Дело № 3а-479\2018
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 26 декабря 2018 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Новоселовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Пермтрансавто» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в виде нежилых помещений,
установил:
акционерное обществ «Пермтрансавто» (далее – общество) являющееся собственником четырех нежилых помещений с кадастровыми номерами **130, **131, **:132, **137, расположенных по адресу: **** обратилось в суд за пересмотром их кадастровой стоимости.
Просит установить кадастровую стоимость:
помещения с кадастровым номером **130, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8880935 руб., по состоянию на 10 сентября 2013 года;
помещения с кадастровым номером **131, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8904808 руб., по состоянию на 10 сентября 2013 года;
помещения с кадастровым номером **132, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 12059175 руб., по состоянию на 10 сентября 2013 года;
помещения с кадастровым номером **137, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3512990 руб., по состоянию на 17 сентября 2013 года.
Указанная рыночная стоимость определена в отчетах об оценке от 25 октября 2018 г. № ** и № **, составленным оценщиком К. (член СРО «Ассоциация Межрегиональный союз оценщиков»), что ниже кадастровой стоимости, отраженной в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН), ранее определенной с применением методов массовой оценки.
Общество ссылается на то, что несоответствие кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку влечет уплату налога в необоснованно завышенном размере.
Уведомлениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 19 ноября 2018 года в принятии заявлений общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, поступивших 13 ноября 2018 года отказано, со ссылкой на истечение установленного законом пятилетнего срока, с момента внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с административным иском об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости (заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности Клименко Е.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленного требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере рыночной по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Пермского края Мишкина О.О. против удовлетворении административного иска возражает, ссылаясь на доводы, приведенные в объяснениях, изложенных в письменной форме, полагает что, Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, представила замечания к отчетам об оценке.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю направило письменные объяснения, возражений по существу заявленных требований не представило.
Управление Росреестра по Пермскому краю явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников судебного процесса, изучив доводы административного иска, письменные отзывы и объяснения относительно него, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень указанных объектов недвижимого имущества, определяется Правительством Пермского края (часть 2 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае").
Спорные объекты включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" поскольку в него под № 215 включено здание с кадастровым номером **49, а нежилые помещения, расположенные в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в указанный перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Закон об оценочной деятельности.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть установлена в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенна в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона.
Таким образом, кадастровая стоимость может быть установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установление кадастровой стоимости равной рыночной является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки, в том числе в целях налогообложения.
Для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с государственным контрактом № ** от 18.06.2012 по состоянию на 22.06.2012 на территории Пермского края проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, за исключением земельных участков (далее по тексту ГКО ОН).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края утверждены постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» (утратило силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 14.12.2018 N 791-п).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденная указанным постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края по состоянию на 22 июня 2012 года.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные указанной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменении их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно Уставу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", учреждение вправе создавать филиалы на территории Российской Федерации, которые осуществляют деятельность от имени учреждения.
В целях реализации норм статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок N 113).
Порядком N 113 установлены механизм определения кадастровой стоимости для соответствующих объектов недвижимости.
Пунктом 1.1 Порядка N 113 предусмотрено, что при осуществлении кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости применяются правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений, установленные данным Порядком.
Результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **130 определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в размере 19252612,62 руб., по состоянию на дату постановки его на государственный кадастровый учет 10 сентября 2013г.;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **131 определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в размере 19304366,955 руб., по состоянию на дату постановки его на государственный кадастровый учет 10 сентября 2013г.;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **132 определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в размере 19394074,4695 руб., по состоянию на дату постановки его на государственный кадастровый учет 10 сентября 2013г.;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **137 определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в размере 5002 919,05 руб., по состоянию на дату постановки его на государственный кадастровый учет 17 сентября 2013г.;
с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 18 октября 2013 года.
Принимая во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности.
Обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую установлена кадастровая стоимость (заявление о пересмотре кадастровой стоимости), в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и иных целей государственную кадастровую оценку, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки, является отчет об оценки, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Представленные административным истцом отчеты об оценке соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, порядок проведения оценки не противоречит требованиям, установленным федеральными стандартами оценки, поэтому подтверждают рыночную стоимость объектов оценки, определенную оценщиком.
Лицо, составившее отчеты о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, является членом саморегулируемой организации оценщиков, гражданская ответственность оценщика застрахована.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Содержание отчетов свидетельствует о том, что выводы о рыночной стоимости не являются произвольными; при оценке объектов оценщик в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; отчеты базируются на достоверных сведениях об объектах оценки; описание технических характеристик объектов оценки выполнено на основании визуального осмотра, сведений ЕГРН и технических документов; приведенные расчеты отражают рыночную стоимость данных объектов.
Оценщик исследовал преимущества и недостатки каждого подхода и на основе анализа полученных им результатов определил итоговую стоимость в рамках затратного подхода с применением метода сравнительной единицы, что отразил в отчетах об оценке, составленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При разрешении настоящего административного дела следует иметь в виду, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В случаях, когда административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Возражения Правительства Пермского края, основанные на замечаниях, имеющихся у него к отчетам об оценке, опровергнуты в представленных административным истцом письменных пояснениях.
Эти замечания сводятся к критике иных отчетов об оценке, ранее представлявшихся в Комиссию. В отчетах, приложенных к административному исковому заявлению и представлявшихся в Комиссию 13.11.2018г. эти недостатки устранены, поэтому доводы Правительства Пермского края являются неубедительными.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Таким образом, с учетом внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости (18.10.2013г.) и заинтересованности административного истца в оспаривании кадастровой стоимости, пропуск срока для обращения в суд не свидетельствует об утрате права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в условиях сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения, поэтому срок для обращения в суд подлежит восстановлению.
Оснований для исключения из числа административных ответчиков Правительства Пермского края и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю не имеется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При таких обстоятельствах требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равном их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ЕГРН (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается и дата подачи соответствующего заявления, а поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск акционерного общества «Пермтрансавто» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить следующую кадастровую стоимость четырех объектов недвижимости:
помещения с кадастровым номером **130, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8880935 руб., по состоянию на 10 сентября 2013 года;
помещения с кадастровым номером **131, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8904808 руб., по состоянию на 10 сентября 2013 года;
помещения с кадастровым номером **132, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 12059175 руб., по состоянию на 10 сентября 2013 года;
помещения с кадастровым номером **137, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3512990 руб., по состоянию на 17 сентября 2013 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 ноября 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 27 декабря 2018 года.
Судья /подпись/