Решение по делу № 2а-1725/2018 от 04.06.2018

Дело № 2а-1725/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 сентября 2018 г.                                                                 г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Ерофеевой В.К., с участием представителя административного истца Бильская И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьева Л.Н., Григорьев А.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд, с вышеуказанным административным иском мотивируя следующим.

22.12.2017 года ответчик вынес распоряжение №489 о снятии истцов с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, о существовании распоряжения истец узнала ДД.ММ.ГГГГ Когда получила ответ на приеме в ДКС. Отказ мотивирован тем, что истцу и ее сыну принадлежит на праве собственности по ? доли жилое помещение общей площадью 32,97 кв.м. по адресу: <адрес>, таким образом по мнению ответчика истцы обеспечены жилой площадью по 16,48, что больше учетной нормы. Считает данный отказ не законным поскольку на учете граждан она и ее сын состояли с 1999 года, на момент постановки на учет сыну исполнилось 13 лет и он являлся и является инвалидом детства, диагноз врожденный порок сердца, стеноз легочной артерии в сочетании с ДМПП. С момента постановки на учет квартира в которой они проживают до настоящего времени уже была приватизирована, другого жилья они не приобрели.

Просят признать незаконным и отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Департамента капитального строительства города Севастополя о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Григорьева Л.Н. и ее сына Григорьев А.В..

В судебное заседание административный истец Григорьева Л.Н., Григорьев А.В. не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.

Представитель административного истца Бильская И.Н. поддержала административный иск по вышеуказанным основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента по капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие административных истцов, представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Государственной администрацией Ленинского района г.Севастополя в 1999 году Григорьева Л.Н. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, льготная очередь на 2013 год – 554.

Согласно свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Л.Н. и Григорьев А.В. принадлежит на праве общей совместной собственности жило помещение расположенное по адресу: <адрес>.

Из справки МСЭ следует, что Григорьев А.В., ДД.ММ.ГГГГ установлена 3 группа инвалидности с детства бессрочно.

На основании распоряжения Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцы сняты с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку Григорьева Л.Н. и ее сыну Григорьев А.В. на праве собственности (по ? доли) принадлежит жилое помещение (общей площадью 32,97 кв.м), по адресу: <адрес>, таким образом истцы обеспечены общей жилой площадью жилого помещения 16,48 кв.м., что более учетной 12 кв.м.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке, этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи Папановых в составе пяти человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден и никем не оспаривался.

Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Из материалов дела следует, что основанием о снятии с учета истцов является п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Так, в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, истец и ее сын, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1999 году, т.е. до 1 марта 2005 года, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Суд полагает, что снятие Григорьева с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки истцов на учет в 1999 году.

На момент постановки истцов на жилищный учет действовал Жилищный Кодекс РСФСР, ст. 29 которого закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Истцы могли быть снять с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 марта 2005 года, давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно по причине улучшения жилищных условий, а именно приобретения в собственность жилого помещения, площадь которого превышает учетную норму площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина, а не на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, как это указанном в оспариваемом распоряжении.

Следовательно, основание, указанное в спорном распоряжении, а именно "п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ", не предусмотрено нормами законодательства, регулирующими отношения предоставления жилых помещений гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, к которым относится истец.

Кроме того истец Григорьев А.В. является инвалидом третьей группы с детства бессрочно, имеет следующие заболевания: аномалия развития почек, удвоение левой почки, нефромикролитиаз, киста почек, полип мочевого пузыря, правосторонний гидронефроз, поясничная дистопия обеих почек.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 (действовавшим на момент вынесения оспариваемого распоряжения) утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. К таким заболеваниям относятся: активные формы туберкулеза всех органов и систем; психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения; трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания; множественные поражения кожи с обильным отделяемым; проказа; ВИЧ-инфекция у детей; отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок; органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов; состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга; тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени.

Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 (далее Правила), определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке данный пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи Э. в составе трех человек на учет на предоставление жилой площади не оспаривается.

Согласно п. 6 Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отмены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Департамента капитального строительства города Севастополя о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях в отношении Григорьева Л.Н., Григорьев А.В., по причине неверного указания основания снятия их с учета, не предусмотренного ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а так же в связи с тем, что Григорьев А.В. является инвалидом детства страдающим хроническим заболеванием, в связи с чем считает необходимым обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истцов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Григорьева Л.Н., Григорьев А.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Департамента капитального строительства города Севастополя о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях в отношении Григорьева Л.Н., Григорьев А.В..

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 7 сентября 2018 года.

                                                  <данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя                                                                       С.В. Калганова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-1725/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьева Л.Н.
Григорьев А.В.
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Бильская И.Н.
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Калганова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
04.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2018[Адм.] Судебное заседание
27.06.2018[Адм.] Судебное заседание
13.07.2018[Адм.] Судебное заседание
27.08.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
03.09.2018[Адм.] Судебное заседание
07.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее