк в 1,7 раза; в пробе № 218: Марганец в 4 раза, Фторид-ион в 3,2 раза; в пробе № 219: Железо в 2,9 раза, Марганец в 5 раз, Медь в 3 раза, Нитрит-ион в 1,6 раза, Фторид-ион в 4 раза.

Согласно заключению от 04 марта 2024 года № и протоколам испытаний от 04 марта 2024 года №№ , было установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в пробе № 173 (сточные воды, сброс в реку <данные изъяты>): Взвешенные вещества в 9,7 раза, Марганец в 7,4 раза, Медь в 5 раз, Нитрит-ион в 10 раз, Стронций в 1,3 раза, Фенолы в 2,7 раза, Фосфат-ион в 14 раз, Фторид-ион в 10 раз, БПК полн. в 7 раз; в пробе № 174: Марганец в 2 раза, Медь в 4 раза, Фторид-ион в 4 раза, Цинк в 1,7 раза; в пробе № 175: Марганец в 2 раза, Медь в 6 раз, Нитрит-ион в 1,25 раза, Фторид-ион в 6 раз, Цинк в 2 раза.

Согласно заключению от 11 марта 2024 года № и протоколам испытаний от 11 марта 2024 года №№ , было установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в пробе № 222 (сточные воды, сброс в реку <данные изъяты>): Взвешенные вещества в 9 раз, Железо в 4,7 раз, Марганец в 6 раз, Медь в 6 раз, Нитрит-ион в 12,5 раз, Стронций в 1,5 раза, Фенолы в 3,5 раза, Фосфат-ион в 20 раз, Фторид-ион в 7,2 раза, Цинк в 3,8 раза, БПК полн. в 6,9 раз; в пробе № 223: Марганец в 2 раза, Фторид-ион в 3,4 раза; в пробе № 224: Железо в 2,3 раза, Марганец в 3,4 раза, Нитрит-ион в 1,5 раза, Фторид-ион в 5,8 раз, Цинк в 1,7 раза.

Таким образом, МУП «Усманский водоканал» при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте НВОС- допустило использование водного объекта реки <данные изъяты> в виде сброса сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных Декларацией МУП «Усманский водоканал» о воздействии на окружающую среду (по веществам: взвешенные вещества, железо, марганец, нитрит-ион, стронций, фосфат-ион. фторид-ион, цинк, БПК полн.), что повлекло загрязнение, засорение и (или) истощение реки <данные изъяты>.

Вина МУП «Усманский водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, полностью подтверждается собранными по делу и исследованными в суде доказательствами:

- копией уведомления о проведении внеплановой, выездной проверки № от 15 февраля 2024 года;

- копией решения о проведении выездной проверки № от 06 февраля 2024 года;

- копией предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 28 июня 2023 года;

- копиями протоколов осмотров № б/н от 20 февраля 2024 года, от 27 февраля 2024 года, от 29 февраля 2024 года территории очистных сооружений «МУП «Усманский водоканал», с фототаблицами;

- копией решения о приостановлении проверки от 29 февраля 2024 года;

- копиями экспертных заключений № от 11 марта 2024 года, № от 04 марта 2024 года, № от 11 марта 2024 года, согласно которым установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, а именно: Аммония-ион, АПАВ, БПК5, БПКполн, Железо общ., Марганец, Медь, Нефтепродукты, Нитрит-ион, Фенолы, Фосфат-ион, Фторид-ион, Хлорид-ион, ХПК, Цинк;

- копиями протоколов отбора проб № от 20 февраля 2024 года, № от 27 февраля 2024 года, № от 29 февраля 2024 года;

- копиями протоколов испытаний № от 04 марта 2024 года, № от 04 марта 2024 года, № от 11 марта 2024 года, № от 11 марта 2024 года, № от 11 марта 2024 года, № от 11 марта 2024 года;

- копией акта о выполнении государственной работы от 11 марта 2024 года;

- копией экспертного заключения № от 26 марта 2024 года;

- копиями протоколов испытаний №№ от 26 марта 2024 года, № от 26 марта 2024 года;

- копией акта выполненной государственной работы от 26 марта 2024 года;

- копией акта внеплановой выездной проверки № от 28 марта 2024 года;

- копией предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 28 марта 2024 года;

- копией предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от 29 марта 2024 года;

- копией протокола об административном правонарушении № от 26 апреля 2024 года;

- копией протокола об административном правонарушении № от 26 апреля 2024 года;

- копией ответа ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технический измерений по Центральному федеральному округу» № от 08 мая 2024 года.

Достоверность и допустимость собранных по делу доказательств проверены, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Таким образом, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу МУП «Усманский водоканал», не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления, не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности также не нарушены.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3-30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № от 05 июня 2024 года по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Т.М.Н. оставить без изменения, а жалобу генерального директора МУП «Усманский водоканал» Милованова Сергея Вячеславовича – без удовлетворения.

             Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного решения путем подачи жалобы в Усманский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2024 года.

             Судья                                                                                                          А.В. Ламонов

12-19/2024

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Усманский водоканал"
Суд
Усманский районный суд Липецкой области
Судья
Ламонов Алексей Владимирович
Статьи

8.13

Дело на сайте суда
usmansud.lpk.sudrf.ru
18.06.2024Материалы переданы в производство судье
11.07.2024Судебное заседание
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее