14 августа 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Шумилова А.А., судей Карлинова С.В., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Дороховой И.В. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившее по апелляционной жалобе представителя административного истца Дороховой И.В. Яруткина И.В. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 7 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., выслушав пояснения представителя административного истца Яруткина И.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике Мельниковой Н.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дорохова И.В., являясь собственником объектов недвижимости:
- здания лесоцеха площадью 682, 83 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ...;
- здания стружечного цеха площадью 961, 32 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ...;
- здания служебно-бытового корпуса площадью 386, 88 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ...;
- здания паркетного цеха площадью 620, 60 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ..., обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 6 июля 2012 года кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, в т.ч. принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, и в соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2016 года исчисление налога на имущество на указанные объекты осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.
Так, кадастровая стоимость здания лесоцеха с кадастровым номером ... по состоянию на 6 июля 2012 года составила 239 329 руб. 07 коп., а кадастровая стоимость с внесенными 3 ноября 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости изменениями – 9221 951 руб. 42 коп.;
– кадастровая стоимость здания стружечного цеха с кадастровым номером ... по состоянию на 6 июля 2012 года составила 75985 192 руб. 91 коп., а кадастровая стоимость с внесенными 3 ноября 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости изменениями – 10 895 999 руб. 05 коп.;
– кадастровая стоимость здания служебно-бытового корпуса с кадастровым номером ... по состоянию на 6 июля 2012 года составила 239 233 руб. 55 коп., а кадастровая стоимость с внесенными 3 ноября 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости изменениями – 6120 506 руб. 52 коп.;
– кадастровая стоимость здания паркетного цеха с кадастровым номером ... по состоянию на 6 июля 2012 года составила 69 871 руб. 11 коп., а кадастровая стоимость с внесенными 3 ноября 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости изменениями – 4788 487 руб. 54 коп.
Вместе с тем, по результатам отчета общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговый центр «Содействие» (далее – ООО «КЦ «Содействие») от 8 февраля 2019 года ... об оценке рыночной стоимости имущества, изготовленного по заказу административного истца, рыночная стоимость нежилых зданий по состоянию на 6 июля 2012 года составила:
- здания лесоцеха – 759600 руб.;
- здания стружечного цеха – 1507770 руб.;
- здания служебно-бытового корпуса – 1022 820 руб.;
- здания паркетного цеха – 691400 руб.
Ссылаясь на то, что результаты государственной кадастровой оценки нежилого здания завышены, нарушают права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, Дорохова И.В. через своего представителя просила об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на 6 июля 2012 года в соответствии с отчетом ООО «КЦ «Содействие» ... от 8 февраля 2019 года об оценке рыночной стоимости имущества.
На заседание суда первой инстанции административный истец Дорохова И.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Яруткин И.В. поддержал требования об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий согласно административному исковому заявлению по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике Молоствова М.Г., административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике Сафронова О.С. в судебном заседании удовлетворение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 7 июня 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением административный истец Дорохова И.В. через своего представителя Яруткина И.В. подала на него апелляционную жалобу по мотивам незаконности и необоснованности на предмет отмены и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает, что причина пропуска срока для обжалования кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости является уважительной, в связи с чем ходатайство о его восстановлении судом должно было быть удовлетворено. Предъявленные в суд справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года были получены Дороховой И.В. лишь 8 апреля 2019 года, и именно с этой даты административному истцу стало известно об измененной кадастровой стоимости.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица,признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 24.18. Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец является собственником объектов недвижимости, и размер налога будет напрямую зависеть от размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
Судом установлено, что Дорохова И.В. является собственником объектов недвижимости:
- здания лесоцеха площадью 682, 83 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ...;
– здания стружечного цеха площадью 961, 32 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ...;
– здания служебно-бытового корпуса площадью 386, 88 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ....
– здания паркетного цеха площадью 620, 60 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская ....
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики (утратил силу в связи с изданием постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2019 года № 9).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586 с учетом внесенных в него изменений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 сентября 2016 года № 401 оспариваемые кадастровые стоимости зданий по состоянию на 6 июля 2012 года составляли:
- здания лесоцеха с кадастровым номером ... – 9221 951 руб. 42 коп.;
- здания стружечного цеха с кадастровым номером ... – 10 895 999 руб. 05 коп.;
- здания служебно-бытового корпуса с кадастровым номером ... – 6120 506 руб. 52 коп.;
- здания паркетного цеха с кадастровым номером ... – 4788 487 руб. 54 коп.
В настоящее время постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики», применяемые с 1 января 2019 года, утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года установлена в следующих размерах:
- здания с кадастровым номером ... - 1351 242 руб. 63 коп.;
- здания с кадастровым номером ... – 3761 923 руб. 24 коп.;
- здания с кадастровым номером ... – 3004 698 руб. 82 коп.;
- здания с кадастровым номером ... – 2 786 046 руб. 34 коп.
Данные сведения внесены в Единый государственный реестре недвижимости 1 января 2019 года.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Вместе с тем требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что с настоящим иском Дорохова И.В. обратилась в суд 8 мая 2019 года.
Суд первой инстанции, отказывая административному истцу в восстановлении срока обращения в суд, исходил из того, что Дорохова И.В. в соответствии с приведенными выше правовыми положениями имела право на обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости до 1 января 2019 года, а поскольку её обращение в суд в мае 2019 года последовало уже после внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства в государственный кадастр недвижимости (01 января 2019 года), то оснований для восстановления срока обращения в суд даже при наличии уважительных причин его пропуска не имеется.
В связи с этим со ссылкой на ч. 5 ст. 138 КАС РФ суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного искового требования об установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда на основании следующего.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По смыслу ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», упомянутых выше разъяснений постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержащиеся в части 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 года № 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с пунктом 12 которого статус «актуальная» присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости; статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.
В связи с тем, что, как было указано выше, с 01 января 2019 года установлена иная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, их кадастровая стоимость, установленная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586, является архивной.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, поскольку Дорохова И.В. является собственником вышеуказанных нежилых зданий, размер налога на которое зависит от кадастровой стоимости, несмотря на то, что в последующем эта кадастровая стоимость стала архивной, право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости применительно к положениям ст. 52 Налогового кодекса РФ сохраняется за ней за три предшествующих налоговых периода.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 КАС РФ восстановление пропущенного процессуального срока осуществляется на основании заявления лица, пропустившего срок.
Следовательно, по основаниям, приведенным выше, пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежал восстановлению.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в части отказа Дороховой И.В. в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм процессуального права.
Решение в этой части подлежит отмене с принятием в соответствующей части нового решения о восстановлении данного срока.
Поскольку в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости зданий в размере, равном их рыночной стоимости, Дороховой И.В. суд первой инстанции отказал лишь ввиду пропуска срока без выяснения обстоятельств дела, и по существу требования не рассматривал, то решение суда в этой части также нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (п. 79 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»), судебная коллегия считает дело подлежащим направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 7 июня 2019 года отменить.
Восстановить ... срок для подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
Административное дело по административному исковому заявлению Дороховой И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий А.А. Шумилов
Судьи: С.В. Карлинов
Е.Д. Смирнова