Решение по делу № 2-1617/2018 от 10.07.2018

Дело № 2-1617/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2018 года                                        пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи        Копаева А.А.,

при секретаре                         Огородникове А.В.,

с участием:

истца Попович А.А.,

представителя ответчика администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым - Гребенович Е.А., действующего на основании доверенности от 11.01.2018,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Попович К.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав - администрации Ленинского района Республики Крым - Вагаповой Э.М., действующей на основании доверенности от 13.06.2018

помощника прокурора Ленинского района Республики Крым Шмакова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попович Анастасии Александровны к администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о предоставлении жилого помещения,-

УСТАНОВИЛ:

Попович А.А. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с указанным выше исковым заявлением.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истец являлась ребенком оставшемся без попечения родителей, в связи с чем, распоряжением Ленинской РГА от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном была назначена - ФИО5. Распоряжением Ленинской РГА от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была освобождена от выполнения опекунских обязанностей в отношении истца и Попович А.А. была помещена в районный приют <адрес>, после чего в 2001 году была помещена в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Так как у Попович А.А. своего жилья не имелось, ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Ленинского поселкового совета ей был выдан ордер на вселение в комнату , общежития , по <адрес>, пгт.Ленино, где она проживает до настоящего времени. Однако, ей как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, было положено отдельное благоустроенное жилое помещение. Решением исполнительного комитета Ленинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ Попович А.А. была принята на квартирный учет по месту жительства с составом семьи 2 человека: истец и ее малолетняя дочь - ФИО1, 2008 года рождения. ДД.ММ.ГГГГ истец заключила брак с Попович Константином Александровичем, и в 2012 году у них родился сын – ФИО2. В настоящее время семья истца состоит из четырех человек, и они все вместе проживают в вышеуказанной комнате общежития. Истец полагает, что администрация Лениновского сельского поселения <адрес> Республики Крым обязана предоставить отдельное благоустроенное жилье по категории детей сирот, так как она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей жилья до достижения 23-летнего возраста. Таким образом, ей как лицу, оставшемуся без попечения родителей и возвратившемуся из государственного детского учреждения, учитывая, что за ней ранее не было закреплено никакое иное жилое помещение, должно было быть предоставлено отдельное жилое помещение вне очереди. При этом, исполнительный комитет Ленинского поселкового совета, принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ, поставил истца на квартирный учет по общей очереди, в то время, как ей жилой помещение должно было быть выдано вне очереди по категории детей сирот.

Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 24.08.2018 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Ленинского района Республики Крым, а также прокурор Ленинского района Республики Крым для дачи заключения по делу.

Истец Попович А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила и просила суд:

- обязать администрацию Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым включить Попович Анастасию Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обязать администрацию Ленинского района Республики Крым предоставить Попович Анастасии Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Причин не явки суду не сообщил. Рассмотреть дело в своё отсутствие не просил.

Представитель ответчика администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым - Гребенович Е.А. против удовлетворения исковых требований не возражал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Попович К.А. в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав - администрации Ленинского района Республики Крым – Вагапова Э.М. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования законными и обоснованными, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, на основании следующего.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 2 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 установлено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Согласно статьи 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года. №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.

Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статьи 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» - жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что предоставление жилья детям-сиротам осуществляется по спискам, указанные граждане не входят в общую очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Установленный Законом Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» порядок предоставления жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории лиц жильем по договору найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что согласно архивной справки Симфероплльского горисполкома АРК, родителями Белич Анастасии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, записаны: мать - ФИО3, а отцом – ФИО4 (сведения об отце внесены по указанию матери).

Решением Керченского городского суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочери Белич Анастасии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.7/.

<адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО5 освобождена от выполнения опекунских обязанностей в отношении несовершеннолетней Белич А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем, истец была помещена в районный приют <адрес> до решения вопроса определения в интернат /л.д.11/.

<адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении н/летней в государственное интернатное учреждение», Белич А.А. определена в государственное интернатное учреждение на полное гособеспечение /л.д. 18/.

ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, что подтверждается уведомлением /л.д.16/.

При этом, на основании заявления Попович А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, достигшей на тот момент возраста 21 год, решением исполнительного комитета Ленинского поселкового совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ, истец ошибочно поставлена на квартирный учет по месту жительства по общему списку, а не по списку детей из числа детей сирот имеющих право на получение отдельного жилого помещения. В результате вышеизложенного, истцу был выдан ордер на жилое помещение , по адресу: <адрес>, пгт.Ленино, <адрес>, общ., <адрес>, которое не является отдельным жилым помещением /л.д.17/.

ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировала барк с Попович Константином Александровичем и ей была присвоена фамилия «Попович».

ДД.ММ.ГГГГ у Попович А.А. родился сын - ФИО2.

Как следует из справки (о составе семьи) администрации Лениновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Попович А.А. входят: муж ФИО6, дочь ФИО1, и сын ФИО2.

В соответствии с отметкой в паспорте гражданина РФ – Попович А.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> /л.д.4/.

Из информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, принадлежащие Попович А.А., на территории Республики Крым в ЕГРН отсутствуют /л.д. 43/.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Попович А.А. до достижения ею 23 летнего возраста реализовала свое право на обеспечение отдельным жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в результате ошибки, допущенной органом местного самоуправления, истец не была включена в список граждан, имеющих право на получение отдельного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что право Попович А.А. на получение отдельного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушено, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Попович Анастасии Александровны к администрации Ленинского района Республики Крым, администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязатьадминистрацию Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крымвключить Попович Анастасию Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию Ленинского района Республики Крым предоставить Попович Анастасии Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

    Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         А.А. Копаев

2-1617/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Копаев Анатолий Александрович
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
10.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2018Передача материалов судье
13.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2018Предварительное судебное заседание
08.10.2018Судебное заседание
08.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее