Решение по делу № 33-8509/2024 от 24.06.2024

УИД 59RS0043-01-2024-000072-40

Дело № 33-8509/2024

номер дела в суде первой инстанции № 2-82/2024

Судья Ярославцева К.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 23.07.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакова М.В.,

судей Коневских О.В., Лобанова В.В.,

при секретаре Чернышевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ивахнова Андрея Михайловича на решение Чердынского районного суда Пермского края от 02.04.2024 по гражданскому делу № 2-82/2024 по иску Ивахнова Андрея Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю о включении периодов в стаж и перерасчете пенсии.

Заслушав доклад судьи Казакова М.В., пояснения истца Ивахнова А.М., пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю Цапановой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Ивахнов А.М. (далее истец) обратился в суд с иском к ответчикам Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОСФР по Пермскому краю), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю (далее Межрайонная ИФНС № 11) с требованиями о включении периодов в стаж и перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем пенсии по старости с 28.05.2018 бессрочно. При назначении пенсии в его страховой стаж не был включен период его работы индивидуальном предпринимателем с 30.03.1999 по 31.12.2021. Он неоднократно обращался в пенсионные органы по вопросу перерасчета пенсии с учетом указанного периода, однако в перерасчете ему отказано, т.к. отсутствуют сведения об уплате им страховых взносов. Между тем он оплачивал все взносы в установленном законе порядке. Считает, что Межрайонная ИФНС № 11 неправомерно ссылается на отсутствие информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в пенсионный фонд, а ОСФР по Пермскому краю неправомерно исключает указанные периоды из подсчета страхового стажа. На основании изложенного просит обязать Межрайонную ИФНС № 11 подтвердить уплату страховых взносов за период с 30.03.199 по 31.12.2021, обязать ОСФР по Пермскому краю включить в страховой стаж периоды с 30.03.1999 по 31.12.2021 и произвести перерасчет назначенной ему пенсии с учетом периода работы индивидуальным предпринимателем с 30.03.1999 по 31.12.2021. В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для расчета пенсии просил взять период, когда он имел наибольший доход с 2000 по 2001 годы.

Решением Чердынского районного суда Пермского края от 02.04.2024 требования Ивахнова А.М. удовлетворены частично. На ОСФР по Пермскому краю в лице клиентской службы (на правах группы) возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Ивахнова А.М. с учетом сведений о доходах, отраженных в справке ОСФР по Пермскому краю от 28.02.2023 № 26 с 28.05.2018. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.

В апелляционной жалобе Ивахнов А.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, возложить на ОСФР по Пермскому краю обязанность включить в страховой стаж спорный период с 30.03.1999 по 31.12.2021, произвести перерасчет пенсии, для расчета пенсии взять период с 2000 по 2001 годы, так как в данный период заработок истца был выше, чем учтенный при назначении пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») период за 60 месяцев работы подряд.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Межрайонной ИФНС № 11 решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Котзыву приложены карточки «расчеты с бюджетом».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОСФР по Пермскому краю просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Ивахнова А.М. просит отказать. В суд апелляционной инстанции ОСФР по Пермскому краю представлен расчет размера пенсии Ивахнова А.М. и выписка из лицевого счета застрахованного лица от 19.07.2024.

Истец Ивахнов А.М в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал, решение суда просил отменить, произвести перерасчет пенсии по предложенному им в жалобе варианту.

Представитель ОСФР по Пермскому краю Цапанова Е.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по доводам, указанным в письменных возражениях.

Представитель Межрайонной ИФНС № 11 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд апелляционной инстанции заявление о проведении судебного заседания без своего участия.

Разрешая ходатайство ОСФР по Пермскому краю о приобщении к материалам дела расчета размера пенсии Ивахнова А.М. и выписки из лицевого счета застрахованного лица от 19.07.2024, а также разрешая вопрос о приобщении к материалам дела отзыва Межрайонной ИФНС № 11 и приложенных к нему карточек расчетов с бюджетом, выслушав мнение сторон, которые против приобщения указанных документов не возражали, судебная коллегия определила в целях всестороннего и объективного рассмотрения апелляционной жалобы указанные выше документы приобщить к материалам дела, учитывая, что данные документы новыми доказательствами не являются, а лишь дополняют позицию ответчика по делу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно абзацу 5 статьи 1 которого индивидуальные предприниматели отнесены к застрахованным лицам при условии уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, индивидуальные предприниматели выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов обеспечивает формирование его пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015).

Согласно пункту 20 Правил № 1015 для установления страховых пенсий, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 01.01.2001 документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению №1.

Из материалов дела следует, что помимо деятельности, отраженной в трудовой книжке, Ивахнов А.М. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 30.03.1999 по 31.12.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 44).

14.05.2018 истец обратился в УПФР в Чердынском районе Пермского края с заявлением о назначении пенсии.

17.05.2018 УПФР в Чердынском районе Пермского края принято решение о назначении Ивахнову А.М. пенсии по старости с 28.05.2018 бессрочно.

На момент рассмотрения заявления Ивахнова А.М. о назначении пенсии период его работы в качестве индивидуального предпринимателя с 30.03.1999 по 31.12.2016 был учтен пенсионным органом на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

После назначения пенсии ежегодно, начиная с 2017 года по 2020 год (т.е. до прекращения деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя), исходя из суммы страховых взносов, отчисляемых истцом в пенсионный орган, ему производился перерасчет пенсии по пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Из информации, поступившей из Межрайонная ИФНС № 11, следует, что в период с 30.03.1999 по 31.12.2019 Ивахнов А.М. применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход. В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Ивахнов А.М. применял специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения.

Из сведений, представленных по запросу суда налоговым органом, следует, что в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 11.11.1994 № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации» до 01.01.2001 индивидуальные предприниматели осуществляли перечисление взносов на счет ПФР самостоятельно по безналичному расчету либо наличными средствами. Поэтому сведения об оплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями до 01.01.2001 в налоговом органе отсутствуют.

Администрирование уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществлялось налоговыми органами в периоды с 01.01.2001 до 01.01.2010 и с 01.01.2017 по настоящее время.

В период с 2010 по 2016 год в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон 212-ФЗ от 24.07.2009) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Таким образом, в информационных ресурсах налоговых органов отсутствует информация о начисленных и оплаченных страховых взносах за периоды с 1999 по 2000 годы, с 2010 по 2016 годы, так как в данные периоды контроль уплаты страховых взносов осуществлялся непосредственно Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

За периоды, в которые администрирование уплаты страховых взносов производилось налоговым органом, согласно карточкам расчетов с бюджетом Межрайонной ИФНС № 11 предоставлены сведения об уплате истцом следующих сумм:

страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии: 2003 год – 450 руб., 2004 год – 1 450 руб., 2005 год – 1500 руб., 2006 год – 1 200 руб., 2007 год – 1 382 руб., 2008 год – 2 884 руб., 2009 год – 6 644 руб.

страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии: 2005 год – 750 руб.

Начиная с 2017 года ИП Ивахнову А.М. были исчислены и им был уплачены следующие суммы фиксированных страховых взносов:

2017 год - 23 400 руб. (ОПС), 4 590 руб. (ОМС);

2018 год - 26 545 руб. (ОПС), 5 840 руб. (ОМС);

2019 год - 29 354 руб. (ОПС), 6 884 руб. (ОМС);

2020 год - 32 448 руб. (ОПС), 8426 руб. (ОМС).

Сведения о суммах страховых взносов за 2021 год отсутствуют, т.к. дата снятия истца с учета как индивидуального предпринимателя 31.12.2020.

Справкой ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023 подтверждается, что в периоды с 01.07.1999 по 31.12.1999, 01.01.2000 по 31.12.2000, 01.01.2001 по 31.12.2001 Ивахнов А.М. работал по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и производил уплату страховых взносов в Социальный фонд. Уплата страховых взносов произведена в полном объеме.

09.02.2023 истцом подано заявление о перерасчете пенсии.

01.03.2023 истцу произведен перерасчет с учетом справки ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023, указано, что основания для перерасчета пенсии с 28.05.2018 отсутствуют, так как перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, заявление о перерасчете подано Ивахновым А.М. 09.02.2023, перерасчет произведен на основании нового документа - справки от 28.02.2023.

Разрешая заявленные истцом к Межрайонной ИФНС № 11 требования, суд руководствовался положениями Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009, Постановления Правления ПФР от 11.11.1994 № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации», Положениями Правил № 1015 и Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом суд исходил из того, что налоговым органом в периоды, когда администрирование страховых взносов было возложено законодателем на налоговые органы (с 01.01.2001 до 01.01.2010, с 01.01.2017 по настоящее время), в орган пенсионного обеспечения предоставлялись исчерпывающие сведения в отношении ИП Ивахнова А.М. Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы и начиная с 2017 по 2020 год (до момента снятия Ивахнова А.М. с учета в качестве индивидуального предпринимателя) подтверждена карточками расчетов с бюджетом. Данные сведения своевременно направлялись налоговым органом в орган пенсионного обеспечения. В связи с изложенным суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований истца о возложении на Межрайонную ИФНС № 11 обязанности по предоставлению сведений в орган пенсионного обеспечения отсутствуют.

Разрешая заявленные истцом к ОСФР по Пермскому краю требования о возложении обязанности включить в страховой стаж истца период с 30.03.1999 по 31.12.2021, суд установил, что на момент рассмотрения заявления о назначении пенсии в 2018 году период с 30.03.1999 по 31.12.2016 был учтен УПФР в Чердынском районе Пермского края на основании сведений, имевшихся в распоряжении органа пенсионного обеспечения и отраженных в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Далее, начиная с 2017 по 2020 годы налоговым органом в Пенсионный фонд подавались полные сведения о размерах уплаченных Ивахновым А.М. страховых взносов, которые так же были учтены, в том числе при производстве ежегодного перерасчета в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях». 31.12.2020 ИП Ивахнов А.М. был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, страховые взносы в 2021 году им не уплачивались. Таким образом, установив, что заявленный истцом период до момента назначения пенсии был учтен органом пенсионного обеспечения, а после назначения пенсии период работы включению в страховой стаж не подлежат, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца в данной части.

При этом в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что при назначении Ивахнову А.М. пенсии не были учтены страховые взносы, факт уплаты которых истцом нашел свое подтверждение в соответствии со справкой ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023. При проведении 01.03.2023 по заявлению Ивахнова А.М. перерасчета назначенной ему пенсии данные обстоятельства были учтены органом пенсионного обеспечения, при этом перерасчет произведен с момента обращения с заявлением о перерасчете с 09.02.2023. Согласившись с необходимостью внесения корректировок на основании справки ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023, суд указал, что перерасчет размера пенсии должен быть осуществлен истцу не с момента обращения с заявлением о перерасчете (09.02.2023), а с даты назначения пенсии с 28.05.2018, так как изначально при назначении пенсии ошибка, выразившееся в неполноте учтенных сведений, была допущена именно по вине ответчика, полная информация об уплате страховых взносов у которого имелась. Исходя из указанного, суд возложил на ОСФР по Пермскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии истца с момента ее первоначального назначения с 28.05.2018.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о перерасчете пенсии истца исходя из периода, когда им был получен наибольший заработок с 2000 по 2001 годы, суд указал, что расчет пенсии истца на момент обращения в пенсионный орган произведен по наиболее выгодному для истца варианту, при этом истцом не представлены доказательства, что расчет пенсии на основании периода выбранного им в настоящее время периода с 2000 по 2001 годы приведет к увеличению индивидуального пенсионного коэффициента, увеличению размера пенсии.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно определил характер спорных правоотношений, а также закон, которым следует руководствоваться при разрешении заявленных требований, верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Довод истца о включении в страховой стаж периода с 30.03.1999 по 31.12.2021 полностью отклоняется судебной коллегией как не обоснованный.

При рассмотрении настоящего спора судом было установлено, что все периоды, в которые истцом осуществлялась предпринимательская деятельность и уплачивались страховые взносы, за исключением 2021 года, когда статус индивидуального предпринимателя у истца был прекращен, включены в его страховой стаж. Сведения об уплате страховых взносов в период с 01.07.1999 по 31.12.2001 учтены с учетом справки ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023. Включение периодов работы (осуществления деятельности) после назначения пенсии в страховой стаж не допускается, на что справедливо указано судом первой инстанции. Данные из индивидуального лицевого счета истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета эти обстоятельства подтверждают. При таких обстоятельствах, указанные выше доводы истца не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда. Более того, к изменению размера пенсии истца, что и является целью его обращения в суд, это также не приведет.

Довод истца о том, что при расчете размера пенсии ответчиком неправомерно взят период за 60 месяцев работы подряд, а не среднемесячный заработок истца за период с 2000 по 2001 годы, что нарушает пенсионные права истца, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный в силу следующего.

Порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц регламентирован положениями статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно пункту 2 которой расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за период с 2000 по 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 пункта 3 и абзац 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона Федеральный закон «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Как разъяснено в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Истцу в 2018 году размер его страховой пенсии по старости был рассчитан в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как по наиболее выгодному для него варианту, при расчете пенсии органом пенсионного обеспечения обоснованно учтен заработок истца за 60 месяцев.

При этом следует учесть, что в заявлении истца о назначении пенсии не указано, по какому варианту он просит рассчитать ему размер пенсии, однако к заявлению приложены документы, необходимые для расчета пенсии именно по тому варианту, который в итоге был применен органом пенсионного обеспечения.

Доводы о том, что истец изначально претендовал на расчет пенсии по варианту за период с 2000 по 2001 годы, однако его убедили в обратном, основанием для перерасчета пенсии и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не являются.

Более того, при перерасчете пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за период с 2000 по 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета (как на этом настаивает истец) может измениться только показатель (ЗР) среднемесячный заработок застрахованного лица, который рассчитывается в соотношении к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП). Данный показатель в соответствии с абзацем десятым пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не может учитываться в размере свыше 1,2. Истцу при расчете пенсии учтен максимальный показатель (1,2), который более не может быть увеличен независимо от размеров уплаченных им страховых взносов за период с 2000 по 2001 годы.

Проверяя спорные обстоятельства, суд апелляционной инстанции запросил в ОСФР по Пермскому краю расчет размера пенсии Ивахнова А.М. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ответе на запрос ответчиком приведен подробный расчет, которым подтверждается, что при расчете пенсии по предложенному истцом варианту, в случае учета при расчете пенсии не периода 60 месяцев, а периода с 2000 по 2001 год, размер пенсии истца не увеличится, расчет произведен истцу по более выгодному варианту с использованием максимального показателя (ЗР/ЗП) 1,2.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в требованиях истца о перерасчете ему пенсии по указанному истцом варианту, учитывая отсутствие оснований для этого и отсутствие нарушений пенсионных прав истца при расчете размера его пенсии.

Озвученные истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы о том, что размер его пенсии является очень заниженным, учитывая, что он работал в районах Крайнего Севера, правового значения в данном случае не имеют, так как предметом его обращения в орган пенсионного обеспечения, равно как и предметом спора в суде первой инстанции они не являлись.

Основания для возложения на налоговый орган обязанности предоставить в орган пенсионного обеспечения сведения об уплате истцом страховых взносов отсутствуют, учитывая, что все эти сведения имеются в распоряжении органа пенсионного обеспечения. Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данных требований.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

определила:

решение Чердынского районного суда Пермского края от 02.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивахнова Андрея Михайловича без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное решение составлено 30.07.2024

УИД 59RS0043-01-2024-000072-40

Дело № 33-8509/2024

номер дела в суде первой инстанции № 2-82/2024

Судья Ярославцева К.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 23.07.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакова М.В.,

судей Коневских О.В., Лобанова В.В.,

при секретаре Чернышевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ивахнова Андрея Михайловича на решение Чердынского районного суда Пермского края от 02.04.2024 по гражданскому делу № 2-82/2024 по иску Ивахнова Андрея Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю о включении периодов в стаж и перерасчете пенсии.

Заслушав доклад судьи Казакова М.В., пояснения истца Ивахнова А.М., пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю Цапановой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Ивахнов А.М. (далее истец) обратился в суд с иском к ответчикам Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОСФР по Пермскому краю), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю (далее Межрайонная ИФНС № 11) с требованиями о включении периодов в стаж и перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем пенсии по старости с 28.05.2018 бессрочно. При назначении пенсии в его страховой стаж не был включен период его работы индивидуальном предпринимателем с 30.03.1999 по 31.12.2021. Он неоднократно обращался в пенсионные органы по вопросу перерасчета пенсии с учетом указанного периода, однако в перерасчете ему отказано, т.к. отсутствуют сведения об уплате им страховых взносов. Между тем он оплачивал все взносы в установленном законе порядке. Считает, что Межрайонная ИФНС № 11 неправомерно ссылается на отсутствие информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в пенсионный фонд, а ОСФР по Пермскому краю неправомерно исключает указанные периоды из подсчета страхового стажа. На основании изложенного просит обязать Межрайонную ИФНС № 11 подтвердить уплату страховых взносов за период с 30.03.199 по 31.12.2021, обязать ОСФР по Пермскому краю включить в страховой стаж периоды с 30.03.1999 по 31.12.2021 и произвести перерасчет назначенной ему пенсии с учетом периода работы индивидуальным предпринимателем с 30.03.1999 по 31.12.2021. В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для расчета пенсии просил взять период, когда он имел наибольший доход с 2000 по 2001 годы.

Решением Чердынского районного суда Пермского края от 02.04.2024 требования Ивахнова А.М. удовлетворены частично. На ОСФР по Пермскому краю в лице клиентской службы (на правах группы) возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Ивахнова А.М. с учетом сведений о доходах, отраженных в справке ОСФР по Пермскому краю от 28.02.2023 № 26 с 28.05.2018. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.

В апелляционной жалобе Ивахнов А.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, возложить на ОСФР по Пермскому краю обязанность включить в страховой стаж спорный период с 30.03.1999 по 31.12.2021, произвести перерасчет пенсии, для расчета пенсии взять период с 2000 по 2001 годы, так как в данный период заработок истца был выше, чем учтенный при назначении пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») период за 60 месяцев работы подряд.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Межрайонной ИФНС № 11 решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Котзыву приложены карточки «расчеты с бюджетом».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОСФР по Пермскому краю просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Ивахнова А.М. просит отказать. В суд апелляционной инстанции ОСФР по Пермскому краю представлен расчет размера пенсии Ивахнова А.М. и выписка из лицевого счета застрахованного лица от 19.07.2024.

Истец Ивахнов А.М в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал, решение суда просил отменить, произвести перерасчет пенсии по предложенному им в жалобе варианту.

Представитель ОСФР по Пермскому краю Цапанова Е.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по доводам, указанным в письменных возражениях.

Представитель Межрайонной ИФНС № 11 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд апелляционной инстанции заявление о проведении судебного заседания без своего участия.

Разрешая ходатайство ОСФР по Пермскому краю о приобщении к материалам дела расчета размера пенсии Ивахнова А.М. и выписки из лицевого счета застрахованного лица от 19.07.2024, а также разрешая вопрос о приобщении к материалам дела отзыва Межрайонной ИФНС № 11 и приложенных к нему карточек расчетов с бюджетом, выслушав мнение сторон, которые против приобщения указанных документов не возражали, судебная коллегия определила в целях всестороннего и объективного рассмотрения апелляционной жалобы указанные выше документы приобщить к материалам дела, учитывая, что данные документы новыми доказательствами не являются, а лишь дополняют позицию ответчика по делу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно абзацу 5 статьи 1 которого индивидуальные предприниматели отнесены к застрахованным лицам при условии уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, индивидуальные предприниматели выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов обеспечивает формирование его пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015).

Согласно пункту 20 Правил № 1015 для установления страховых пенсий, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 01.01.2001 документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению №1.

Из материалов дела следует, что помимо деятельности, отраженной в трудовой книжке, Ивахнов А.М. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 30.03.1999 по 31.12.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 44).

14.05.2018 истец обратился в УПФР в Чердынском районе Пермского края с заявлением о назначении пенсии.

17.05.2018 УПФР в Чердынском районе Пермского края принято решение о назначении Ивахнову А.М. пенсии по старости с 28.05.2018 бессрочно.

На момент рассмотрения заявления Ивахнова А.М. о назначении пенсии период его работы в качестве индивидуального предпринимателя с 30.03.1999 по 31.12.2016 был учтен пенсионным органом на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

После назначения пенсии ежегодно, начиная с 2017 года по 2020 год (т.е. до прекращения деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя), исходя из суммы страховых взносов, отчисляемых истцом в пенсионный орган, ему производился перерасчет пенсии по пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Из информации, поступившей из Межрайонная ИФНС № 11, следует, что в период с 30.03.1999 по 31.12.2019 Ивахнов А.М. применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход. В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Ивахнов А.М. применял специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения.

Из сведений, представленных по запросу суда налоговым органом, следует, что в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 11.11.1994 № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации» до 01.01.2001 индивидуальные предприниматели осуществляли перечисление взносов на счет ПФР самостоятельно по безналичному расчету либо наличными средствами. Поэтому сведения об оплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями до 01.01.2001 в налоговом органе отсутствуют.

Администрирование уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществлялось налоговыми органами в периоды с 01.01.2001 до 01.01.2010 и с 01.01.2017 по настоящее время.

В период с 2010 по 2016 год в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон 212-ФЗ от 24.07.2009) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Таким образом, в информационных ресурсах налоговых органов отсутствует информация о начисленных и оплаченных страховых взносах за периоды с 1999 по 2000 годы, с 2010 по 2016 годы, так как в данные периоды контроль уплаты страховых взносов осуществлялся непосредственно Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

За периоды, в которые администрирование уплаты страховых взносов производилось налоговым органом, согласно карточкам расчетов с бюджетом Межрайонной ИФНС № 11 предоставлены сведения об уплате истцом следующих сумм:

страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии: 2003 год – 450 руб., 2004 год – 1 450 руб., 2005 год – 1500 руб., 2006 год – 1 200 руб., 2007 год – 1 382 руб., 2008 год – 2 884 руб., 2009 год – 6 644 руб.

страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии: 2005 год – 750 руб.

Начиная с 2017 года ИП Ивахнову А.М. были исчислены и им был уплачены следующие суммы фиксированных страховых взносов:

2017 год - 23 400 руб. (ОПС), 4 590 руб. (ОМС);

2018 год - 26 545 руб. (ОПС), 5 840 руб. (ОМС);

2019 год - 29 354 руб. (ОПС), 6 884 руб. (ОМС);

2020 год - 32 448 руб. (ОПС), 8426 руб. (ОМС).

Сведения о суммах страховых взносов за 2021 год отсутствуют, т.к. дата снятия истца с учета как индивидуального предпринимателя 31.12.2020.

Справкой ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023 подтверждается, что в периоды с 01.07.1999 по 31.12.1999, 01.01.2000 по 31.12.2000, 01.01.2001 по 31.12.2001 Ивахнов А.М. работал по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и производил уплату страховых взносов в Социальный фонд. Уплата страховых взносов произведена в полном объеме.

09.02.2023 истцом подано заявление о перерасчете пенсии.

01.03.2023 истцу произведен перерасчет с учетом справки ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023, указано, что основания для перерасчета пенсии с 28.05.2018 отсутствуют, так как перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, заявление о перерасчете подано Ивахновым А.М. 09.02.2023, перерасчет произведен на основании нового документа - справки от 28.02.2023.

Разрешая заявленные истцом к Межрайонной ИФНС № 11 требования, суд руководствовался положениями Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009, Постановления Правления ПФР от 11.11.1994 № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации», Положениями Правил № 1015 и Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом суд исходил из того, что налоговым органом в периоды, когда администрирование страховых взносов было возложено законодателем на налоговые органы (с 01.01.2001 до 01.01.2010, с 01.01.2017 по настоящее время), в орган пенсионного обеспечения предоставлялись исчерпывающие сведения в отношении ИП Ивахнова А.М. Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы и начиная с 2017 по 2020 год (до момента снятия Ивахнова А.М. с учета в качестве индивидуального предпринимателя) подтверждена карточками расчетов с бюджетом. Данные сведения своевременно направлялись налоговым органом в орган пенсионного обеспечения. В связи с изложенным суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований истца о возложении на Межрайонную ИФНС № 11 обязанности по предоставлению сведений в орган пенсионного обеспечения отсутствуют.

Разрешая заявленные истцом к ОСФР по Пермскому краю требования о возложении обязанности включить в страховой стаж истца период с 30.03.1999 по 31.12.2021, суд установил, что на момент рассмотрения заявления о назначении пенсии в 2018 году период с 30.03.1999 по 31.12.2016 был учтен УПФР в Чердынском районе Пермского края на основании сведений, имевшихся в распоряжении органа пенсионного обеспечения и отраженных в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Далее, начиная с 2017 по 2020 годы налоговым органом в Пенсионный фонд подавались полные сведения о размерах уплаченных Ивахновым А.М. страховых взносов, которые так же были учтены, в том числе при производстве ежегодного перерасчета в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях». 31.12.2020 ИП Ивахнов А.М. был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, страховые взносы в 2021 году им не уплачивались. Таким образом, установив, что заявленный истцом период до момента назначения пенсии был учтен органом пенсионного обеспечения, а после назначения пенсии период работы включению в страховой стаж не подлежат, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца в данной части.

При этом в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что при назначении Ивахнову А.М. пенсии не были учтены страховые взносы, факт уплаты которых истцом нашел свое подтверждение в соответствии со справкой ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023. При проведении 01.03.2023 по заявлению Ивахнова А.М. перерасчета назначенной ему пенсии данные обстоятельства были учтены органом пенсионного обеспечения, при этом перерасчет произведен с момента обращения с заявлением о перерасчете с 09.02.2023. Согласившись с необходимостью внесения корректировок на основании справки ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023, суд указал, что перерасчет размера пенсии должен быть осуществлен истцу не с момента обращения с заявлением о перерасчете (09.02.2023), а с даты назначения пенсии с 28.05.2018, так как изначально при назначении пенсии ошибка, выразившееся в неполноте учтенных сведений, была допущена именно по вине ответчика, полная информация об уплате страховых взносов у которого имелась. Исходя из указанного, суд возложил на ОСФР по Пермскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии истца с момента ее первоначального назначения с 28.05.2018.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о перерасчете пенсии истца исходя из периода, когда им был получен наибольший заработок с 2000 по 2001 годы, суд указал, что расчет пенсии истца на момент обращения в пенсионный орган произведен по наиболее выгодному для истца варианту, при этом истцом не представлены доказательства, что расчет пенсии на основании периода выбранного им в настоящее время периода с 2000 по 2001 годы приведет к увеличению индивидуального пенсионного коэффициента, увеличению размера пенсии.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно определил характер спорных правоотношений, а также закон, которым следует руководствоваться при разрешении заявленных требований, верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Довод истца о включении в страховой стаж периода с 30.03.1999 по 31.12.2021 полностью отклоняется судебной коллегией как не обоснованный.

При рассмотрении настоящего спора судом было установлено, что все периоды, в которые истцом осуществлялась предпринимательская деятельность и уплачивались страховые взносы, за исключением 2021 года, когда статус индивидуального предпринимателя у истца был прекращен, включены в его страховой стаж. Сведения об уплате страховых взносов в период с 01.07.1999 по 31.12.2001 учтены с учетом справки ОСФР по Пермскому краю (отдел персонифицированного учета и обработки информации № 7) от 28.02.2023. Включение периодов работы (осуществления деятельности) после назначения пенсии в страховой стаж не допускается, на что справедливо указано судом первой инстанции. Данные из индивидуального лицевого счета истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета эти обстоятельства подтверждают. При таких обстоятельствах, указанные выше доводы истца не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда. Более того, к изменению размера пенсии истца, что и является целью его обращения в суд, это также не приведет.

Довод истца о том, что при расчете размера пенсии ответчиком неправомерно взят период за 60 месяцев работы подряд, а не среднемесячный заработок истца за период с 2000 по 2001 годы, что нарушает пенсионные права истца, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный в силу следующего.

Порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц регламентирован положениями статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно пункту 2 которой расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за период с 2000 по 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 пункта 3 и абзац 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона Федеральный закон «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Как разъяснено в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Истцу в 2018 году размер его страховой пенсии по старости был рассчитан в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как по наиболее выгодному для него варианту, при расчете пенсии органом пенсионного обеспечения обоснованно учтен заработок истца за 60 месяцев.

При этом следует учесть, что в заявлении истца о назначении пенсии не указано, по какому варианту он просит рассчитать ему размер пенсии, однако к заявлению приложены документы, необходимые для расчета пенсии именно по тому варианту, который в итоге был применен органом пенсионного обеспечения.

Доводы о том, что истец изначально претендовал на расчет пенсии по варианту за период с 2000 по 2001 годы, однако его убедили в обратном, основанием для перерасчета пенсии и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не являются.

Более того, при перерасчете пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за период с 2000 по 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета (как на этом настаивает истец) может измениться только показатель (ЗР) среднемесячный заработок застрахованного лица, который рассчитывается в соотношении к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП). Данный показатель в соответствии с абзацем десятым пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не может учитываться в размере свыше 1,2. Истцу при расчете пенсии учтен максимальный показатель (1,2), который более не может быть увеличен независимо от размеров уплаченных им страховых взносов за период с 2000 по 2001 годы.

Проверяя спорные обстоятельства, суд апелляционной инстанции запросил в ОСФР по Пермскому краю расчет размера пенсии Ивахнова А.М. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ответе на запрос ответчиком приведен подробный расчет, которым подтверждается, что при расчете пенсии по предложенному истцом варианту, в случае учета при расчете пенсии не периода 60 месяцев, а периода с 2000 по 2001 год, размер пенсии истца не увеличится, расчет произведен истцу по более выгодному варианту с использованием максимального показателя (ЗР/ЗП) 1,2.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в требованиях истца о перерасчете ему пенсии по указанному истцом варианту, учитывая отсутствие оснований для этого и отсутствие нарушений пенсионных прав истца при расчете размера его пенсии.

Озвученные истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы о том, что размер его пенсии является очень заниженным, учитывая, что он работал в районах Крайнего Севера, правового значения в данном случае не имеют, так как предметом его обращения в орган пенсионного обеспечения, равно как и предметом спора в суде первой инстанции они не являлись.

Основания для возложения на налоговый орган обязанности предоставить в орган пенсионного обеспечения сведения об уплате истцом страховых взносов отсутствуют, учитывая, что все эти сведения имеются в распоряжении органа пенсионного обеспечения. Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данных требований.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

определила:

решение Чердынского районного суда Пермского края от 02.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивахнова Андрея Михайловича без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное решение составлено 30.07.2024

33-8509/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивахнов Андрей Михайлович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю
Межрайонная ИФНС России №11 по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.06.2024Передача дела судье
23.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2024Передано в экспедицию
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее