Административное дело № 2а-3379/19 (публиковать)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 18 октября 2019 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Созонова А.А.,
при секретаре Косых Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полянцевой О.В. к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, понуждение к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Полянцева О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указывая, что с целью начала осуществления строительства на принадлежащем ей земельном участке, истец обратилась к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска, однако, уведомлением № от <дата> истцу было сообщено о несоответствии указанных в уведомлении параметров о планируемом строительстве индивидуального жилого дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне ЖД1-2 – зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с малоэтажной жилой застройкой, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов не предусмотрены. Часть планируемого к строительству жилого дома расположена в охранной зоне инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения), в которой строительство должно осуществляться при наличии согласования с эксплуатирующими организациями. Кроме того, в согласно п. 5.3.4 СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» для объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрены минимальные отступы от границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям, которые составляют 3 м. Указанные выше отступы от границы соседнего земельного участка по <адрес> не соблюдены. Поскольку истец является законным собственником земельного участка, разрешенное использование которого позволяет осуществить строительство жилого дома, считает, уведомление незаконным, нарушающим его права. Просит:
1. Признать незаконным Уведомление Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска от <дата> № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
2. Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска повторно рассмотреть Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
В судебном заседании:
- административный истец Полянцева О.В. и её представитель Гатауллина А.Т., действующая по устному ходатайству, на удовлетворении заявленных требований настаивали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
- представитель административного ответчика – Анисимов С.В., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований, ссылаясь на письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 ст. 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.
В соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:
- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;
- соблюдение сроков и обращения в суд.
Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.
Разрешая вопрос о сроке обращения в суд, судом установлено, что с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд <дата>, оспариваемое уведомление вынесено <дата>, то есть административным истцом, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок не пропущен.
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные скрыты> кв.м., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> истец обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (далее - ГУАиГ Администрации г. Ижевска) с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
Уведомлением ГУАиГ Администрации г. Ижевска от <дата> исх. № истец уведомлена о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне ЖД1-2 - зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с малоэтажной жилой застройкой, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов не предусмотрены. Часть планируемого к строительству жилого дома расположена в охранной зоне инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения), в которой строительство должно осуществляться при наличии согласования с эксплуатирующими организациями. Кроме того, в согласно п. 5.3.4 СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» для объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрены минимальные отступы от границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям, которые составляют 3 м. Указанные выше отступы от границы соседнего земельного участка по <адрес> не соблюдены.
Проанализировав п. 2.7 Положения о ГУАиГ Администрации г. Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска, согласно которому выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, входит в полномочия ГУАиГ Администрации г. Ижевска, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом уведомление принято уполномоченным органом, подписано должностным лицом – начальником управления, к компетенции которого отнесен вопрос о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство, в настоящее время - уведомлений в порядке ст. 51.1 ГрК РФ.
Согласно п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу пп. 2 п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ст. 1 ЗК РФ).
Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки г. Ижевска утверждены решением Городской думы г. Ижевска от <дата> №, они являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны в пределах г. Ижевска.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Строительство новых объектов, реконструкция должны осуществляться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 ЗК РФ).
Частями 8, 9 статьи 36 ГрК РФ также установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а реконструкция вышеуказанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Кроме того в п. 4 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Из приведенных правовых норм следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, действующее законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории.
При этом любая реконструкция или строительство нового объекта недвижимости отличающегося по параметрам от прежнего, то есть изменение такого объекта, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Согласно карте градостроительного зонирования г. Ижевска, находящейся в открытом доступе на сайте http://www.izh.ru, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне ЖД1-2 – зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с малоэтажной жилой застройкой.
Данное обстоятельство административным истцом не опровергалось, соответствует содержанию оспариваемого уведомления.
Строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства в указанных зонах не предусмотрены.
С учетом приведенного правового регулирования и разъяснений судебной практики, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденных постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>, право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, градостроительного зонирования, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись достаточные основания для выдачи уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, а оспариваемое решение органа местного самоуправления как направленное на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы истца, что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 КАС РФ.
Также основанием о недопустимости размещения жилого дома послужило расположение части планируемого к строительству жилого дома расположена в охранной зоне инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения), в которой строительство должно осуществляться при наличии согласования с эксплуатирующими организациями.
По данному основанию суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с требованиями ст. 14 Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными Решением городской думы города Ижевска от <дата> №, в целях обеспечения сохранности и создания нормальных условий эксплуатации линейных объектов инженерных коммуникаций устанавливаются охранные коридоры, в которых использование земельных участков регулируется соответствующей нормативно-технической документацией.
Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> действительно содержит указание о расположении части земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что часть земельного участка, принадлежащего истцу, на котором истец планирует построить жилой дом (его часть), действительно находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, административным ответчиком не предоставлено.
Кроме того, основанием о недопустимости размещения жилого дома на земельном участке послужило то обстоятельство, что при размещении объекта капитального строительства должны учитываться противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, градостроительные и другие нормы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.3.4 СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» для объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрены минимальные отступы от границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям, которые составляют 3 м.
Из представленной административным истцом схемы изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке следует, что указанные выше отступы от границы соседнего земельного участка по <адрес>, не соблюдены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обосновано обжалуемое истцом уведомление в части указания на то, что минимальные отступы от границы соседнего земельного участка по <адрес> не соблюдены.
С учетом изложенного, требование административного истца признать незаконным Уведомление Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата> № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>, не основано на законе, а потому удовлетворению не подлежит.
Соответственно не подлежит удовлетворению и требование административного истца о понуждении Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска повторно рассмотреть Уведомление Полянцевой О.В. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 18:26:051031:1, поскольку указанное требование основанного на требовании истца о признании незаконным уведомление № от <дата>, в удовлетворении которого административному истцу отказано.
С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░