Решение по делу № 2-204/2024 от 11.09.2024

Дело № 2-204/2024

УИД 22RS0036-01-2024-000215-34

        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Новичиха                                          1 октября 2024г.

Новичихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кутеевой Л.В.,

при секретаре Николаевой И.Г.,

с участием истца прокурора Новичихинского района Меденцева И.В.,

представителя Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Степанова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новичихинского района Алтайского края к Первутинскому Александру Николаевичу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей с. Новичиха Новичихинского района Алтайского края к Первутинскому Александру Николаевичу о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, которая расположена на территории земельного участка на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

В обоснование иска указано, что прокуратурой Новичихинского района Алтайского края по поступившей информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при размещении отходов животноводства, по результатам которой установлено, что на земельном участке на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , размещены отходы животноводства – отходы от содержания крупного рогатого скота в количестве около 50 тонн, общей площадью около 350 кв.м.

Проверкой установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером содержится крупно рогатый скот, имеется выгульная площадка, навесы, строения для стойлового содержания КРС.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем специально оборудованная площадка (сооружение или место), предназначенная для хранения и (или) обработки, переработки отходов животноводства, на вышеуказанном участке отсутствует.

С учетом вышеизложенного, 23.04.2024г. в отношении Первутинского А.Н. по выявленным нарушениям возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства.

Постановлением государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды Первутинский А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.

Однако, по состоянию на момент обращения прокурора в суд, вышеуказанная свалка отходов животноводства, размещенная на территории земельного участка, расположенного на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , не ликвидирована.

Действия (бездействие) ответчика привели к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования Новичихинский сельсовет, загрязнению земель, их деградации и истощению, а также иным негативным изменениям окружающей природной среды, поэтому прокурор Новичихинского района в соответствии с ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ счел необходимым обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор Новичихинского района Меденцев И.В. настаивал на удовлетворении иска в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. Просил установить срок для исполнения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Первутинский А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, в суд предоставил заявление о признании исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Степанов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования, просил удовлетворить их в полном объеме, так как ответчик длительное время не ликвидирует несанкционированную свалку.

Согласно отзыву на исковое заявление представителя по доверенности Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Сулейманова Р.Х. в целях снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Часть 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается. В результате прокурорской проверки установлено наличие отходов животноводства от содержания крупного рогатого скота на территории земельного участка, расположенного на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Постановлением государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды Первутинский А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей. Земельный участок, на который Первутинским А.Н. складировались отходы животноводства, расположенный в не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером в Перечень не включен, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав прокурора Новичихинского района Меденцева И.В., представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Степанова А.В., исследовав материалы гражданского дела, письменное заявление ответчика о признании исковых требований в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Новичихинского района по поступившей информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края 12.04.2024 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при размещении отходов животноводства, по результатам которой установлено, что на земельном участке на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером размещены отходы животноводства – отходы от содержания крупного рогатого скота в количестве около 50 тонн, общей площадью около 350 кв.м.

23.04.2024 в отношении Первутинского А.Н. по выявленным нарушениям возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства.

Постановлением государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды Первутинский А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.

Вместе с тем, по состоянию на 10.09.2024 свалка отходов животноводства, размещенная на территории земельного участка, расположенного на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , не ликвидирована.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ответу филиала ППК «Роскадастр» от 16.09.2024 № КУВИ-001/2024-231270826, собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, является Первутинский Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно ответу МП ПП по Новичихинскому району МО МВД России «Поспелихинский» от 11.09.2024 гражданин Первутинский Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> Первутинским А.Н. содержится крупно рогатый скот, имеется выгульная площадка, навесы, строения для стойлового содержания КРС. Однако, специально оборудованная площадка (сооружение или место), предназначенная для хранения и (или) обработки, переработки отходов животноводства, на вышеуказанном участке отсутствует.

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов животноводства, расположена на земельном участке на расстоянии не более 10 метров в восточном направлении от границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , то есть непосредственно примыкает к границам земельного участка ответчика, с учетом заявления ответчика о признании исковых требований в полном объеме, суд считает, что ответчик в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, поэтому возложение обязанности по ликвидации указанной выше свалки отходов животноводства на данного ответчика, является законным.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск, причём суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Статьёй 173 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд разъясняет ответчику последствия признания иска, и при принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Ответчик исковые требования признал в полном объеме, ему понятны последствия признания им иска, закреплённые в ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Поскольку признание ответчиком иска при указанных обстоятельствах не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, оно подлежит принятию судом.

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании обстоятельства, а также учитывая положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает разумным установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения указанных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на Первутинского Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка на расстоянии не более <данные изъяты> метров в восточном направлении от границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 6 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новичихинский районный суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 14 октября 2024г.

Судья                                                             Л.В. Кутеева

2-204/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новичихинского района
Ответчики
Первутинский Александр Николаевич
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Суд
Новичихинский районный суд Алтайского края
Судья
Кутеева Лилия Витальевна
Дело на странице суда
novochihinsky.alt.sudrf.ru
11.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2024Передача материалов судье
12.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2024Предварительное судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Дело оформлено
19.11.2024Дело передано в архив
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее