Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Сочи 18 марта 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
с участием:
помощника прокурора Центрального района города Сочи Краснодарского края Чумовицкой Т.В.,
административного истца Артемьева А. А.,
представителя административного ответчика - Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центральная РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рвлиевой Р•.Р®.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.ва А. А. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № муниципального образования город-курорт Сочи о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей по федеральному избирательному округу
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец Артемьев А.А. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № муниципального образования город-курорт Сочи о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей по федеральному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск мотивирован тем, что являясь гражданином Российской Федерации, он желает принять участие в выборах Президента Российской Федерации, которые назначены на ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в избирательную комиссию избирательного участка № муниципального образования город-курорт Сочи по месту своего временного проживания он получил отказ о включении в список избирателей по федеральному избирательному округу. То что нужно было обращаться на избирательной участок за три дня до выборов он не знал. Полагая отказ незаконным, административный истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании Артемьев А.А. настаивал на удовлетворении своего административного иска.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Сочи Артемьев А.А. полагал заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.
Участвующий в судебном заседании прокурор в заключении по делу с заявленными требованиями согласился, и просил суд в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав административного истца, представителя Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Сочи, заключение прокурора, полагавшего, что требование административного истца следует удовлетворить, пришел к выводу о законности и обоснованности заявленного административного иска.
В соответствии с ч.1 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
То обстоятельство, что административный истец по делу фактически является избирателем и имеет право на голосование на выборах Президента Российской Федерации, которые назначены на ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается.
В материалах дела имеется Решение Участковой избирательной комиссии избирательного участка № муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления Артемьева А.А.. о включении его в список избирателей.
Таким образом, само по себе обращение Артемьева А.А. в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным, поскольку он не согласен с отказом.
В соответствии со ст.75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, в том числе избирателями (пункты 1,10).
В соответствии со ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст.75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратели, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются их избирательные права, вправе обращаться с заявлением в суд.
Пунктами 18 и 28 ст.2 названного выше Федерального закона избиратель определен как гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, а избирательные права граждан – как конституционное право (часть 2 ст.32 Конституции РФ) граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, административный истец, как избиратель гражданин Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о защите принадлежащих прав, которые установлены избирательным законодательством, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 4 ст.4 Федерального закона №67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В соответствии с пунктом 4 ст.17 указанного Федерального закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения (по выборам депутатов субъекта РФ).
Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Согласно статье 20 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии входят в систему избирательных комиссий.
Пунктом 8 СЃС‚.20 названного Федерального закона определено, что компетенция, полномочия Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє деятельности избирательных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ субъектов Р РѕСЃСЃРёРё, избирательных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ муниципальных образований, территориальных Рё участковых РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ РїСЂРё подготовке Рё проведении выборов РІ органы государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёРё, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Р РѕСЃСЃРёРё, уставами муниципальных образований. РР· пункта 3 указанной статьи РєРѕРјРёСЃСЃРёРё обеспечивают реализацию Рё защиту избирательных прав граждан Р РѕСЃСЃРёРё, осуществляют подготовку Рё проведение выборов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
При этом в настоящем судебном заседании установлено, что административный истец Артемьев А.А. со слов зарегистрирован в <адрес> и находится в центральном районе города Сочи, открепительное удостоверение не получил.
При таких обстоятельствах отказ избирательной комиссии во включении административного истца в список избирателей по федеральному избирательному округу является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Артемьева А. А. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № муниципального образования город-курорт Сочи о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей по федеральному избирательному округу – оставить без удовлетворения.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов