Дело № 2а-484/2019
УИД № 10RS0017-01-2019-000525-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия к Николаевой И.В. о взыскании задолженности по пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия (далее также – Инспекция, Налоговый орган) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к административному ответчику по тем основаниям, что Николаева И.В. является плательщиком налогов, сборов, установленных НК РФ. По данным лицевого счета за ответчиком числится задолженность по пени по ЕНВД в размере 1505руб. 84 коп. Административный истец указывает, что обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 НК РФ. Ссылаясь на то, что подача ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления невозможна в приказном производстве, административный истец обратился с требованием о взыскании обязательных платежей в исковом порядке, просил взыскать с ответчика пени в размере 1505 руб. 84 коп., ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещены о месте и времени его проведения. В письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. Представила в суд заявление, в котором просила рассматривать дело в без её участия, указала, что с административным иском не согласна, в связи с пропуском административным истцом срока исковой давности для обращения с иском в суд.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. При этом указанное требование должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
В силу п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что требование об уплате обязательных налога № 62417 по состоянию на 30.10.2006 направлено Николаевой И.В., срок уплаты задолженности установлен до 09.11.2006.
Административное исковое заявление направлено в суд 21.05.2019, то есть за пределами установленного законом срока.
Исходя из положений п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен.
Судом предлагалось административному истцу представить доказательства уважительности причин пропуска установленного срока на подачу настоящего административного иска в суд, однако административный истец таких доказательств суду не представил. Суд не находит оснований для восстановления срока на подачу настоящего административного иска в суд. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения ходатайства истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд отказывает в удовлетворении ходатайства.
Таким образом, суд находит, что требование Налогового органа, заявленное к административному ответчику, удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не соблюден установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд для принудительного взыскания налогов и пени.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2019.