Дело № 2-1497/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием представителя истца – Ирундиной А.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации г. Перми – Дороговой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Яременко Валерия Ивановича к администрации г. Перми о возложении обязанности произвести капитальный ремонт в многоквартирном доме,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», ООО «Управляющая компания «ТехСтрой»,
установил:
Яременко В.И. обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, с учетом уточненного иска просил провести ремонт следующих конструкций и систем: фундамента, цоколя, фасада, балконов, крыши и кровли, перекрытий верхних этажей, внутридомовых инженерных систем, электрооборудования и разводки, системы водоотведения, вентиляции, внутренней отделки подъездов с заменой входных дверей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, кроме того просил возложить обязанность на ответчика произвести оплату судебной экспертизы. В обоснование требований указал, что является собственником ? доли в праве на двухкомнатную <Адрес> указанном доме. В соответствии с положениями ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая сведения, имеющиеся в техническом паспорте на домовладение, именно на администрации лежала обязанность произвести капитальный ремонт здания до заключения договора первой приватизации квартир в данном доме, данная обязанность не была выполнена. Содержание и ремонт дома проводился силами жильцов и управляющей компании. Вместе с тем в настоящее время дом нуждается в проведении капитального ремонта, однако со стороны администрации необходимые мероприятия не осуществляются.
В судебное заседание истец не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика просила в требованиях отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 57-61) и дополнительном отзыве, указав, что многоквартирный дом не был включен в перспективные планы ремонта, ремонтные работы могут быть выполнены только в соответствии с положениями ст.ст. 166, 190.1 ЖК РФ.
Третьи лица в суд не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не направили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 190.1 ЖК РФ).
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ).
Перечень работ и (или) услуг в соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ включает:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Аналогичный перечень работ предусмотрен Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В судебном заседании установлено, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ Яременко В.И., ФИО5 получили в совместную собственность двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>19 (л.д. 7).
Согласно Договору №-А управления многоквартирным домом № по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания «ТехСтрой» (л.д. 8-11).
Из технического паспорта здания (лит А), расположенного по адресу: <Адрес>, следует, что многоквартирный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, число этажей 4, фундамент бетонный ленточный, наружные и внутренние стены капитальные стены кирпичные, перекрытия деревянные отепленные по балкам (л.д. 12-27).
Их технического паспорта здания (лит Б), расположенного по адресу: <Адрес>, следует, что многоквартирный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, число этажей 3, фундамент бутовый ленточный, наружные и внутренние капитальные стены шлакоблочные, перекрытия деревянные отепленные по балкам, подвальные перекрытия железобетонные (л.д. 28-40).
Согласно ответу администрации Ленинского района г. Перми, первый договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, заключен ДД.ММ.ГГГГ в отношении <Адрес> (л.д. 52-54).
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Яременко В.И., ООО «УК «ТехСтрой» многократно обращались по вопросу о проведении капитального ремонта фасада жилого дома в администрацию Ленинского района г. Перми, НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, что подтверждается заявлениями и ответами на обращения (л.д. 70-97, 119-136, 160-162, 171-176).
Согласно ответу МУ «Жилищная служба» Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № капитальный ремонт кровли производен в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), вместе с тем имело место протекание кровли над квартирой № (л.д. 71).
Капитальный ремонт фасада, иных конструкций и инженерных систем в доме не проводился, что следует из актов осмотра технического состояния общего имущества многоквартирного дома, выполненных ООО «УК «ТехСтрой» в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-117).
Также из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №: на основании актов межведомственных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об аварийном состоянии перекрытий верхнего этажа жилого <Адрес>, на администрацию Ленинского района возложена обязанность организовать капитальный ремонт дома в марте текущего года;
- Отделу по приватизации, учету и распределению жилой площади на время проведения капитального ремонта предусмотреть выделение квартир под маневренный фонд для расселения семей (л.д. 159).
Постановлением администрации Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено произвести капитальный ремонт в ДД.ММ.ГГГГ году жилого <Адрес>, для чего:
- в связи с невозможностью проведения капитального ремонта с заменой чердачных перекрытий без отселения жильцов просить администрацию г. Перми выделить сугубо для этих целей иные жилые помещения;
- произвести отселение жильцов после предоставления жилых помещений;
- жилищной районной эксплуатационной фирме «Комфорт-Сервис» после отселения жильцов незамедлительно приступить к поэтапному (поподъездному) ремонту дома, разработать и представить для утверждения в администрацию района график производства работ;
- просить администрацию г. Перми обеспечить целевое финансирование капитального ремонта в соответствии с графиком работ (л.д. 158).
Материалы инвентарного дела, в том числе погашенные технические паспорта на домовладения, не содержат сведений о проведенных капитальных ремонтах жилого дома.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Аудитпроектстрой» ФИО6, ФИО7
Произведено детальное обследование многоквартирного жилого здания, расположенного по адресу: <Адрес>, дано техническое заключение 5906-18-043-ТО, согласно которому при освидетельствовании фундаментов и наземных конструкций здания зафиксировано:
- просадка, растрескивание отмостки; нарушение примыкания, наличие щелей между отмосткой и цоколем здания, разрушение отмостки корнями прорастающих растений;
- неисправность приямков, входов, лестниц со стороны фасадов, нарушение стыков, швов, облицовки цоколей;
- нарушение температурно-влажностного режима в подвале (отсутствие или закрытие продухов, вытяжных каналов или вентиляционных отверстий) и в помещении бойлерной;
- в отдельных местах поверхности наружных стен со стороны подвала поражены черной плесенью и грибком;
- выкрошивание раствора из швов кирпичной кладки в бойлерной;
- следы увлажнения стен подвала вследствие нарушения гидроизоляции;
несущая способность грунтов основания обеспечена с минимальным запасом; техническое состояние – ограниченно-работоспособное.
При освидетельствовании наружных и внутренних стен здания зафиксированы следующие дефекты и повреждения:
- регулярное увлажнение атмосферными осадками карнизных и цокольных участков стен снаружи здания, наружных стен эркеров в местах расположения водосточных труб, в результате чего происходит вымывание раствора из швов кирпичной кладки эркеров;
- увлажнение стен в местах установки наружных блоков кондиционеров;
- повсеместное растрескивание и разрушение (отпадение) штукатурного сдоя стен снаружи и изнутри здания;
- вертикальные и наклонные трещины в наружных стенах здания шириной раскрытия до 5мм;
- трещины в местах сопряжения стен с перекрытиями, перегородками, а также между собой шириной раскрытия до 3 мм;
- прогибы оконных перемычек из досок с образованием над ними горизонтальных трещин;
- следы увлажнения (высолы, подтеки) и разрушение штукатурного слоя на поверхности стен внутри квартир;
- деформация, а на отдельных участках сквозная коррозия стальных отливов по пояскам фасадов (арх.);
- выкрошивание раствора из швов кирпичной кладки в помещении бойлерной;
- участки стен с разрушением кирпичной кладки на глубину до 120мм;
- вертикальные трещины в местах опирания междуэтажных площадок;
- сквозные трещины в местах сопряжения перегородок и междуэтажного перекрытия;
- трещины в клинчатых лучковых перемычках (полуциркулярные арки оконных проёмов лестничных клеток) шириной раскрытия 1,0 … 3,0 мм;
- разрушение цоколя (регулярное увлажнение, хаотичные трещины шириной раскрытия 0,5 … 1,0 мм, наклонные и диагональные трещины шириной раскрытия 2,0.. 10,0 мм, разрушение и отпадение штукатурного слоя). За годы эксплуатации здания на фасадах неоднократно устанавливались и демонтировались конструкции рекламных вывесок. Работы проводились без должного усиления мест установки и ремонта стен после демонтажа конструкций (в стенах выполнено значительное количество отверстий диаметром до 50мм, так же зафиксированы силовые трещины в уровне фронтона по оси 22). Инструментальное наблюдение за шириной раскрытия трещин ведется на отдельно взятых участках путем наблюдения за маяками. Образование трещин на маяках не зафиксировано. Техническое состояние в целом оценено как ограниченно-работоспособное.
Перекрытия междуэтажные и чердачное деревянное утепленное по балкам, подвальное – монолитное железобетонное по стальным и железобетонным балкам. Состояние конструкций:
- в местах расположения деревянных перекрытий выявлено провисание, растрескивание, а на отдельных участках отпадение штукатурного слоя потолков (отпадение штукатурного слоя зафиксировано в уровне верхнего этажа в большинстве квартир), в <Адрес> выполнены страховочные мероприятия по установке разгружающих стоек и рам;
- деструктивное гниение деревянной обшивки потолков (дранки);
- сплошная поверхностная коррозия стальных балок подвального перекрытия, величина коррозии 0,3 мм;
- следы замачивания с нижней поверхности перекрытий (высолы, подтёки, серо-жёлтые разводы) вследствие увлажнения конструкций стенового ограждения и неисправностей водосточной системы;
- следы замачивания атмосферными осадками с нижней поверхности чердачного перекрытия (подтёки, изменение цвета побелки) вследствие регулярных протечек кровли. Техническое состояние в целом охарактеризовано как работоспособное, чердачного перекрытия – ограниченно-работоспособное, техническое состояние штукатурного слоя потолков по дранке в местах провисания, отпадения – аварийное.
Техническое состояние конструкций крыши и кровли определено по результатам освидетельствования конструкций со стороны чердака, а также по косвенным признакам освидетельствование конструкций изнутри здания. При освидетельствовании конструкций кровли и крыши зафиксированы следующие дефекты и повреждения:
- просветы в кровле и при осмотре со стороны чердака;
- отдельные деформации стальных листов свесов кровли являющиеся причиной регулярного увлажнения и дальнейшего разрушения карнизов здания;
- нарушение примыкания стальных листов между собой, к выступающим частям вентиляционных коробов, парапетов, выпускам инженерных коммуникаций и к слуховым окнам;
- протечки кровли в местах пропуска инженерных коммуникаций;
- регулярное замачивание деревянных конструкций крыши вследствие протечек кровли, о чем свидетельствуют разводы коричневого цвета на поверхности конструкций;
- следы замачивания с нижней поверхности конструкций чердачного перекрытия, свидетельствующие о протечках кровли;
- гниение обрешетки в узлах опирания на стропила в местах расположения ендов, коньков, свесов кровли;
- усушечные трещины в элементах стропильных конструкций;
- многочисленные повреждения деталей слуховых окон;
- повреждение стропильных конструкций здания литер А вследствие пожара (часть конструкций заменена, часть усилена);
- захламленность чердака строительным мусором, оконными блоками и др. Техническое состояние конструкций крыши и кровли – ограниченно-работоспособное.
Система электроснабжения действует во всем здании, сведения о выполнявшихся ремонтных работах отсутствуют, возможно предположить, что срок эксплуатации системы превышает нормативную продолжительность эффективной эксплуатации сетей электроснабжения. Выявлены общие дефекты и повреждения, свидетельствующие о неисправности и вероятности создания опасной чрезвычайной ситуации:
- отсутствие части приборов и крышек к ним;
- значительные повреждения сетей и приборов;
- следы ремонта системы с частичной заменой сетей и приборов отдельными местами;
- наличие временных прокладок сетей;
- провесы проводов, повреждения шкафов, щитков, ВРУ;
- следы замыкания в соединительных коробках.
Степень физического износа сетей более 70%.Система водоснабжения имеет следующие дефекты и повреждения:
система ГВС – следы капельных течей в местах резьбовых соединений трубопроводов и врезки запорной арматуры;
- следы ремонта трубопроводов (замена отдельных участков);
2. система ХВС – ослабление сальниковых набивок и прокладок кранов и запорной арматуры;
- повреждение окраски и коррозия трубопроводов в отдельных местах;
- следы капельных течей в местах врезки кранов и запорной арматуры;
- следы ремонта трубопроводов (хомуты, заварка, замена отдельных участков);
степень физического износа более 50-60%.
3. система водоотведения – ослабление и следы течи в местах присоединения приборов;
- отклонение от вертикали труб выведенных в уровень чердака;
- нарушено примыкание кровли к трубам;
состояние оценивается как неудовлетворительное и не соответствует требованиям действующих норм, степень физического износа более 75 %. Сведениями о проводимых ремонтных работах не располагают.
Система отопления имеет следующие дефекты и повреждения, свидетельствующие о неисправности и неработоспособности:
- ослабление прокладок и набивки запорной арматуры, следы капельных течей в местах врезки запорной арматуры, приборов и в секциях отопительных приборов;
- нарушение окраски отопительных приборов и стояков, коррозия трубопроводов магистралей;
- нарушение теплоизоляции трубопроводов проложенных в уровне чердака;
степень физического износа 55%.
Система вентиляции имеет не герметичность воздуховодов в местах присоединения к вентиляционным каналам (в помещениях), нарушение целостности и теплоизоляции вентиляционных коробов и шахт (холодный чердак), механические повреждения вентиляционных шахт, коробов, решётки и каналы частично забиты мусором и пылью, степень физического износа более 50%.
При освидетельствовании фасада зафиксированы следующие повреждения и дефекты:
- разрушение штукатурного слоя участками площадью 0,2 … 5,0 кв.м.;
- трещины по штукатурному слою шириной раскрытия до 3,0 мм;
- по всей поверхности фасадов шелушение окрасочного слоя;
- разрушение архитектурной лепнины в местах расположения карнизов, поясков, подоконников, сандриков и на стенах главного фасада;
- замачивание (увлажнение) поверхности стен в местах расположения карнизов, поясков, сандриков, водосточных труб;
- разрушение цоколя (регулярное увлажнение, наклонные трещины шириной раскрытия 2,0…5,0 мм, разрушение штукатурного слоя);
- по периметру здания растрескивание, просадка и разрушение отмостки. Состояние фасадов оценивается как неудовлетворительное, физический износ составляет более 50%.
Балконы имеют нарушение гидроизоляции, деформацию стальных водоотводящих фартуков, коррозию, состояние оценивается как неудовлетворительное, физический износ более 60%.
Внутренняя отделка подъездов имеет повреждения окрасочного слоя, растрескивание, потемнение и загрязнение, следы протечек, отслоение и вздутие, отпадение окрасочного слоя, глубокие трещины, состояние оценивается как неудовлетворительное, физический износ более 60%.
Даны рекомендации по дальнейшей эксплуатации:
организовать наблюдение за динамикой развития трещин путем установления маяков, проводить регулярные осмотры подвальных помещений на предмет раннего выявления подтопления, прорывов инженерных коммуникаций;
не допускать подтопления грунтов основания, исключив возможные утечки из инженерных коммуникаций и подтопления атмосферными осадками, выполнив капитальный ремонт отмостки;
выполнить капитальный ремонт приямков;
для приведения конструкций стен и перегородок в работоспособное состояние необходимо предотвратить увлажнение наружного стенового ограждения, в уровне цоколя и карниза (исключив образование наледей на карнизах и восстановив отмостку и стальных фартуков по пояскам), и в местах расположения водосточных труб (выполнив капитальный ремонт водосточной системы); трещины в зданиях заполнить специальными ремонтными составами на базе расширяющегося раствора; сквозные трещины в стенах здания дополнительно усилить путем наложения скоб или стальных пластин; выполнить усиление стен эркеров в местах расположения водосточных труб и разрушений кирпичной кладки путем устройства железобетонной рубашки с частичной заменой кладки; выполнить усиление оконных перемычек с прогибами и трещинами; выполнить ремонт деформационных швов со стороны помещений (шов заполнить герметизирующими составами и восстановить штукатурный слой по сетке); восстановить (заменить) стальные отливы по пояскам; восстановить кирпичную кладку в бойлерной путем нанесения на стены ремонтного состава стойкого к перепадам температур и повышения влажности; стены здания обработать гидрофобизирующими составами;
для приведения фасада здания в работоспособное состояние необходимо выполнить капитальный ремонт (замену): предотвратить увлажнение здания, выполнив капитальный ремонт кровли и водосточной системы; выполнить демонтаж существующего штукатурного слоя, выполнить новый штукатурный слой фасада и архитектурных элементов по сетке, на поясках предусмотреть отливы; восстановить штукатурный слой цоколя с устройством фартука (отлива, капельника) по верху цоколя, дополнительно обработать гидрофобизирующими составами;
выполнить капитальный ремонт балконов;
выполнить капитальный ремонт конструкций чердачного перекрытия;
в бойлерной стальные балки подвального перекрытия очистить от продуктов коррозии и восстановить антикоррозийное покрытие;
выполнить капитальный ремонт кровли и крыши;
выполнить капитальный ремонт (замену) систем водоотведения, электроснабжения (электрооборудования и разводки), инженерных сетей, капитальный ремонт (восстановление) системы вентиляции.
Согласно заключению эксперта ООО «Аудитпроектстрой» ФИО6, № от ДД.ММ.ГГГГ выводы по первому вопросу «Нуждались ли в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>, в проведении капитального ремонта на октябрь 1992 года следующие эле-менты и конструкции: фундамент, цоколь, фасад, балконы, крыша и кровля, перекрытия верхних этажей, система водоотведения, внутренняя отделка подъездов и входные двери, электрооборудование и разводка, инженерные сети, вентиляция, если да, то в проведении каких работ?» Ответ на поставленный вопрос сформирован из трех критериев:
техническое состояние основных конструкций объекта исследования,
наличие документации подтверждающей производство капитального ремонта элементов, конструкций и инженерных сетей объекта исследования,
наличие отметок о проведенном капитальном ремонте в документах технической инвентаризации.
Фактическое техническое состояние в целом по объекту исследования – ограниченно-работоспособное, необходимо проведение мероприятий по восстановлению, усилению и замене элементов, конструкций и инженерных систем. Документы, подтверждающие производство капитального ремонта всего объекта исследования или его части до 1992г. – отсутствуют, в соответствии с п. 3 ст. 79 ГПК РФ эксперт подтверждает факт не выполнения работ по капитальному ремонту до 1992г. В инвентарном деле отсутствуют отметки о проводимых работах по капитальному ремонту объекта исследования или его части. Согласно вышесказанного на октябрь 1992г., элементы и конструкции в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>: цоколь, фасад, балконы, крыша и кровля, перекрытия верхних этажей, система водоотведения, внутренняя отделка подъездов и входных дверей, электрооборудование и разводка, инженерные сети, вентиляция нуждались в проведении капитального ремонта.
Вывод по второму вопросу «Нуждаемость в проведении каких работ из ответа на вопрос 1 сохраняется на настоящий момент с учетом ремонтных работ, проведенных после октября 1992 года?» В соответствии с детальным обследованием многоквартирного жилого здания (техническое заключение 5906-18-043-ТО) расположенного по адресу: <Адрес>, физический износ конструкций и здания в целом 54%. На момент исследования объекта существует острая необходимость в проведении капитального ремонта объекта исследования с учетом выводов и рекомендаций описанных в техническом заключении 5906-18-043-ТО. Перечень необходимых работ для дальнейшей эксплуатации:
Организовать наблюдение за динамикой развития трещин;
Проводить регулярные осмотры подвальных помещений.
Смонтировать сетчатые конструкции над пешеходной частью для предотвращения угрозы жизни и здоровью при падении штукатурки и кирпича с фасадной части;
Разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт элементов и конструкций объекта исследования, в т.ч. с разработкой усиления и восстановления стен (учесть рекомендации технического заключения 5906-18-043-ТО) в соответствии с действующими строительными нормами и правилами на территории РФ;
При разработке проектно-сметной документации учесть следующие элементы, конструкции, инженерные сети:
фундамент – частичный капитальный ремонт, восстановление отмостки, устройство водоотводящих лотков, гидроизоляция стен фундамента (цокольной части);
приямки – капитальный ремонт, очистка от мусора, восстановление штукатурного слоя, устройство защитных козырьков, устройство продухов;
чердачное перекрытие – капитальный ремонт (замена);
перекрытия в бойлерной – капитальный ремонт, элементы перекрытия очистить от коррозии и восстановить антикоррозийное покрытие;
стены – капитальный ремонт, восстановление фартуков и отливов на поясках наружных стен, заполнение трещин специальным раствором, наложение скоб или стальных пластин, усиление стен эркеров, усиление перемычек, ремонт деформационных швов, восстановление кирпичной кладки, обработка стен гидрофобизирующими составами;
балконы – капитальный ремонт (восстановление) штукатурного слоя, гидроизоляции, примыкания водосточных труб, монтаж капельников, восстановление стальных элементов от коррозии;
фасад - капитальный ремонт (замена), полный демонтаж/монтаж штукатурного слоя стен и архитектурных элементов, восстановление штукатурного слоя цоколя, все выступающие элементы защитить отливами, капельниками, обработать гидрофобизирующими составами;
перегородки – замена на облегченную кладку;
крыша и кровля – капитальный ремонт (замена);
внутренняя отделка подъездов – капитальный ремонт (восстановление) с заменой входных дверей, дверей тамбура, дверей на чердак и окон, ремонт входных крылец с устройством новых козырьков;
система электроснабжения (электрооборудование и разводка) – капитальный ремонт (замена);
система вентиляции – капитальный ремонт (замена);
система теплоснабжения – капитальный ремонт (замена);
система водоснабжения (горячая, холодная) – капитальный ремонт (замена);
система водоотведения (канализация) – капитальный ремонт (замена), в т.ч. смотровых колодцев, вводов и выпусков;
система газоснабжения – капитальный ремонт (замена),
водосточная система – капитальный ремонт – замена всех элементов, восстановление примыкания труб в местах пропуска через балконные плиты.
Также экспертом в дополнении указано, что не целесообразно проводить капитальный ремонт фасада здания площадью 1200 кв.м, предусмотренного региональным краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не выполнив сначала капитальный ремонт основных – несущих строительных конструкций объекта исследования (перекрытия, стены, фундамент, конструкции крыши) по предварительно разработанной проектно-сметной документации.
Установив вышеприведенные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что в многоквартирном доме как на дату первой приватизации, так и в настоящее время сохраняется необходимость проведения капитального ремонта, вместе с тем отсутствуют сведения о включении многоквартирного дома в программу капитального ремонта на дату первой приватизации.
Однако, как усматривается из постановлений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. и администрации <Адрес> от февраля 1994г. на основании актов межведомственных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об аварийном состоянии перекрытий верхнего этажа жилого <Адрес>, требовалось провести капитальный ремонт перекрытий верхнего этажа до заключения первой приватизации, вместе с тем данный ремонт проведен не был, соответствующих доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, несмотря на отсутствие в перечне работ, в отношении которых должен проводится капитальный ремонт в соответствии с положениями ст.ст. 190.1, 166 ЖК РФ, работ по капитальному ремонту перекрытий, суд приходит к выводу, что необходимость в проведении данных работ бесспорно возникла до заключения первого договора приватизации жилого помещения, в связи с чем за бывшим наймодателем сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта перекрытий верхнего этажа многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>.
В части проведения капитального ремонта в остальной части, суд исходит из выводов, имеющихся в заключении судебной экспертизы, с учетом оценки совокупности представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь требованиями положений ст.ст. 190.1, 166 ЖК РФ, в связи с чем приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Перми обязанности провести капитальный ремонт также следующих конструкций и инженерных систем в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>: фундамента, фасада здания, крыши и кровли, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. В части необходимости проведения капитального ремонта фасада здания также свидетельствует длительная переписка истца, управляющей компании с уполномоченными органами местного самоуправления, надзорными органами с 2001г. и до настоящего времени, включение данных работ в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и фактическое отсутствие выполнения данных работ.
Оснований для установления срока выполнения работ по капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает, поскольку правоотношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются и осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, для проведение инструментального обследования дома, разработки проектно-сметной документации, проведения работ по ремонту необходимо соблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, что требует определенных временных затрат. Ограничение ответчика сроком проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ может повлечь неисполнение решения суда в указанной части ввиду необходимости соблюдения требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем отказ в удовлетворении требований в данной части не снимает с ответчика обязанности исполнения решения в сроки, предусмотренные действующим законодательством, в том числе разумные сроки, обоснованно необходимые для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно заявлению истца о назначении судебной экспертизы, оплата за её проведение была возложена судом на истца. В настоящее время доказательств оплаты судебной экспертизы не представлено, истцом заявлено ходатайство о взыскании денежных средств за счет средств ответчика.
Принимая во внимание, что судом удовлетворены исковые требования истца, суд полагает возможным взыскать с администрации г. Перми в пользу ООО «Аудитпроектстрой» расходы на проведение судебной экспертизы в размере <данные изъяты> поскольку для дачи заключения эксперту требовалось, в том числе, обследование технического состояния здания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить обязанность на администрацию города Перми произвести капитальный ремонт следующих элементов, конструкций и систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>: фундамента, фасада здания, крыши и кровли, перекрытий верхних этажей здания, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с администрации г. Перми в пользу ООО «Аудитпроектстрой» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 210 000,00 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2018