№ 2-905/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2020 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.
при секретаре Михеевой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зенкина А. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дальстроиндустрия» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Зенкин А.Н. обратился в суд с иском ООО «Дальстройиндустрия» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в период с (дата) работает у ответчика в должности (иные данные), трудовым договором установлена заработная плата в размере (иные данные). Ответчиком за 6 дней работы в августе 2019 истцу выплачена заработная плата в размере (иные данные), за сентябрь месяц – в размере (иные данные), а за октябрь 2019 – (иные данные). Заработная плата за ноябрь 2019 не выплачена. Задолженность по заработной плате за октябрь составляет (иные данные). В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по заработной плате в размере (иные данные), а также денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования и кроме ранее заявленных, с учетом того, что трудовой договор прекращен (дата), просит также взыскать задолженность по заработной плате за октябрь 2019 в размере (иные данные), вместо ранее заявленного, за ноябрь 2019 – 43 065 рублей 00 копеек, за декабрь 2019 – (иные данные), за январь 2020 – (иные данные) и за февраль 2020 – (иные данные), всего задолженность по заработной плате составляет 230 (иные данные), также просил взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск - 22 дня в размере (иные данные), поскольку частично компенсация была выплачена.
В ходе судебного разбирательства истец настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений по основания, изложенным в исковом заявлении. При этом дополнил, что фактически работал вахтовым методом, выезжая на объекты ответчика, крайняя вахта закончилась (дата) и более работодатель на вахту его не вызывал, хотя истец интересовался о сроках заезда на вахту в ноябре 2019 у своего мастера. Который уволился. Более к работодателю не обращался для выяснения сроков заезда на вахту, в феврале 2020 написал заявление об увольнении и был уволен (дата). Полагает, что с ноября 2019 по (дата) не работал по вине ответчика, который не представлял ему работы и не ставил в график заезда на вахту.
Представитель ответчика ООО «Дальстройиндустрия» - Качура А.С., действующий на основании доверенности (№) от (дата), исковые требования истца не признал, указав, что истец по (дата) работал в должности водителя автобуса, вахтовым методом. Крайняя вахта у истца закончилась (дата), более истец на работы не вышел, а в феврале 2020 истец написал заявление об увольнении по собственному желанию и приказом от (дата) был уволен. Работодатель неоднократно созванивался с истцом с целью уведомления истца о датах заезда на вахту, но истец так и не вышел. Работодатель не стал применять к истцу дисциплинарных взысканий за невыход на работу, но полагает, что данное время не подлежит оплате. Также дополнил, что документов, свидетельствующих о том, что истец уведомлялся о датах заезда на вахту, не имеется.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица состояла в трудовых отношения с ООО «Дальстройиндустрия» в период с (дата) по (дата) в должности водителя автобуса.
Согласно трудовому договору от (дата) между истцом и ответчиком, раздел 4, работнику устанавливается заработная плата в размере 30 000 рублей 00 копеек, которая выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, а также устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью – основной 28 календарных дней и дополнительный – 16 календарных дней.
Приказом (№) от (дата) трудовой договор с истцом прекращен по п. 3 ст. 77 ТК РФ. Согласно записке расчету (№) от (дата) за период работы с (дата) по (дата) истцом не использовано 15 дней отпуска.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно положениям ст. 114 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Статья 115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью: в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня; в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ, постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Если расчетный период составляет менее 12 месяцев, то средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Из расчетов истца в подтверждение размера задолженности следует, что размер заработной платы истца составляет 30 000 рублей 00 копеек, на которые должны начисляться районный коэффициент 50% и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего севера – 40%, что в суммарном выражении составляет 57 000 рублей 00 копеек ежемесячно (30 000,00х1,5 районный коэффициент + 30 000,00х0,4 дальневосточная надбавка) и за минусом НДФЛ 13% - 49 590 рублей00 копеек.
В ходе судебного разбирательства истец не оспаривал факт выплаты ему заработной платы по платежным ведомостям: в августе 2019 – 5 932 рублей 18 копеек, в сентябре 2019 – 12 000 рублей 00 копеек и 14 100 рублей 00 копеек, в октябре 2019 – 12 000 рублей 00 копеек и 6 156 рублей 57 копеек, в ноябре 2019 – 6 525 рублей 00 копеек.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что штатным расписанием ответчика на 2019 предусмотрена оплата труда водителя автобуса в размере 30 000 рублей 00 копеек, которая включает в себя районный коэффициент 50% и северную надбавку в размере 50%. Данное обстоятельство подтверждается также справками формы 2-НДФЛ на истца за отработанные периоды времени 2019-2020 гг и выпиской из лицевого счета застрахованного лица выданной ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Хабаровском крае № 2 и согласуются с условиями трудового договора с истцом.
Учитывая изложенное, отсутствие документальных доказательств, свидетельствующих о более высокой заработной плате истца, нежели указано в трудовом договоре, суд считает расчет истца о размере заработной плате несостоятельным, поскольку он противоречит условиям трудового договора. Таким образом, размер заработной платы истца составляет 30 000 рублей 00 копеек, а с вычетом НДФЛ – 26 100 рублей 00 копеек.
Принимая во внимание. Произведенные выплаты в августе-октябре 2019, суд приходи к выводу о том, что отсутствует задолженность у ответчика перед истцом по заработной плате за указанный период времени.
Рассматривая вопрос о задолженности по заработной плате за период с ноября 2019 по (дата), суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что истец, начиная с (дата) не выходил на работу. При этом истец указала, что ответчик не обеспечил его работой, а ответчик ссылается на то, что истец отказался выходить на работу по приглашению ответчика, и указанные дни являются фактически прогулом.
Следует, при этом, отметить, что документальных доказательств данным доводам ни стороной истца, ни стороной ответчика не представлено.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика. В нарушений требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что работодатель обеспечивал истца работой в полной мере. Каких-либо кадровых решений в отношении истца, работодателем не принималось, что свидетельствует об отсутствии у него претензий к работнику по поводу его невыхода на работу в течение длительного периода, и косвенно подтверждает доводы истца об отсутствии работ.
По смыслу положений ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
В силу положений ч. 1 ст. 157 ТК РФ, время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, условия трудового договора суд приходит к выводу о том, что средняя месячная заработная плата истца составляет (иные данные)
Истцу произведен оплата частично за ноябрь 2019 в размере 7 500 рублей 00 копеек, истец не работал в период с (дата) по (дата).
Таким образом, за период с (дата) по (дата) с ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплата простоя в размере не менее двух третей средней заработной платы, что составит: (иные данные)
Истец также просит взыскать недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск – 22 дня, полагая, что поскольку ответчиком не в полном объеме выплачивалась заработная плата, и расчет компенсации произведен неверно.
Учитывая, что истец отработал у ответчика только с (дата) по (дата), с учетом норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что истец вправе получить компенсацию только за 18 дней пропорционально отработанному периоду времени 5 месяцев 6 дней. Принимая во внимание установленный размер заработной платы и выплат подлежащих при простое, расчет ответчика среднедневного заработка истца, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца с учетом выплаченной компенсации за неисопльзованные дни отпуска в размере 13 350 рублей 00 копеек подлежит взысканию денежная сумма в размере 5 082 рублей 70 копеек (18 Х 1 026, 90 (среднедневной заработок)) – 13 350,00)
Суд полагает, что ответчик в настоящее время не является налоговым агентом Зенкина А.Н., в связи с чем с него, как с лица уволенного и не получившего должного расчета на момент увольнения не подлежит удержанию подоходный налог. Исполнение данной обязанности возлагается на налогоплательщика в силу общих норм налогового законодательства.
Истцом также заявлено требование о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.
Учитывая, что ответчиком были нарушены трудовые права истца в виде невыплаты в полном объеме расчета истцу при увольнении, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда, размер которой определяет в сумме 3 000 рублей 00 копеек.
В соответствии ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере: за требования имущественного характера 1 402 рублей 66 копеек (от взысканной суммы 40 088 рублей 81 копеек (35 006,11+5 082,70) + 300 рублей 00 копеек за требования неимущественного характера, что составит в общей сумме 1 702 рублей 66 копеек.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зенкина А. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дальстроиндустрия» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Дальстроиндустрия» в пользу Зенкина А. Н. задолженность по заработной плате в размере (иные данные), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 (иные данные), денежную компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей 00 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Дальстроиндустрия» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 1 702 рублей 66 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Файзуллина И.Г.