Решение по делу № 2а-1857/2019 от 20.05.2019

Дело № 2а-1857/2019             17 декабря 2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи Сидорович Е.В.,

при секретаре Висельской Я.Ф.,

с участием административных истцов: Кошуба В.Ф., Конечной Е.А., Саяхова И.А.,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица - Кучерявенко О.И.,

представителя заинтересованного лица Абельмаса А.В.,

прокурора     Паскова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда, административное дело по иску Кошуба Валерия Федоровича, Конечной Елены Алексеевны, Саяхова Игоря Александровича к мэрии г. Магадана о признании недействующим полностью постановления мэрии города Магадана от 20.11.2018 № 3457 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме <адрес>, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера»,

УСТАНОВИЛ:

Кошуба В.Ф., Конечная Е.А., Саяхов И.А. обратились в Магаданский городской суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Магадана о признании недействующим постановления мэрии г. Магадана от 20 ноября 2018 г. № 3457, указав в его обоснование, что данным постановлением установлен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № <адрес>, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.

Считают данное постановление незаконным, поскольку оно принято на основании представленных в мэрию ООО «Обслуживающая организация г. Магадана» протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева г. Магадана от 27.07.2018 и 25.09.2018, при этом фактически собрания не проводились, а представленные протоколы не могут служить подтверждением того, что на общих собраниях не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Кроме того, указанные протоколы не подписаны председателем, секретарем и членами счетной комиссии; обоснование размера платы за жилое помещение в сумме 28,60 руб. за 1 кв.м. собственникам дома заблаговременно в соответствии с Правилами № 491 не представлено.

Обратили внимание на то, что решением Арбитражного суда Магаданской области от 22.11.2018 по делу № А37-888/2018 установлено, что расчет задолженности ИП Саяхова И.А. в пользу ООО «Обслуживающая организация города Магадана» должен производиться за период с 01.11.2016 по 31.03.2018 по тарифу 21,49 руб. за 1 кв.м, что соответствует размеру платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленному постановлением мэрии города Магадана от 13.02.2014 № 553, которое действует до 31.12.2019. Принятие же оспариваемого постановления от 20.11.2018 № 3457 при наличии действующего постановления от 13.02.2014 № 553 умаляет права и свободы собственников помещений указанного дома.

Кроме того, до настоящего времени, как полагает обслуживающая организация, является действующим решение общего собрания собственников от 12.07.2016, на основании которого с 1 июля 2016 г. и по декабрь 2018 г. ООО «Обслуживающая организация города Магадана» взимала плату за содержание жилого помещения в размере 25 руб. за 1 кв.м, в связи с чем обслуживающая организация не имела права обращаться в мэрию города Магадана по установлению тарифа в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ.

Ссылаясь на приведенное решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.11.2018 по делу № А37-888/2018, действующее постановление мэрии города Магадана от 13.02.2014 № 553, установившего плату за жилое помещение в размере 21,49 руб. за 1 кв.м, полагают, что именно в таком размере должна взиматься плата, а с января 2019 г. – в размере 18,29 руб. в соответствии с этим же постановлением.

Полагают, что оспариваемое постановление от 20.11.2019 № 3457 принято в нарушение ч.4 ст.158 ЖК РФ и Административного регламента.

В связи с изложенным просят, с учетом уточнения, признать полностью недействующим постановление мэрии города Магадана от 20.11.2018 № 3457 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 25 по ул.Зайцева в городе Магадане, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера» со дня его принятия.

В судебном заседании административные истцы поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и в письменных дополнениях к нему. Суду пояснили, что оспариваемым постановлением мэрии г. Магадана нарушены их имущественные права, поскольку оно накладывает на истцов обязательство платить по повышенному тарифу. Кроме того, решением Магаданского городского суда от 3 июля 2019 г. решения общих собраний собственников от 27.07.2018 и 25.09.2018 признаны недействительными, в этой связи постановлением мэрии города Магадана от 26.11.2019 № 3903 признано утратившим силу оспариваемое постановление от 20.11.2018 № 3457, которое опубликовано в СМИ 05.12.2019, однако в силу ч.11 ст.213 КАС РФ утрата указанным постановлением силы в период рассмотрения настоящего административного дела не может служить основанием для прекращения производства по делу. Также полагали, что решение Магаданского городского суда от 22.03.2018 № 2а-207/2018 имеет преюдициальное значение по отношению к настоящему делу. Просили вынести в адрес мэрии города Магадана частное определение о системных нарушениях при вынесении постановлений об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 25 по ул.Зайцева в г.Магадане, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера, в 2017-2019 г.г., направить сообщение об этом в органы дознания.

Представитель административного ответчика и одновременно заинтересованного лица – Департамента ЖКХ и КИ мэрии г.Магадана в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Ссылаясь на доводы, приведенные в письменных отзывах на иск, просила суд в его удовлетворении истцам отказать в полном объеме. Дополнительно пояснила, что оспариваемое постановление принято по результатам рассмотрения поступившего в Департамент ЖКХ заявления генерального директора ООО «Обслуживающая организация города Магадана» и приложенных документов, в том числе протоколов общего собрания собственников от 27.07.2018 и 25.09.2018, в строгом соответствии с нормами ЖК РФ и Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г.Магадана от 08.09.2015 № 3255.

Участвовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица – ООО «Обслуживающая организация г. Магадана», ссылаясь на доводы, приведенные в письменных возражениях, полагал, что в удовлетворении заявленных исковых требований о признании недействующим оспариваемого постановления мэрии г. Магадана необходимо отказать. Ссылаясь на положения Административного регламента, указал, что предоставление доказательств (в данном случае копий протоколов от 27.07.2018 и 25.09.2018) непринятия собственниками помещений на своем общем собрании решения об утверждении размера платы; предоставление доказательств отсутствия принятия собственниками помещений на своем общем собрании решения об утверждении размера платы не относятся к основаниям отказа мэрией в предоставлении муниципальной услуги «Установление размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера». По его мнению, единственным доказательством принятия собственниками помещений в МКД решения об установлении платы за содержание жилого помещения является действующий протокол общего собрания, в повестку которого был включен вопрос установления платы за содержание жилого помещения. Наличие протокола № 3 от 12.07.2016 не может быть доказательством принятия собственниками МКД решения об установлении платы за содержание жилого помещения на последующие (после 2016 г.) годы.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора, полагавшего заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Понятие нормативного правового акта действующим законодательством не определено. Вместе с тем, в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ч.ч.7,8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст. 213 КАС РФ).

Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов (ч.11 ст. 213 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Само понятие нормативного правового акта действующим законодательством не определено. Вместе с тем, в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п.6 ч.1 ст. 16 указанного закона, к вопросам местного значения городского округа относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

На основании ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч.4 ст. 158 ЖК РФ).

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22 марта 2011 г. N 357-О-О, наделение органов местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.

Постановлением мэрии г. Магадана от 08 сентября 2015 г. № 3255 утвержден Административный регламент «Установление размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера» (далее – Административный регламент), которым определены сроки и последовательность административных процедур (действий) уполномоченных органов, предоставляющих муниципальную услугу; порядок взаимодействия этих уполномоченных органов между собой, а также с заявителями при предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с п. 2.2 данного Административного регламента, муниципальную услугу предоставляет департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана.

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги являются: постановление мэрии города Магадана об установлении размера платы за содержание жилого помещения, либо уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с обоснованием причин отказа.

Для предоставления заявителю муниципальной услуги последний предоставляет: заявление об установлении размера платы по форме, утвержденной приложением 1 к настоящему Регламенту; копию документа, удостоверяющего личность заявителя; копии документов, подтверждающих полномочия представителя (при обращении представителя); копию договора управления многоквартирным домом (при наличии); обоснованные предложения о размере платы за содержание жилого помещения в соответствии с перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающей содержание общего имущества в нем в соответствии с требованиями законодательства (п.2.6.1. Регламента).

К основаниям для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с п. 2.8.1. Административного регламента относятся случаи, когда заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.6.1 Административного регламента, либо когда с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на его подачу, а также когда собственники на общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома.

Согласно п. 3.1. Административного регламента, организация предоставления муниципальной услуги по установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера, включает в себя: консультирование заявителя о порядке предоставления муниципальной услуги (при наличии необходимости); прием и регистрация заявления с прилагаемыми документами; проверка наличия оснований для возврата заявления; формирование и направление межведомственных запросов; рассмотрение заявления и проверка наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги; подготовка и издание постановления мэрии города Магадан об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера; направление (вручение) заявителю копии указанного постановления мэрии города Магадана об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.

В силу п. 3.2.4 Административного регламента при поступлении документов, необходимых для выполнения административной процедуры, уполномоченный сотрудник Департамента осуществляет их рассмотрение на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

При наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 Административного регламента, уполномоченный сотрудник Департамента направляет уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

По смыслу приведенных положений, обязательным условием к принятию органом местного самоуправления решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера, является проверка уполномоченным лицом наличие оснований для отказа в установлении такого размера платы, в том числе наличие принятого собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома.

Как установлено в судебном заседании 20 ноября 2018 г. мэрией г. Магадана в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", постановлением мэрии города Магадана от 08.09.2015 N 3255 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Установление размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера" издано постановление № 3457 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане, собственниками которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера».

Данным постановлением установлена плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане в общем размере 28 руб. 60 коп. за 1 кв.м. общей площади.

Постановление мэрии г. Магадана от 20 ноября 2018 г. № 3457 на основании п. 12 ст. 45 Устава муниципального образования «Город Магадан» опубликовано в газете «Вечерний Магадан» № 47, 22 ноября 2018 г. и вступило в силу после его официального опубликования.

В дальнейшем в указанное постановление вносились изменения – постановлениями мэрии города Магадана от 28.12.2018 № 3973, от 16.04.2019 № 1074. Оспариваемым постановлением в редакции постановления мэрии города Магадана от 16.04.2019 № 1074 размер платы за жилое помещение установлен в сумме 25,08 руб. за 1 кв.м общей площади в месяц.

Как установлено судом и не оспаривалось участвующими в деле лицами, постановление мэрии г. Магадана от 20.11.2018 № 3457 принято по результатам рассмотрения, поступившего 16 октября 2018 г. в Департамент ЖКХ и КИ мэрии г. Магадана, заявления руководителя ООО «Обслуживающая организация г. Магадана» об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: . и приложенных к нему документов (т.1. л.д. 175).

ООО «Обслуживающая организация г. Магадана» осуществляет управление многоквартирным домом № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане на основании договора управления от 1 декабря 2014 г. (т.1 л.д.176).

В обоснование предложений о размере платы за содержание жилого помещения в соответствии с перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, ООО «Обслуживающая организация г. Магадана» вместе с вышеуказанным заявлением от 16 октября 2018 г. в Департамент ЖКХ и КИ мэрии г. Магадана представлен соответствующий расчет размера платы, согласно которому общий размер такой платы составил 28 руб. 60 коп. за 1 кв.м. общей жилой площади многоквартирного дома в месяц.

Также к заявлению ООО «Обслуживающая организация г. Магадана» приложены:

- копия протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане от 27 июля 2018 г., пунктом 3 повестки дня которого предусмотрено утверждение объемов работ с учетом предложения управляющей компании в соответствии с постановлением № 290 Правительства Российской Федерации перечня работ и услуг с ценой 26 рублей за 1 кв. м. с 1 января 2019 г. до конца 2019 года на каждый последующий год действия настоящего договора размер платы повышается на базовый индекс потребительских цен по Магаданской области, проведение общего собрания о повышении на базовый индекс потребительских цен не проводится (т.1 л.д.196-197);

- копия протокола № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане от 25 сентября 2018 г., пунктом 3 повестки дня которого предусмотрено утверждение объемов работ с учетом предложения управляющей компании в соответствии с постановлением № 290 Правительства Российской Федерации перечня работ и услуг с ценой 26 рублей за 1 кв. м. с 1 января 2019 г. до конца 2019 года на каждый последующий год действия настоящего договора размер платы повышается на базовый индекс потребительских цен по Магаданской области, проведение общего собрания о повышении на базовый индекс потребительских цен не проводится (т.1 л.д.198-199).

При этом, как следует из указанных протоколов от 27.07.2018 и 25.09.2018, решения по вопросам повестки дня общим собранием собственников помещений не приняты из-за отсутствия кворума.

Поскольку в соответствии с данными протоколами решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане, которым установлен размер платы за содержание и ремонт помещений в данном многоквартирном доме, собственниками помещений не принято, административный ответчик пришел к выводу о наличии у него, предусмотренных 4 ст. 158 ЖК РФ оснований для установления такого размера платы в соответствии с предложениями управляющей компании.

Административные истцы являются собственниками жилых и нежилых помещений, расположенных в доме № <адрес>. При этом, как следует из представленных административными истцами в материалы дела квитанций и счетов на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества за декабрь 2018 года, выставленных им управляющей компанией – ООО «Обслуживающая организация г. Магадана», размер платы за указанные услуги составляет 25 руб. за 1 кв.м., за февраль 2019 г. – 25,35 руб. в соответствии с оспариваемым постановлением мэрии г. Магадана в редакции от 28.12.2018. В ряде счетов на оплату имеется ссылка на постановление мэрии города Магадана от 20.11.2018 № 3457 (т.1 л.д.41-48).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место применение оспариваемого постановления мэрии г. Магадана в отношении административных истцов.

При этом, поскольку в судебном заседании установлено, что данное постановление принято в предусмотренном действующими нормативно-правовыми актами порядке уполномоченным органом местного самоуправления и определяя размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме фактически устанавливает правила поведения обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление обладает необходимыми признаками и является нормативным правовым актом.

При этом круг собственников многоквартирного дома № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане, по мнению суда, не является статичным и четко определенным на период действия оспариваемого постановления.

Оценивая законность оспариваемого постановления мэрии г. Магадана, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, на момент принятия 20 ноября 2018 г. постановления мэрии г. Магадана № 3457 имелось действующие решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане от 12 июля 2016 г., которым определен размер платы за содержание жилого помещения 25 руб. за 1 кв.м.

Так, согласно протоколу № 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Магадан ул. Зайцева, д. 25 от 12 июля 2016 г. участниками собрания большинством голосов принято решение подтвердить, что тариф за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, утвержденный решением собственников (протокол № 2 от 28.05.2016) за 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения МКД в размере 25 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения многоквартирного дома, устанавливается с 01 июля 2016 г. до конца 2016 г., а также порядок определения тарифа, в случае, если собственники не приняли на общем собрании решение об установлении такого тарифа на очередной год его действия, порядке установления тарифа на очередной год действия договора управления, как тариф, установленный на предыдущий год действия договора управления, проиндексированный (увеличенный) на базовый индекс потребительских цен на товары и услуги за истекший год, определенный Росстатом Магаданской области. Соответствующий тариф устанавливается с 1 января текущего года, при этом проведение общего собрания собственников помещений МКД для утверждения тарифа, повышенного на базовый индекс потребительских цен на товары и услуги, определенный Росстатом по Магаданской области, за истекший год, не требуется (т.1 л.д. 31-32).

Данное решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева является действующим и в установленном законом или в судебном порядке не признан недействительным.

При этом, указанное решение на основании ч.10 ст. 161 ЖК РФ и п.п. «а» п.5 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731, опубликовано на официальном сайте в сети интернет «Реформа ЖКХ», что актом проверки Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 28 февраля 2019 г. № 144/020 (т.1 л.д.147-152).

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных положений п.п. 3.1. 3.2.4 Административного регламента данные обстоятельства не устанавливались, что вопреки требованиям ч.4 ст. 158 ЖК РФ, повлекло принятие административным ответчиком оспариваемого постановления от 20 ноября 2018 г. № 3457, устанавливающего размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане, при фактическом наличии действовавшего в указанный период и не признанного недействительным в установленном порядке решения собственников помещений данного многоквартирного дома об установлении размера платы за жилое помещение.

Доказательств обратного представителем административного ответчика в соответствии с ч.9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено.

Более того, в ходе судебного разбирательства установлено, что вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда от 3 июля 2019 г. по гражданскому делу № 2-1942/2019 признаны недействительными решения внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирного дома 25 по улице Зайцева в городе Магадане, проведенных в форме очного голосования, от 27 июля 2018 и 25 сентября 2018, оформленных протоколами внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме 25 по улице Зайцева в городе Магадане, № 1 от 27 июля 2018 и № 2 от 25 сентября 2018.

В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановлением мэрии города Магадана от 20 ноября 2018 г. № 3457 принято в нарушение требований ч.4 ст. 158 ЖК РФ, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании его полностью недействующим.

При этом, поскольку размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане, установленный постановлением мэрии города Магадана от 20 ноября 2018 г. № 3457, выше ранее установленного действующим решением общего собрания собственников помещений указанного дома размеров такой оплаты, что подтверждается представленными в дело квитанциями, то суд считает доводы административных истцов о нарушении их имущественных прав оспариваемым постановлением мэрии г. Магадана обоснованными.

Ссылка административных истцов на необходимость применения в спорном периоде постановления мэрии города Магадана от 13.02.2014 № 553, при наличии действующего решения собрания собственников МКД от 16.07.2016, оформленного протоколом № 3, не основана на законе. Вывод о необходимости применения тарифа в размере 25 руб., подтвержденного решением собрания собственников 16.07.2016, следует также из постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2019 по делу Арбитражного суда Магаданской области № А37-888/2018.

В судебном заседании также установлено, что в связи с принятием решения Магаданского городского суда от 3 июля 2018 г. по гражданскому делу № 2-1942/2019 постановлением мэрии г. Магадана от 26 ноября 2019 г. № 3903 оспариваемое постановление признано утратившим силу. Постановление мэрии г. Магадана от 26.11.2019 № 3903 опубликовано в газете "Вечерний Магадан", N 49, 05.12.2019 и вступило в законную силу.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании нашли подтверждение применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административных истцов и нарушение их прав, то в силу ч.11 ст. 213 КАС РФ утрата указанным постановлением мэрии силы в период рассмотрения настоящего административного дела не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу.

Согласно ч. 11 ст. 11 и п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ решения судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов или сообщение о его принятии подлежат обязательному опубликованию.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, приведенными в п. 5 постановления №36 от 27 сентября 2016 г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановлением мэрии г. Магадана от 20 ноября 2018 г. № 3457 принято в нарушение требований закона и нарушает права собственников помещений многоквартирного дома № 25 по ул. Зайцева в г. Магадане, то суд приходит к выводу о необходимости и достаточности опубликования сообщения о принятом решения в газете «Вечерний Магадан», которая согласно ч.12 ст. 45 Устава муниципального образования «Город Магадан» является источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о вынесении частного определения в адрес мэрии города Магадана, о чем истцами было заявлено в ходе рассмотрения дела, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 186, 213, 215, 217, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кошуба Валерия Федоровича, Конечной Елены Алексеевны, Саяхова Игоря Александровича к мэрии города Магадана о признании недействующим полностью постановления мэрии города Магадана от 20.11.2018 № 3457 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № <адрес>, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера» удовлетворить.

Признать полностью недействующим со дня принятия постановление мэрии города Магадана от 20.11.2018 № 3457 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № <адрес>, собственники которого на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера».

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит обязательному опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Вечерний Магадан ".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме – 27 декабря 2019 г.

Судья              Е.В.Сидорович

2а-1857/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саяхов Игорь Александрович
Прокурор г. Магадана
Конечная Елена Алексеевна
Кошуба Валерий Федорович
Ответчики
Мэрия г. Магадана
Другие
Департамент жилищно - коммунального хощяйтсва и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадан
ООО "Обслуживающая организация г. Магадана"
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Сидорович Елена Вадимовна
Дело на сайте суда
magadansky.mag.sudrf.ru
04.04.2020Регистрация административного искового заявления
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
26.11.2019Производство по делу возобновлено
26.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее