Дело №2-424/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Фершампенуаз 11 декабря 2018 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Бикбовой Рњ.Рђ., РїСЂРё секретаре Юдиной Р.РЎ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области Васильева Б.С. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района, администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, муниципальному унитарному предприятию «Кассельское ЖКХ» о возложении обязанности по устранению нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду,
установил:
прокурор Нагайбакского района Васильев Б.С. обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации Нагайбакского муниципального района, администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, муниципальному унитарному предприятию «Кассельское ЖКХ» (далее МУП «Кассельское ЖКХ») о возложении обязанности по устранению нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду, а именно:
составить паспорта теплопотребляющих установок, принципиальные схемы и инструкции для обслуживающего персонала теплопотребляющих установок;
укомплектовать эксплутационную, диспетчерскую и аварийные службы МУП «Кассельское ЖКХ» подготовленным теплоэнергетическим персоналом, прошедшим проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, правил техники безопасности и инструкций;
предоставить в Магнитогорский территориальный отдел Уральского Управления Ростехнадзора документы о готовности выполнения графика тепловых нагрузок;
произвести ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, тепло-химические испытания котлов и наладку их водно-химических режимов котельной МУП «Кассельское ЖКХ»;
разработать график ограничения теплоснабжения при дефиците мощности тепловых источников МУП «Кассельское ЖКХ» и пропускной способности тепловых сетей;
предоставить в Магнитогорский территориальный отдел Уральского Управления Ростехнадзора план подготовки к работе в отопительный период МУП «Кассельское ЖКХ» и отчет о его выполнении;
провести осмотры зданий здания и сооружений котельной МУП «Кассельское ЖКХ»;
обеспечить проведение наблюдения (визуальные и инструментальные) за состоянием дымовых труб котельной МУП «Кассельское ЖКХ»;
выполнить выданное Магнитогорским территориальным отделом Уральского Управления Ростехнадзора предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, влияющее на надежность работы в отопительный период;
в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка подготовки муниципального образования Нагайбакского муниципального района к отопительному периоду 2018 - 2019 гг. В ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским территориальным отделом Уральского Управления Ростехнадзора проведена повторная проверка готовности муниципального образования к отопительному периоду, по итогам которой составлен акт о неготовности муниципального образования Кассельского сельского поселения. На территории сельского поселения теплоснабжающей и теплосетевой организацией является МУП «Кассельское ЖКХ», которым допущено ряд нарушений требований законодательства в сфере теплоснабжения. Невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность муниципального образования к отопительному сезону, может повлечь невозможность предоставления коммунальных услуг бесперебойно, надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю. В результате такого бездействия ответчиков нарушаются права жителей поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным основаниям.
Представители ответчиков - администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Артемьев Рђ.Рђ., администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области Ябыков Рђ.РЎ., РњРЈРџ «Кассельское Р–РљРҐВ» Ршимов Рђ.Р. СЃ требованиями согласились.
Представитель третьего лица Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. «г» и «ж» п. 2 ст. 11).
В соответствии с п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 295 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Р’ силу Рї. 4 чч. 1, 3, 4 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06 октября 2003 Рі. в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения относятся также организация РІ границах поселения электро-, тепло-, газо- Рё водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом РІ пределах полномочий, установленных законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рљ вопросам местного значения сельского поселения относятся РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (Р·Р° исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… лесов, лесов РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий, расположенных РІ границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё принятыми РІ соответствии СЃ РЅРёРјРё уставом муниципального района Рё уставами сельских поселений Р·Р° сельскими поселениями РјРѕРіСѓС‚ закрепляться также РґСЂСѓРіРёРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РёР· числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений (Р·Р° исключением РІРѕРїСЂРѕСЃР° местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Рные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений, РЅРµ отнесенные Рє вопросам местного значения сельских поселений РІ соответствии СЃ частью 3 настоящей статьи, РЅР° территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Р’ этих случаях данные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 14 ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с чч. 1, 1.1. ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статья 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что поверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации (ч. 1). Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией (ч. 2). Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (ч. 4). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (ч. 5).
Порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, определен Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.
Требования по технической эксплуатации производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений, систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения, установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115.
При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, главам поселений Нагайбакского муниципального района рекомендовано, в том числе: в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить и представить в администрацию Нагайбакского муниципального района планы организационно-технических мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 гг. объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сфер; обеспечить финансирование мероприятий по подготовке к отопительному периоду указанных объектов и по повышению эффективности работы котельных и снижению убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства из местных бюджетов; создать комиссии по приемке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии с привлечением (по согласованию) представителей Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» и обеспечить проверку готовности с оформлением актов проверки и выдачей паспортов готовности; активизировать выполнение работ по реконструкции и замене неэффективных котельных с привлечением инвестиционных средств; производственному отделу администрации Нагайбакского муниципального района определено также в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить выполнение мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 гг. и в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить проверку готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии и представить в Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору акты проверок и паспорта готовности; руководителям предприятий ЖКХ провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимые организационные и технические мероприятия по подготовке к отопительному периоду.
На основании соглашения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нагайбакского муниципального района и администрации Кассельского сельского поселения, администрация района передала свои полномочия по решению вопросов местного значения, в части организации в границах поселения теплоснабжения населения, на администрацию поселения, возложив на последнюю обязанность по их осуществлению в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (пп. 1.2, 2.2.1).
Теплоснабжающей и теплосетевой организацией на территории Кассельского сельского поселения является МУП «Кассельское ЖКХ», расположенное по адресу: <адрес>, для осуществления деятельности которого на праве хозяйственного ведения передано необходимое муниципальное имущество, в том числе котельная и тепловые сети.
Прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка информации о неготовности муниципального образования Кассельского сельского поселения и МУП «Кассельское ЖКХ» к отопительному периоду 2018-2019 гг.
По итогам проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере теплоснабжения:
- отсутствуют паспорта теплопотребляющих установок, принципиальные схемы и инструкции для обслуживающего персонала нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 2.8.1, 2.8.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не укомплектованы эксплутационная, диспетчерская и аварийная службы МУП «Кассельское ЖКХ» подготовленным теплоэнергетическим персоналом: не назначены распорядительным документом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, прошедшие очередную проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, правил техники безопасности и инструкций; не проведена очередная проверка знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, должностных и эксплуатационных инструкций персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 2.1.1, 2.1.2, 2.2.2, 2.3.1., 2.3.14, 2.3.15 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не предоставлены документы о готовности выполнения графика тепловых нагрузок (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении»);
- не произведена ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка, тепло-химические испытания котлов и наладка их воднохимических
режимов котельной МУП «Кассельское ЖКХ» (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 12.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не разработан график ограничения теплоснабжения при дефиците мощности тепловых источников МУП «Кассельское ЖКХ» и пропускной способности тепловых сетей (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 11.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, п. 104 - 109 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808);
- не представлен план подготовки к работе в отопительный период МУП «Кассельское ЖКХ» и отчет о его выполнении (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не проведена промывка тепловых сетей от котельной МУП «Кассельс кое ЖКХ» до потребителей (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 5.3.37, 6.2.1, 6.2.17, 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не проведены осенние осмотры здания и сооружений котельной МУП «Кссельское ЖКХ» (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 3.3.4, 3.3.7, 3.3.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не производятся наблюдения (визуальные и инструментальные) за состоянием дымовых труб котельной МУП «Кассельское ЖКХ» (нарушение требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пп. 3.3.1, 3.3.14 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок);
- не выполнено выданное Магнитогорским территориальным отделом Уральского Управления Ростехнадзора предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, влияющее на надежность работы в отопительный период.
Приведенные нарушения подтверждены актом проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 гг. муниципального образования Нагайбакский муниципальный район № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательства устранения выявленных нарушений ответчиками не представлены, при этом их наличие также не оспаривалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацией Кассельского сельского поселения своих полномочий по организации в границах муниципального образования Кассельского сельского поселения теплоснабжения населения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении», а именно: не выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и не осуществление необходимого контроль за готовностью теплоснабжающей и теплосетевой организации к отопительному периоду, а также о невыполнении МУП «Кассельское ЖКХ» требований по готовности к предстоящему отопительному периоду. Выявленные нарушения требований законодательства в сфере теплоснабжения не обеспечивают надежность теплоснабжения потребителей на территории поселения, энергетическую эффективность теплоснабжения и потребления тепловой энергии, безопасную эксплуатацию объектов теплоснабжения и могут способствовать возникновению чрезвычайных аварийных ситуаций, причинению вреда здоровью людей и их имуществу, и нарушению благоприятных условий их жизни.
Р’ такой ситуации реализация РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј полномочий, предусмотренных СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤, путем предъявления рассматриваемого РёСЃРєР° является гарантией защиты проживающих РЅР° территории поселения прав граждан РЅР° защиту РёС… Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё имущества, РЅР° получение надлежащего качества услуги ░ї░ѕ ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Ћ ░І ░Ѓ░»░ѓ░‡░°░µ ░°░І░°░Ђ░░░░ ░Ѕ░° ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░°░… ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ.
░џ░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░Џ ░І░ѕ ░І░Ѕ░░░ј░°░Ѕ░░░µ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ ░░ ░є░ѕ░»░░░‡░µ░Ѓ░‚░І░ѕ ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ѓ░„░µ░Ђ░µ ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ, ░І░‹░Ѓ░ѕ░є░ѓ░Ћ ░Ѓ░ѕ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѓ░Ћ ░·░Ѕ░°░‡░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░░░‚ ░ї░Ђ░µ░ґ░»░°░і░°░µ░ј░‹░№ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░»░Џ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░І░‹░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№ ░Ђ░°░·░ѓ░ј░Ѕ░‹░ј ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 194-198 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ░µ░€░░░»:
░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░ќ░°░і░°░№░±░°░є░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░§░µ░»░Џ░±░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░’░°░Ѓ░░░»░Њ░µ░І░° ░‘.░Ў. ░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№, ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░ ░ї░ѕ░ґ░і░ѕ░‚░ѕ░І░є░µ ░є ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ░ѓ, ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░’░ѕ░·░»░ѕ░¶░░░‚░Њ ░Ѕ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░ќ░°░і░°░№░±░°░є░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ќ░°░і░°░№░±░°░є░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░§░µ░»░Џ░±░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░Ѕ░░░‚░°░Ђ░Ѕ░ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░ї░Ђ░░░Џ░‚░░░µ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░» ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Џ░‚░Ѕ░°░ґ░†░°░‚░░ ░ґ░Ѕ░µ░№ ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░░░‚░Њ ░І░‹░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░° ░░░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ:
░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░ї░°░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░° ░‚░µ░ї░»░ѕ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░»░Џ░Ћ░‰░░░… ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░ѕ░є, ░ї░Ђ░░░Ѕ░†░░░ї░░░°░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░…░µ░ј░‹ ░░ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░†░░░░ ░ґ░»░Џ ░ѕ░±░Ѓ░»░ѓ░¶░░░І░°░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░Ѓ░ѕ░Ѕ░°░»░° ░‚░µ░ї░»░ѕ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░»░Џ░Ћ░‰░░░… ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░ѕ░є;
░ѓ░є░ѕ░ј░ї░»░µ░є░‚░ѕ░І░°░‚░Њ ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ, ░ґ░░░Ѓ░ї░µ░‚░‡░µ░Ђ░Ѓ░є░ѓ░Ћ ░░ ░°░І░°░Ђ░░░№░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░њ░Ј░џ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░» ░ї░ѕ░ґ░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░µ░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░ї░µ░Ђ░Ѓ░ѕ░Ѕ░°░»░ѕ░ј, ░ї░Ђ░ѕ░€░µ░ґ░€░░░ј ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░ѓ ░·░Ѕ░°░Ѕ░░░№ ░џ░Ђ░°░І░░░» ░‚░µ░…░Ѕ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░░ ░‚░µ░ї░»░ѕ░І░‹░… ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░ѕ░є, ░ї░Ђ░°░І░░░» ░‚░µ░…░Ѕ░░░є░░ ░±░µ░·░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░†░░░№;
░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░І ░њ░°░і░Ѕ░░░‚░ѕ░і░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░‚░ґ░µ░» ░Ј░Ђ░°░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░‚░µ░…░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░° ░ґ░ѕ░є░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░‹ ░ѕ ░і░ѕ░‚░ѕ░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░І░‹░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░і░Ђ░°░„░░░є░° ░‚░µ░ї░»░ѕ░І░‹░… ░Ѕ░°░і░Ђ░ѓ░·░ѕ░є;
░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░µ░Ѓ░‚░░ ░Ђ░µ░І░░░·░░░Ћ ░І░ѕ░ґ░ѕ░ї░ѕ░ґ░і░ѕ░‚░ѕ░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░µ░і░ѕ ░Ѕ░°░»░°░ґ░є░ѓ, ░‚░µ░ї░»░ѕ-░…░░░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░░░µ ░░░Ѓ░ї░‹░‚░°░Ѕ░░░Џ ░є░ѕ░‚░»░ѕ░І ░░ ░Ѕ░°░»░°░ґ░є░ѓ ░░░… ░І░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ-░…░░░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░Ђ░µ░¶░░░ј░ѕ░І ░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░њ░Ј░џ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░»;
░Ђ░°░·░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░‚░Њ ░і░Ђ░°░„░░░є ░ѕ░і░Ђ░°░Ѕ░░░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░‚░µ░ї░»░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░░ ░ґ░µ░„░░░†░░░‚░µ ░ј░ѕ░‰░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░‚░µ░ї░»░ѕ░І░‹░… ░░░Ѓ░‚░ѕ░‡░Ѕ░░░є░ѕ░І ░њ░Ј░џ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░» ░░ ░ї░Ђ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░є░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░‚░µ░ї░»░ѕ░І░‹░… ░Ѓ░µ░‚░µ░№;
░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░І ░њ░°░і░Ѕ░░░‚░ѕ░і░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░‚░ґ░µ░» ░Ј░Ђ░°░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░‚░µ░…░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░° ░ї░»░°░Ѕ ░ї░ѕ░ґ░і░ѕ░‚░ѕ░І░є░░ ░є ░Ђ░°░±░ѕ░‚░µ ░І ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ ░њ░Ј░џ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░» ░░ ░ѕ░‚░‡░µ░‚ ░ѕ ░µ░і░ѕ ░І░‹░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░░;
░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░‹ ░·░ґ░°░Ѕ░░░№ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░Ѓ░ѕ░ѕ░Ђ░ѓ░¶░µ░Ѕ░░░№ ░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░њ░Ј░џ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░»;
░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░Ѕ░°░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ (░І░░░·░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░░ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░°░»░Њ░Ѕ░‹░µ) ░·░° ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░‹░ј░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░ѓ░± ░є░ѕ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░њ░Ј░џ ░«░љ░°░Ѓ░Ѓ░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░µ ░–░љ░Ґ░»;
░І░‹░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░Њ ░І░‹░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░њ░°░і░Ѕ░░░‚░ѕ░і░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░ј ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░ѕ░‚░ґ░µ░»░ѕ░ј ░Ј░Ђ░°░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░‚░µ░…░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░° ░ї░Ђ░µ░ґ░ї░░░Ѓ░°░Ѕ░░░µ ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░„–, ░І░»░░░Џ░Ћ░‰░µ░µ ░Ѕ░° ░Ѕ░°░ґ░µ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░‹ ░І ░ѕ░‚░ѕ░ї░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Ћ ░ї░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░§░µ░»░Џ░±░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░ќ░°░і░°░№░±░°░є░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№: