УИД 33RS0020-01-2021-000066-36
ПОСТАНОВЛЕНИЕо прекращении производства по делу об административном правонарушении
30 марта 2021 года г. Юрьев - Польский
Судья Юрьев - Польского районного суда Владимирской области Михеев А.А., с участием должностного лица привлекаемого к административной ответственности Гусевой Н.В., а также должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Сафиной Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Гусевой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении 29 декабря 2020 года в 11 часов 40 минут должностное лицо - директор магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: Владимирская область, г.Юрьев-Польский, пл. Советская, д.2 «г», Гусева Н.В. совершила нарушение требований ст.ст. 11, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15,п.10.7 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», а именно не организовала работу по проведению и соблюдению дезинфекционного режима. В магазине на момент проверки отсутствовали график проводимых дезинфекционных мероприятий, инструкции на дезинфицирующие средства, с указанием кратности проводимой дезинфекции и концентрации используемых средств.
В судебном заседании Гусевой Н.В.. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 51 Конституции РФ. Отводов и ходатайств не поступило.
Гусева Н.В. вину во вмененном ей правонарушении предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не признала, указав, что между магазином и клининговой компанией заключен договор на уборку подсобных помещений. В ее обязанности, как директора магазина, не входит обеспечение контроля за специализированной организацией по уборке помещений магазина. Пояснила, что размещение графика проводимых дезинфекционных мероприятий не предусмотрено требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и график на момент проверки имелся.
В письменных пояснениях указала, что 29 декабря 2020 года в магазине фактически проводилась проверка с участием сотрудника Роспотребнадзора, в ходе которой были истребованы имеющиеся в магазине журналы, средства измерения температуры, а также инструкции по разведению дезинфицирующих средств, проведена проверка помещений юридического лица.
Должностное лицо территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Сафина Э.А. в судебном заседании полагала о наличии в действиях Гусевой Н.В. признаков состава вменяемого административного правонарушения, пояснив, что действительно ею проводилась проверка имеющихся документов и журналов с целью выявления фактов несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте торговли.
В письменных пояснениях указала, что 29 декабря 2020 года ей совместно с представителями администрации Юрьев-Польского района, а также ОМВД России по Юрьев-Польскому району проводились мониторинговые мероприятия по объектам торговли и общественного питания, в частности в магазине «Пятерочка» по адресу: г. Юрьев-Польский, пл. Советская, д. 2 «г». Директором магазина не были представлены доказательства организации дезинфекционного режима на объекте торговле (журналы и графики).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.1 ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В целях недопущения распространения во Владимирской области коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Указом Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 года № 38 на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила «СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные Санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 установлены мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым относятся: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; - выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; - использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; - ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 131 утверждены Правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03».
Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность).
Как следует из материалов дела 29 декабря 2020 года должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (Территориальный отдел в Юрьев-Польском и Кольчугинском районах) при проведении рейдовых мероприятий в магазине «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенном по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пл. Советская, д. 2 «г», выявлены нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно: не организована работа по проведению и соблюдению дезинфекционного режима. В магазине на момент проверки отсутствовали график проводимых дезинфекционных мероприятий, инструкции на дезинфицирующие средства, с указанием кратности проводимой дезинфекции и концентрации используемых средств.
Данные нарушения выявлены по результатам изучения представленных сотрудникам Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области журналов организации дезинфекции и инструкции по разведению дезинфицирующих средств, а также осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений.
Указанные действия должностного лица - директора магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг» квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплены поводы, являющиеся основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении. В частности, к ним относятся:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч.ч.3, 4 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к которой, в том числе, относится осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Исходя из смысла вышеуказанных положений действующего законодательства, реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях при выявлении и исследовании обстоятельств деяний, содержащих признаки административных правонарушений, осуществляется, при наличии соответствующих поводов, до возбуждения дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, каких-либо поводов для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Агроторг» Гусевой Н.В. до применения обеспечительной меры производства в виде осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там документов, у должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Владимирской области не имелось.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области поступали какие-либо сообщения, заявления физических и юридических лиц, а также материалы из государственных органов, органов местного самоуправления или от общественных объединений, а также имелись сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При рассмотрении дела таких доказательств суду представлено не было.
Выявленные должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области нарушения положений п.4.4 СП 3.1.3597-20, которые заключались в том, что не представлены графики проводимых дезинфекционных мероприятий, не представлены инструкции на дезинфицирующие средства, с указанием кратности проводимой дезинфекции и концентрации используемых средств, не могут расцениваться как непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Данные действия должностных лиц потребовали взаимодействия с юридическим лицом путем изучения и анализа запрашиваемых у него документов, что возможно только в ходе проведения документарной проверки.
Кроме того должным лицом составившим протокол об административном правонарушении в письменных пояснениях отражено, что кроме проверки дезинфекционного режима фактически проводилась проверка организации работы по выявлению лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, в частности установлено наличие бесконтактного термометра, были представлены письменные журналы организации данных мероприятий.
Фактически проведенный должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области мониторинг являлся документарной проверкой, предметом которой являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Вместе с тем сведений о том, что в отношении ООО «Агроторг» проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с учетом Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» какая-либо проверка, материалы дела не содержат.
Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 2006 года № 60 утверждено Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга (далее - Положение), который устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно данным нормам социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.
Между тем в Положении не предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих социально-гигиенический мониторинг, запрашивать у юридических лиц документы и анализировать их содержание.
Кроме того предусмотренное ст.50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты должно реализовываться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Такой порядок определен, в частности, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом право на беспрепятственное посещение и обследование территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудований и иных объектов не включает в себя право анализировать документы проверяемых субъектов.
Таким образом, у должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области до осмотра документов, принадлежащих ООО «Агроторг», отсутствовал повод к возбуждению в отношении должностного лица общества дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, находящихся там вещей и документов от 29 декабря 2020 не может быть признан допустимым доказательством.
Один лишь протокол об административном правонарушении от 13 января 2021 года, который составлен на основании протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, находящихся там вещей и документов от 29 декабря 2020 года, не может являться достаточным доказательством, подтверждающим факт совершения должностным лицом вмененного административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вменяемые директору магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг» Гусевой Н.В. действия указанные в протоколе об административном правонарушении не образуют состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Гусевой Н.В. подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица директора магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг» Гусевой Н. В. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: А.А. Михеев