Дело № 33 – 7514/2022
№ 2 –1177/2022 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)
Судья – Бурдина И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 15 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
судей Кляусовой И.В., Братчиковой М.П.,
при ведении протокола секретарем Ибрагимовой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Воротняка Ильи Владимировича на решение Березниковского городского суда Пермского края от 12 мая 2022 года, которым исковые требования Воротняка Ильи Владимировича к администрации города Березники о признании незаконным постановления, признании права на предоставление жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., пояснения представителя истца Грачева Н.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя администрации г.Березники - Ворошковой С.А., просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Воротняк И.В. обратился в суд с иском к администрации г.Березники, просил признать незаконным постановление от 26.01.2022 № 01-02-131 об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет (далее - Список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; признать за Воротняком И.В. право на однократное предоставление по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; просил возложить на ответчика обязанность включить истца в Список.
В обоснование заявленных требований Воротняк И.В, ** года рождения, указывает, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец умер 30.03.1990, мать решением Усольского районного народного суда Пермской области от 24.11.1994 лишена родительских прав. В период с 07.12.1994 по 31.09.2002 истец находился в *** детском доме на полном государственном обеспечении. В июле 2003 года, когда истцу исполнилось 16 лет, сводная сестра, Б., действующая в интересах Воротняк И.В. как опекун, обратилась в Администрацию Усольского района Пермской области с заявлением о выделении жилых помещений истцу и сестре В3, ** года рождения. В закрепленном за истцом жилом помещении проживать было невозможно и опасно в связи с его авариным состоянием, разрушением, кроме того, опекаемому Илье в 2005 году исполняется 18 лет и опека будет прекращена. Жилое помещение не предоставлено, в Список истца не включили, хотя документы были собраны и представлены в администрацию. В ответе 04.08.2003 истцу сообщили, что закрепленное жилое помещение необходимо обследовать. В дальнейшем помещение никто не обследовал, вопрос о том, можно ли в нем жить, никто не рассматривал. Истец был уверен, что состоит в Списке. Истец через своего представителя 03.12.2020 подал заявление в администрацию г.Березники о включении в Список. Представитель истца 26.01.2021 получил письмо из УИЗО администрации г.Березники от 20.01.2021 с постановлением администрации об отказе во включении в Список. Заключением МТУ №6 Минсоцразвитя Пермского края от 27.08.2021 № 01-07-1427 установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: **** (закрепленное жилое помещение). Истец 24.11.2021 вновь обратился в администрацию г.Березники с заявлением о включении в Список, 26.01.2022 получен отказ. Истец считает данный отказ незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Воротняк И.В., указывая, что неоднократно обращался в администрацию Усольского района с целью подачи заявления о постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, но у истца не принимали соответствующее заявление на том основании, что за ним закреплено жилое помещение и в связи с этим у него отсутствует право на включение в Список. Наличие закрепленного жилого помещения являлось основной причиной невозможности включения в Список. Действия истца по признанию жилья непригодным для проживания направлены исключительно на возникновение оснований для включения в Список. Опекун Б. предоставляла документы в администрацию Усольского района в интересах истца. Обязанность по обследованию квартиры, закрепленной за детьми в п.Лысьва, органом местного самоуправления не была исполнена надлежащим образом. Истец на протяжении длительного времени через органы прокуратуры и суд добивался признания спорного дома непригодным для проживания. То обстоятельство, что в 2021 году истцу предложено взамен ветхого иное жилое помещение по договору социального найма, не может служить основанием к отказу в иске. Длительное бездействие государственных органов дает основание полагать, что за истцом сохранился статус лица, относящегося к категории лиц, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, имеющих право на включение в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах апелляционной жалобы, представитель администрации г.Березники просил оставить решение суда без изменения.
Воротняк И.В., УИЗО администрации города Березники, МТУ № 6 Минсоцразвития Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просят.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом надлежащего извещения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает необходимым его отменить в связи с нарушением, неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения возраста 23 лет Воротняк И.В. не поставлен на учет нуждающегося в получении жилых помещений, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом согласиться не может.
Из материалов дела следует, что Воротняк И.В. родился ** г. в п.****, ****, Пермской области (л.д.12).
Решением Усольского районного народного суда Пермской области от 24.11.1994 мать истца - Быкова Л.Н. лишена родительских прав в отношении дочери В3, ** года рождения, сына Воротняк Ильи, ** года рождения, и еще двоих несовершеннолетних детей. Дети переданы органам опеки и попечительства (л.д.13).
Отец истца - В1. умер 30.03.1990 г. (л.д.15).
На основании постановления Администрации Усольского района Пермской области № 608 от 05.12.1994 В3 и Илья направлены в детский дом. За несовершеннолетними В3 и Ильей «сохранено право на жилье в п.Лысьва» (л.д.14).
Согласно справке МОУ «Чердынский детский дом», Воротняк И.В. воспитывался в Чердынском детском доме с 07.12.1994 по 31.09.2002 (л.д.18).
Из письма администрации Усольского района Пермской области от 04.08.2003 следует, что на заседании жилищной комиссии 24.07.2003 рассмотрено обращение о выделении жилого помещения В3, ** г.р., Воротняк И., ** г.р., имеющим статус детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищной комиссией принято решение о проведении Дирекцией единого заказчика (ДЕЗ) обследования квартиры, закрепленной за детьми в п.****, ул.****, и решении вопроса по ее ремонту. Уточнить, является ли дом ветхим, аварийным. Приведен перечень документов, необходимых для постановки на учет
Мать истца - Б. умерла 21.06.2004 (л.д.16).
Воротняк И.В. в период с 01.09.2002 по 02.09.2004 обучался ГОУ НПО *** № ** г.Березники, присвоена квалификация электрогазосварщик 3 разряда (л.д.50).
Истец Воротняк И.В. ** достиг возраста 23 лет.
В период с 04.08.2003 по 10.11.2009 органом местного самоуправления обследование жилого помещения, право пользования которым сохранялось за истцом, не проведено, жилое помещение истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено, в Список Воротняк И.В. (истец) не включен.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений (до 01.01.2013), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При оценке юридически значимых обстоятельств по спору о наличии у лица, оставшегося без попечения родителей, права на получение жилого помещения вне очереди необходимо принимать во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности, но и иные обстоятельства. В частности, тот факт, что жилое помещение никогда не закреплялось за детьми-сиротами либо закрепленное жилое помещение непригодно для проживания, находится в неудовлетворительном состоянии.
Принимая во внимание, что Воротняк И.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет обратился в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в целях обеспечения жилым помещением вне очереди, документов, подтверждающих закрепление за нем конкретного жилого помещения, не имеется, в собственности либо по договору социального найма жилых помещений он не имел, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления нарушено его право на постановку на учет детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
У Воротняк И.В. еще в 2005 году, как у нуждающегося в жилом помещении после прекращения над ним попечительства, возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако в нарушение закона жилое помещение по договору социального найма истцу так и не было предоставлено.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией ответчика о том, что за истцом в установленном законом порядке закреплено конкретное жилое помещение, и оно являлось пригодным для постоянного проживания.
В постановлении администрации Усольского района Пермской области № 608 от 05.12.1994 указано, что за несовершеннолетними В3 и Ильей «сохранено право на жилье в п. ****». Доказательств закрепления за истцом в установленном порядке конкретного жилого помещения с указанием его адреса, нет.
Кроме того, обследование жилого помещения в «****» либо по адресу: ****, органом местного самоуправления не проводилось вплоть до 2009 года.
Администрацией Пыскорского сельского поселения Воротняк Илье Владимировичу по договору социального найма от 18.05.2009 предоставлено жилое помещение, площадью 34,8 кв.м., расположенное по адресу: ****. В качестве члена семьи нанимателя в договоре указана В3 (л.д. 75-79).
Предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
Воротняк И.В. 16.09.2009 обратился в прокуратуру Усольского района Пермского края с жалобой на действия администрации Пыскорского сельского поселения о неисполнении обязанности по обследованию жилого помещения в п.Лысьва, ул.**** (л.д.20).
Согласно информации от 05.10.2009, направленной администрацией Пыскорского сельского поселения помощнику прокурора Усольского района, жилой дом по ул.**** в п.**** обследован, дом ветхим, подлежащим сносу не признан, строение требует капитального ремонта, запланирован на 2010-2011 годы (л.д.21).
Решением Усольского районного суда Пермской области от 22.10.2009 на администрацию Пыскорского сельского поселения возложена обязанность обследовать жилое помещение по ул.****, бездействие администрации признано незаконным (л.д.23).
Заключением Межведомственной комиссии от 10.11.2009 жилой дом в п.Лысьва, ул.****, подлежит капитальному ремонту (л.д.24).
Управлением Роспотребнадзора от 21.11.2011 установлено, квартира по ул.**** не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (л.д.25).
Межведомственной комиссией от 19.12.2011 г. квартира по ул.****, признана непригодной для проживания (л.д.26).
Таким образом, после неоднократных обращений Воротняк в орган местного самоуправления, в прокуратуру и в суд установлен факт ненадлежащего состояния жилого помещения по адресу: ****.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает, что у истца имелись объективные основания для обращения в уполномоченный орган с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания.
По состоянию на 2003 год, хотя дом и не признан ветхим, подлежащим сносу, уполномоченные органы делают выводы о необходимости его обследования на предмет проведения капитального ремонта помещения, указывают на его несоответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенных на него полномочий не может служить основанием для принятия решения об отказе в иске. Истец настаивает на том, что по адресу: **** невозможно было проживать уже после окончания его пребывания в детском доме в связи с тем, что жилое помещение являлось непригодным для проживания. Именно по этой причине брат и сестра Воротняк объективно не имели возможности и фактически не проживали по данному адресу. Воротняк не имели иной возможности доказать факт невозможности проживания в данном жилом помещении, кроме неоднократных обращений в различные органы с заявлениями о защите их жилищных прав.
С выводами суда первой инстанции о том, что истец не был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, обследование жилого помещения не проведено по причине не предоставления определенных документов истцом судебная коллегия согласиться не может, поскольку в деле имеется решение Усольского районного суда Пермской области от 22.10.2009, которым на администрацию Пыскорского сельского поселения возложена обязанность обследовать жилое помещение по ул.****, бездействие администрации признано незаконным (л.д.23).
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров; жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
В соответствии с положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Заключением ООО «Проектстройсервис» от 2020 г., в соответствии с выполненным обследованием технического состояния строительных конструкции жилого дома № ** по ул.**** в п.**** Березниковского городского округа Пермского края, в части расположения помещений квартиры № **, установлено: существует угроза обрушения стен и оставшихся конструкций крыши. Капитальный ремонт нецелесообразен, так как требует значительных затрат, превышающих затраты на новое строительство (л.д.29-32).
Согласно заключению Межведомственной комиссии от 16.09.2020 г., жилое помещение № ** дома № ** по ул.**** в п.**** признано непригодным для проживания в соответствии с пунктом 33 постановления Правительства РФ № 47 (л.д.36).
Постановлением администрации г.Березники № 01-02-1154 от 28.09.2020 г. жилое помещение, находящееся по адресу: ****, признано непригодным для проживания (л.д.34).
Заключением МТУ № 6 Минсоцразвития Пермского края от 27.08.2021 установлен факт невозможности проживания Воротняка И.В. в ранее занимаемом жилом помещении по ул.**** (л.д.37).
Представитель Воротняка И.В., по доверенности Грачев Н.М., обратился в администрацию г.Березники с заявлением о включении Воротняка И.В. в список детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.36).
Постановлением администрации г.Березники № 01-02-131 от 26.01.2022 г., во включении Воротняка И.В. в список детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, отказано (л.д.19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.04.2019 N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 – 3 Правил).
В подпункте "г" пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, действующим в период подачи заявления о включении в список законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
К спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Выводов об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, материалы дела не содержат.
Несостоятельна ссылка стороны ответчика на наличие у истца права требовать предоставления иного жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием ранее предоставленного жилого помещения непригодным для проживания.
Воротняк И.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Воротняк И.В. вправе самостоятельно избрать способ защиты нарушенного права, и данным правом воспользовался при подаче настоящего иска.
Изложенные выше обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших истцу своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок. При таком положении дел, оспариваемое решение органа местного самоуправления не может считаться законным, оно нарушает права Воротняка И.В., решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
В силу положений статей 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды возложена обязанность по защите прав гражданина, и эта обязанность является смыслом деятельности судов.
руководствуясь ст.ст. 199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 12 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным постановление администрации г.Березники Пермского края от 26 января 2022 года № 01-02-131 об отказе во включении Воротняка Ильи Владимировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признать за Воротняком Ильей Владимировичем право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Возложить на администрацию г.Березники Пермского края обязанность включить Воротняка Илью Владимировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 августа 2022 года.