11RS0016-01-2019-001442-33
дело №2-893/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 27 ноября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Саратовой Е. И. к ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» о признании права на сохранение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения,
установил:
Саратова Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. В обоснование заявленных требований указано, что 11.03.2018 Саратова Е.И. уволена с работы, в связи с сокращением штата сотрудников. При увольнении истцу сохранен средний заработок на период трудоустройства в течение трех месяцев. Решением ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» от 23.07.2019 истцу отказано в сохранении среднего заработка в течение четвертого месяца в связи с отсутствием исключительного случая. Ссылаясь на наличие кредитных обязательств, хронического заболевания и предпенсионный возраст, а также указывая, что само по себе отсутствие средств к существованию является исключительным случаем, Саратова Е.И. просила признать незаконным решение ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» от 23.07.2019 и признать право на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Впоследствии, Саратовой Е.И. требования дополнены и сформулированы в окончательном виде как требования о признании решений ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» от 23.07.2019, 12.08.2019 и от 12.09.2019 незаконными, признании за истцом права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Истец Саратова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика ГУ Республики Коми «ЦЗН Сыктывдинского района» Головастикова М.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы надзорного производства, материалы личного дела Саратовой Е.И., суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Саратова Е.И. состояла в трудовых отношениях с <данные изъяты> в должности системного администратора отделения информационного обеспечения организационно-методического отдела Управления по вопросам миграции и была уволена 11.03.2019 по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников).
Из материалов дела следует, что 08.04.2019 Саратова Е.И. обратилась в ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» (далее – ГУ РК «ЦЗН Сыктывдинского района») с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, однако не была трудоустроена в течение трех месяцев.
Решениями ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» №9 от 23.07.2019, №11 от 12.08.2019 и №13 от 12.09.2019 истцу отказано в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения соответственно.
Ссылаясь на наличие кредитных обязательств, хронического заболевания и отсутствие средств к существованию, что, по мнению Саратовой Е.И., является исключительными обстоятельствами, последняя находила решения ответчика об отказе в сохранении среднего месячного заработка незаконными.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Предоставляя работодателю как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников, правомочия в сфере управления трудом, законодатель предусмотрел и правовые гарантии защиты прав работников в сфере труда.
Так, в силу требований статей 2, 7, 8, 17, 19, 34, 35, 37 и 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель установил для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 названной статьи).
Регулируя правоотношения сторон в сфере труда, законодатель отнес принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации к исключительной компетенции работодателя.
При этом реализация работодателем указанных полномочий в сфере управления трудом может повлечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников организации в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Предоставляя работодателю право расторгнуть трудовой договор по указанному основанию, законодатель в целях реализации социальной роли правового государства возлагает на него обязанности по соблюдению определенных правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ, из положений которой следует, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях - по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, - и в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения; указанные денежные выплаты производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Из приведенной нормы Трудового кодекса РФ следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве правила, а в исключительных случаях.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении от 29.11.2012 № 2214-О Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения права действовать произвольно.
Анализ приведенных положений действующего трудового законодательства и разъяснений Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, к числу которых относятся установленные статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации выплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения, и, кроме того, сохранение в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Ввиду изложенного, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ) относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в рассмотрении дела, Саратова Е.И. с 08.04.2019 состоит в ГУ Республики Коми «ЦЗН Сыктывдинского района» на учете в качестве безработной. Истцу выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ГУ РК «ЦЗН Сыктывдинского района», для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу, однако она не была трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения. Безрезультативными остались и самостоятельные поиски работы. Средний заработок Саратовой Е.И. в период трудоустройства составлял 38 872 рубля 90 копеек
Принимая оспариваемые решения, ГУ Республики Коми «ЦЗН Сыктывдинского района» исходило из отсутствия исключительного случая, подпадающего под ст. 318 Трудового кодекса РФ.
Разрешая настоящий спор, суд не усматривает исключительных обстоятельств, позволяющих признать Саратову Е.И. социально незащищенной и требующей дополнительной материальной поддержки на период трудоустройства в виде сохранения за ней в течение четвертого, пятого и шестого месяца среднего месячного заработка со дня увольнения.
Доводы Саратовой Е.И. о недостаточности денежных средств для проживания, а также доводы о состоянии здоровья и невозможности трудоустроиться в связи с увольнением в предпенсионном возрасте в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание.
Документов, свидетельствующих о том, что Саратова Е.И. имеет статус малоимущей, не представлено. Исходя из размера пособия по безработице, назначенного истцу, ежемесячный доход семьи истца соответствует установленному прожиточному минимуму.
Саратова Е.И. не признана инвалидом либо нуждающейся в дорогостоящем лечении. Исходя из объяснений врача-эксперта ГБУ Республики Коми «Сыктывдинская ЦРБ», опрошенного в рамках прокурорской проверки, инвалидность истцу не устанавливалась, лекарственные препараты для лечения заболевания, выявленного у Саратовой Е.И., к дорогостоящим не относятся, для приобретения таких лекарств рецепт не требуется, к категории тяжелых заболеваний установленный Саратовой Е.И. диагноз <данные изъяты> не относится, а равно ссылки истца наличие заболевания, требующего, по ее мнению, дорогостоящего лечения не могут быть приняты судом во внимание в качестве исключительного обстоятельства, свидетельствующего о социальной незащищённости Саратовой Е.И.
Обязательства по выплате займа также не могут быть признаны исключительным случаем для сохранения заработка, поскольку являются обязательствами, принятыми Саратовой Е.И. на себя до увольнения с работы.
В рассматриваемом случае необходимо отметить, что получая в течение первых трех месяцев сохраненный заработок в размере, значительно превышающем размер прожиточного минимума, установленный в Российской Федерации, Саратова Е.И. при достаточной степени заботливости и осмотрительности могла и должна была предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.
Отсутствие у истца иных источников доходов в спорный период, исключительным случаем для сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяц не является, учитывая, что Саратова Е.И. какими-либо заболеваниями, препятствующими трудоустройству, не страдает, нетрудоспособных лиц, находящихся на ее иждивении, не имеет.
Иных обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными и позволяющими сохранить за Саратовой Е.И. средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, при рассмотрении дела не установлено, а равно правовых оснований для удовлетворения заявленный требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Саратовой Е. И. к ГУ РК «Центр занятости населения Сыктывдинского района» о признании права на сохранение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 4 декабря 2019 года.
Судья Ю.В. Рачковская