Дело №
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
13 ноября 2018 года г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Устьянцева Н.С.,
при секретаре Семьяновой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения - Запевалова А.С., гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Чебаркульский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - канализационной сети, расположенной по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на территории Непряхинского сельского поселения находится недвижимое имущество - канализационная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, которые в настоящее время ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто за их состоянием не следит. ДД.ММ.ГГГГ Чебаркульским городским прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений и решения вопроса о постановке канализационной сети, имеющей признаки бесхозяйного имущества, на учет в органах Росреестра. Однако, до настоящего времени действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не совершено. Непринятие мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества <данные изъяты>
Прокурор Слинько А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Запевалов А.С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, просил суд об увеличении срока возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет спорной бесхозяйной недвижимой вещи, до четырех месяцев, так как для сбора необходимых документов для постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного потребует время.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в суд не явился. Третье лицо извещено о месте и времени судебного заседания, в ранее направленном в суд мнении на исковое заявление просил о рассмотрении дела без его участия <данные изъяты>
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Запевалова А.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст.255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Положениями С‡. 3 Рё С‡. 4 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06 октября 2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» установлено, что Рє вопросам местного значения сельского поселения относятся РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (Р·Р° исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… лесов, лесов РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий, расположенных РІ границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 С‡. 1 настоящей статьи. Рные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения, предусмотренные С‡. 1 настоящей статьи для РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений, РЅРµ отнесенные Рє вопросам местного значения сельских поселений РІ соответствии СЃ С‡. 3 настоящей статьи, РЅР° территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Р’ этих случаях данные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 указанного Закона).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Чебаркульского муниципального района <адрес> и администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> заключено соглашение №, в соответствии с которым администрация Чебаркульского муниципального района <адрес> передала, а администрация Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> приняла и обязалась осуществлять полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На территории Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> имеется канализационная сеть, расположенная по адресу: <адрес>.
В настоящее время собственник указанного недвижимого имущества не установлен. Объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен. По информации Управления Росреестра по <адрес> сведений о зарегистрированных правах и сделках на вышеназванную канализационную сеть, а также о владельцах указанного недвижимого имущества не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением об отсутствии в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сообщением администрации Чебаркульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> информацией МТУ Росимущества в Челябинской и Курганских областях об отсутствии в реестре федерального имущества сведений о спорных сооружениях от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> справкой ОГУП «Областной центр инвентаризации по <адрес>» Чебаркульский филиал об отсутствии права собственности на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
РР· указанных РЅРѕСЂРј законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, РІ том числе бесхозяйных систем водоснабжения, Р° также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности РЅР° бесхозяйные системы водоснабжения.
Администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес>, которой переданы полномочия по организации водоотведения в границах сельского поселения, соответствующих мер по включению сетей водоотведения, расположенных в границах населенного пункта <адрес>, в состав муниципальной собственности не приняты.
В силу п. 5 и п. 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Поскольку уклонение администрацией Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на неё обязанностей, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского горпрокурора и о возложении на администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационной сети, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер возложенной обязанности, суд полагает возможным согласиться с мнением представителя ответчика администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> - Запевалова А.С. о том, что для сбора необходимых документов для постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного потребуется время, в связи с чем полагает необходимым возложить обязанность на администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйного спорного недвижимого имущества в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Чебаркульского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> Рѕ возложении обязанности РїРѕ постановке РЅР° учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить частично.
Обязать администрацию Непряхинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - канализационной сети, находящейся на земельном участке с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> с приложением необходимых документов.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: