ДЕЛО № 2-1415/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Яковченко О.А.
при секретаре Гилевой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановой Л.Н. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на получение от умершего супруга содержания, признания права на обеспечение по страхованию и обязании назначить обеспечение по обязательному социальному страхованию,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, в котором просит признать за ней право на получение от умершего супруга Иванова Н.И. содержания, ко дню смерти умершего. Признать за ней право на обеспечение по
страхованию в виде ежемесячной страховой выплаты с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Обязать ответчика назначить Ивановой Л.Н. обеспечение по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде ежемесячной страховой выплаты с даты смерти супруга.
В обоснование заявленных требований указала следующее. Ее супруг Иванов Н.И. в результате профессионального заболевания, полученного в период работы на <адрес> (Акт № о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ), умер ДД.ММ.ГГГГ. Заключением бюро медико-социальной экспертизы установлено, что причина смерти Иванова Н.И. связана с профессиональным заболеванием.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Иванов Н.И. являлся получателем ежемесячных страховых выплат в связи с профессиональным заболеванием, производимыми Филиалом № Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования Ивановой Л.Н. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об установлении факта нахождения на иждивении супруга Иванова Н.И., оставлены без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Филиал № Государственного учреждения-Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной страховой выплаты лицу, имеющему право на получение обеспечения в случае смерти застрахованного супруга в связи с профессиональным заболеванием.
Письмом филиала № отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № Ивановой Л.Н. был разъяснен порядок назначения ежемесячной страховой выплаты в случае смерти получателя страхового обеспечения, согласно которого для получения государственной услуги необходимо представить кроме прочего, решение суда, подтверждающее факт нахождения на иждивении.
Иванова Л.Н. с супругом Ивановым Н.И. состояла в браке, что подтверждается свидетельством о браке. В соответствии со ст. 89 СК РФ супруги несут обязательства по взаимному содержанию и обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимы для этого средствами, имеет нетрудоспособный нуждающийся супруг.
Иванова Л.Н. достигла пенсионного возраста, является нетрудоспособной. Ее доход с учетом пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> что значительно меньше дохода супруга — <данные изъяты> Таким образом, анализируя данные положения закона с учетом положений ст. 89 Семейного кодекса Российской Федерации, после наступления нетрудоспособности в связи с достижением пенсионного возраста, Иванова Л.Н. полагает, что имела право на материальную поддержку супруга, поскольку нуждалась в помощи, а также данное содержание она получала, а при отказе в ее предоставлении имела право на получение от него алиментов.
Таким образом, Иванова Л.Н. относится ко второй категории - нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
При таких обстоятельствах, при обращении с заявлением о назначении страховых выплат истцу, имеющему право на их получение в случае смерти застрахованного, доказательств факта нахождения на иждивении умершего (п. 4 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») представлять не требуется, поскольку супруги несут обязательства по взаимному содержанию и обязаны материально поддерживать друг друга.
Для вывода, что Иванова Л.Н. как супруга являлась лицом, имевшим право ко дню смерти застрахованного на получение от него содержания, не требуется установления факта нахождения на иждивении. Наличие данного права является объективным и не требует обязательного установления до смерти застрахованного судебным решением или письменным соглашением, поскольку обязанность по взаимному содержанию и материальной поддержки друг друга супруги вправе исполнять добровольно.
Таким образом, смерть лица, застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая является следствием выполнения им как застрахованным лицом своих трудовых обязанностей, должна рассматриваться как основание возникновения права на получение страховых выплат у нетрудоспособных лиц, не состоявших на иждивении, но имевших ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
При этом, в силу Федерального закона № 125-ФЗ иждивенство нетрудоспособных предполагается и не требует доказательств.
В судебном заседании истец и ее представитель по ордеру Жикин В.И. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также поддержали возражения на отзыв ответчика.
Представитель ответчика ГУ – Алтайское региональное отделение ФСС РФ по доверенности Межевалова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав пояснения истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, а также документов, указанных в ст.15 Федерального закона (п.4 ст.15 Федерального закона).
В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного страховые выплаты назначаются со дня смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.
В соответствии с указанными нормами действующее законодательство предусматривает две самостоятельные категории граждан, которые вправе претендовать на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, а именно: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего, а также нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или) необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом (п.5 ст. 15 Федерального закона).
В п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" указано, что право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплено, что право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
Согласно акту о случае профессионального заболевания № от 29.09.2011г. Иванову Н.И. ДД.ММ.ГГГГ установлено профессиональное заболевание гортани.
Заключением по квалификации повреждения здоровья вследствие профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ данный случай признан страховым.
Приказом филиала № отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № Иванову Н.И. назначена ежемесячная страховая выплата с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> с доплатой за период с ДД.ММ.ГГГГ Приказом филиала № отделения Фонда № от ДД.ММ.ГГГГ. назначена единовременная страховая выплата в размере <данные изъяты>
Иванов Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ На основании справки о смерти от ДД.ММ.ГГГГ выданной отделом ЗАГ<адрес>, имеющейся в материалах личного (учетного) дела застрахованного, ежемесячные страховые выплаты Иванову Н.И. прекращены в связи со смертью с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ в филиал № отделения Фонда с заявлением о назначении страховых выплат обратилась Иванова Л.Н.- супруга умершего.
Письмом филиала № отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № Ивановой Л.Н. был разъяснен порядок назначения ежемесячной страховой выплаты в случае смерти получателя страхового обеспечения в соответствии с требованиями Федерального закона, Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.03.2012г. № 270 н.
Иванова Л.Н. обратилась в суд за установлением факта нахождения на иждивении умершего Иванова Н.И.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга Иванова Н.И. в полном объеме. Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Изложенные выше обстоятельства, установленные вышеуказанным решением суда, в силу положений ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для суда, рассматривающего дело. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, судом установлено, что размер получаемой ею пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Кроме того, Иванова Л.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ являлась страховым агентом ООО «Росгосстрах». Страховому агенту Ивановой Л.Н. за <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) была выплачена сумма в размере <данные изъяты>
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт получения Ивановой Л.Н. помощи от умершего Иванова Н.И. не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Часть получаемого дохода умершего составляла ежемесячная страховая выплата, выплачиваемая отделением Фонда в связи с установлением Иванову Н.И. профессионального заболевания, выплата имела целевое назначение - возмещение вреда, причиненного здоровью. Также судом установлено, что доход, получаемый Ивановой Л.Н., позволял истцу обеспечить себя необходимыми для жизни средствами.
В соответствии со ст.89 Семейного кодекса РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
Как следует из вышеуказанной статьи право требования в судебном порядке предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами имеет, в том числе нетрудоспособный, нуждающийся супруг.
Таким образом, для признания права на получение содержания от другого супруга необходимо два условия: - достаточность средств одного супруга для содержания другого супруга и нуждаемость в содержании одного из супругов.
Из установленных судом в ДД.ММ.ГГГГ обстоятельств не следует, что Иванова Л.Н., имевшая постоянный доход, являлась нуждающимся супругом.
Данный вывод подтверждается наличием у Ивановой Л.Н. на момент смерти супруга пенсии в размере <данные изъяты> суммы, выплаченной за ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (в период работы в <адрес>
В то время умерший Иванов Н.И. не обладал необходимыми средствами для содержания другого лица. Иванов Н.И. получал пенсию по старости в размере <данные изъяты> ежемесячную денежную выплату в связи с инвалидностью в размере <данные изъяты> всего <данные изъяты>
Получаемая Ивановым Н.И. на момент смерти ежемесячная страховая выплата в размере <данные изъяты> выплачиваемая отделением Фонда в связи с полученным профессиональным заболеванием, является целевой выплатой и не подлежит включению в общую сумму дохода.
Кроме того, даже, если Иванов Н.И. был обязан содержать свою супругу Иванову Л.Н. в силу наличия судебного решения, взыскание не обращалось бы на выплаты в возмещение вреда здоровью в силу ст.101 Федерального закона от 01.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, Иванов Н.И. объективно не обладал необходимыми средствами, не мог оказывать материальную поддержку своей супруге Ивановой Л.Н. Умерший Иванов Н.И. сам был нетрудоспособен в силу возраста и онкологического заболевания, которое и стало причиной его смерти.
Кроме того, право на получение содержания не является объективным, а подтверждается документально - это может быть письменное соглашение об уплате алиментов, нотариально удостоверенное или судебное решение о взыскании алиментов.
Какое-либо письменное соглашение истцом не представлено, как и решение суда о взыскании с Иванова Н.И. алиментов в пользу Ивановой Л.Н.
Требование истца об обязании ответчика назначить ежемесячную страховую выплату с даты смерти супруга также противоречит действующему законодательству.
Так, п.3 ст. 15 Федерального закона предусмотрено, что требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Таким образом, возникновение у лица права на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ связывает с нетрудоспособностью этого лица и нахождением на иждивении умершего. Поскольку факт нахождения истца на иждивении умершего не нашел подтверждения, основания к удовлетворению заявленных Ивановой Л.Н. требований отсутствуют, иных доказательств нахождения истца на иждивении умершего в материалы гражданского дела не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Л.Н. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на получение от умершего супруга содержания, признания права на обеспечение по страхованию и обязании назначить обеспечение по обязательному социальному страхованию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья О.А. Яковченко