Дело № 2-1296/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жигалина С.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконным протокола Комиссии по оценке эффективности деятельности управления, признании приказа о материальном стимулировании недействительным в части, взыскании средств материального стимулирования,
УСТАНОВИЛ:
Жигалин С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконным протокола Комиссии по оценке эффективности деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай за 4 квартал 2017 года, составленного без учета средств материального стимулирования, причитающихся Жигалину С.В. за 4 квартал 2017 года, признании недействительным приказа УФНС России по Республике Алтай от 12.04.2018 г. № № в части пункта 6 об отказе в выплате Жигалину С.В. премии за счет средств материального стимулирования за 4 квартал 2017 года, взыскании средств материального стимулирования за фактически отработанное время в 4 квартале 2017 года в размере 25 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что истец с 12.01.2016 г. по 04.12.2017 г. являлся федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Республике Алтай, замещал должность <данные изъяты> В апреле 2018 года ему стало известно, что сотрудникам УФНС России по Республике Алтай ДД.ММ.ГГГГ выплачены средства материального стимулирования за 4 квартал 2017 года. Однако Жигалину С.В. материальное стимулирование за указанный период не выплачено. Сотрудники УФНС России по Республике Алтай, в том числе и сотрудники отдела, где работал истец, получили сумму материального стимулирования в среднем по <данные изъяты> рублей. Эти средства, предназначенные за период, который истцом отработан с 01.10.17 г. по 04.12.17 г. Приказа на лишение Жигалина С.В. материального стимулирования не было, к дисциплинарной ответственности он не привлекался. К своим трудовым обязанностям относился добросовестно, никаких замечаний по работе не было, докладных на имя руководителя в отношении него не поступало. Также причина его увольнения является уважительной. В случае продолжения работы в УФНС России по Республике Алтай он имел право на получение средств материального стимулирования за 4 квартал 2017 года. Выплата средств материального стимулирования УФНС России по Республике Алтай обусловлена достижением показателей эффективности его деятельности, а также качеством исполнения федеральными государственными служащими этого налогового органа своих должностных обязанностей, включая личный труд Жигалина С.В. Денежные средства из бюджета для материального стимулирования гражданских служащих были предоставлены с учетом личного труда Жигалина С.В., который на тот момент являлся государственным гражданским служащим.
Истец Жигалин С.В. и его представитель Пустогачева Л.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Немов А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
На основании п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина РФ от 17.10.2007 г. № 90н, установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы данное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
В этой связи единственным условием для материального стимулирования гражданского служащего является достижение его налоговым органом показателей эффективности деятельности.
Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками межрегиональных инспекций, руководителями управлений в отношении гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций, управлений, а также начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления.
Руководитель Федеральной налоговой службы, начальники межрегиональных инспекций, руководители управлений, начальники нижестоящих налоговых органов несут персональную ответственность за организацию и проведение оценки эффективности деятельности соответствующих налоговых органов и качества выполнения служебных обязанностей их гражданскими служащими, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с настоящим Порядком (пункты 3, 4 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы).
Таким образом, средства материального стимулирования выплачиваются государственным гражданским служащим за эффективное выполнение ими служебных задач и обязанностей, предусмотренных должностным регламентом.
Из материалов дела следует, что в отношении Жигалина С.В. в производстве <данные изъяты> находится уголовное дело, возбужденное 25 сентября 2017 года по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ (<данные изъяты>), и уголовное дело, возбужденное 27 декабря 2017 года по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ (<данные изъяты>).
Приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 30.10.2017 г. № в отношении Жигалина С.В. назначена служебная проверка и он отстранен от замещаемой должности на время проведения данной проверки.
На основании приказа руководителя УФНС России по Республике Алтай от 04.12.2017 г. № «О применении взыскания и увольнении Жигалина С.В.» главный <данные изъяты> Жигалин С.В. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы с применением взыскания на основании п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и уволен с 04.12.2017 в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему за непринятием гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, расторгнут служебный контракт по основанию подп. 1.1 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия гражданскому служащему за несоблюдение требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, установленных в целях противодействия коррупции.
Приказом ФНС России от 05.04.2018 г. № ММВ-8-5/14ДСП@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2017 года» утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2017 года, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации приказано рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований. Согласно приложению № 1 к данному приказу Республике Алтай распределено 8 275,1 тыс. руб. на эти цели.
12 апреля 2018 года Комиссия УФНС России по Республике Алтай по оценке эффективности деятельности за 4 квартал 2017 года приняла решение в связи с наличием дисциплинарного взыскания, возбужденного уголовного дела, совершением проступков, дискредитирующих должность государственного гражданского служащего Федеральной налоговой службы, и отстранением от проведения контрольных проверок по соблюдению порядка применения контрольно-кассовой техники кандидатуру главного государственного гражданского служащего отдела оперативного контроля Жигалина С.В. не рассматривать при распределении средств материального стимулирования отделов и к премированию не представлять.
Приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 12.04.2018 г. № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай за IV квартал 2017 года» в соответствии с приказом ФНС России от 05.04.2018 г. № ММВ-8-5/14дсп@ «О материальном стимулировании за IV квартал 2017 года» и на основании протокола заседания Комиссии УФНС России по Республике Алтай по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Республике Алтай за IV квартал 2017 года от 12.04.2018 № 1 приказано не производить выплату премии за счет средств материального стимулирования бывшему федеральному государственному гражданскому служащему Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Жигалину С.В. за IV квартал 2017 года в связи с наличием дисциплинарного взыскания, возбужденного уголовного дела, совершением проступков, дискредитирующих должность государственного гражданского служащего Федеральной налоговой службы, и отстранением от проведения контрольных проверок по соблюдению порядка применения контрольно-кассовой техники.
Как следует из реестра распределения средств материального стимулирования отдела оперативного контроля за 4 квартал 2017 года и служебной записки <данные изъяты> Управления ФНС России по Республике Алтай Е.Р.А., Жигалину С.В. не начислена сумма средств материального стимулирования в связи с тем, что он не был представлен комиссией к премированию за 4 квартал 2017 года.
Приказом УФНС России по Республике Алтай от 17.02.2010 г. № утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.
Согласно п. 2.1 данного Положения премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.
Пунктом 2.2 названного Положения установлено, что выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.
Основными критериями при решении вопроса о выплате премии и определении ее размера для гражданских служащих УФНС России по Республике Алтай в соответствии с п. 2.4 Положения являются результаты выполнения ими особо важных и сложных заданий. При этом периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров (пункт 2.5 Положения).
Таким образом, премирование гражданских служащих УФНС России по Республике Алтай является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.
Поскольку основания и порядок премирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в том числе от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на УФНС России по Республике Алтай, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально, являются несостоятельными доводы стороны истца об отсутствии у ответчика оснований для невыплаты премий за 4 квартал 2017 года.
Премия является дополнительной выплатой стимулирующего характера, назначение которой связано с оценкой качества исполнения должностных обязанностей, а также уровня профессионализма государственного гражданского служащего, при этом премирование государственных гражданских служащих является прерогативой представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев. Поскольку в отношении Жигалина С.В. возбуждены уголовные дела по признакам состава преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 291.2, ч. 3 ст. 159 УК РФ, истцом совершен проступок, дискредитирующий должность государственного гражданского служащего Федеральной налоговой службы, решение представителя нанимателя о невыплате Жигалину С.В. премии за счет средств материального стимулирования за 4 квартал 2017 год является обоснованным.
Доводы стороны истца о том, что Жигалин С.В. не имеет дисциплинарных взысканий, в связи с чем не мог быть лишен испрашиваемых премий, основаны на ошибочном толковании норм закона и Положения о премировании. Данным Положением не установлена зависимость выплаты премии от отсутствия у работника дисциплинарных взысканий. При этом в Положении отсутствует норма о том, что премия является обязательной и гарантированной выплатой. Кроме того, периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.
Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России 28 марта 2018 года также принято решение о том, что решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования, за расчетный период с учетом фактически отработанного времени по представлению комиссии для гражданских служащих налоговых органов принимает руководитель соответствующего налогового органа (пункт 2.3).
Из этого следует, что, во-первых, уволенным из налоговых органов государственным гражданским служащим средства материального стимулирования выплачиваются с учетом фактически отработанного времени в 4 квартале 2017 года, и, во-вторых, принятие решения о выплате таким гражданским служащим средства материального стимулирования находится в компетенции руководителя налогового органа.
Согласно приказу УФНС России по Республике Алтай от 21.08.2017 г. № Жигалину С.В. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 20.09.2017 г. по 19.10.2017 г.
В связи с предоставлением листка нетрудоспособности об освобождении от работы с 27.09.2017 г. по 04.10.2017 г. приказом УФНС России по Республике Алтай от 16.10.2017 г. № Жигалину С.В. продлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 20.10.2017 г. по 27.10.2017 г.
28 и 29 октября 2017 года являлись выходными днями (суббота и воскресенье соответственно), а с 30 октября 2017 года приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 30.10.2017 г. № Жигалин С.В. отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки.
Приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 04.12.2017 г. № Жигалин С.В. был увольнении со службы.
Из приказа Росстата от 30.06.2017 г. № 445 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» следует, что фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но не отработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни.
Таким образом, в 4 квартале 2017 года периоды с 01 по 29 октября, с 24 ноября по 02 декабря 2017 года нельзя отнести ко времени, фактически отработанному Жигалиным С.В., так как он находился в ежегодном оплачиваем отпуске и на больничном.
Действительно, в табелях учета рабочего времени за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года указано, что в 4 квартале 2017 года в иные дни, не указанные выше, Жигалин С.В. находился на работе, однако приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 30.10.2017 г. № он считался отстраненным от замещаемой должности, а потому даже при нахождении на работе не имел право исполнять свои должностные обязанности, что следует из положений ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В связи с чем, не имеется оснований для вывода об эффективном выполнении истцом служебных задач в рассматриваемый период, что явилось бы основанием для представления к премированию за счет средств материального стимулирования.
При таких обстоятельствах решением Комиссии УФНС России по Республике Алтай по оценке эффективности деятельности за 4 квартал 2017 года от 12.04.2018 г. и приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 12.04.2018 г. № приняты законные и обоснованные решения не представлять истца к премированию и не производить ему выплату премии за счет средств материального стимулирования за 4 квартал 2017 года.
В связи с тем, что Комиссией УФНС России по Республике Алтай по оценке эффективности деятельности за 4 квартал 2017 года Жигалин С.В. не был представлен к премированию и приказом руководителя УФНС России по Республике Алтай от 12.04.2018 г. № принято решение не производить ему выплату премии за счет средств материального стимулирования за 4 квартал 2017 года, то не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истца средств материального стимулирования за фактически отработанное время в 4 квартале 2017 года в размере 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Жигалину С.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконным протокола Комиссии по оценке эффективности деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай за 4 квартал 2017 года, составленного без учета средств материального стимулирования, причитающихся Жигалину С.В. за 4 квартал 2017 года, признании недействительным приказа УФНС России по Республике Алтай от 12.04.2018 г. № дсп в части пункта 6 об отказе в выплате Жигалину С.В. премии за счет средств материального стимулирования за 4 квартал 2017 года, взыскании средств материального стимулирования за фактически отработанное время в 4 квартале 2017 года в размере 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2018 года