УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» – Грязнова В.Г., действующего на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика - председателя Думы Тыретского муниципального образования – городского поселения - Людвиг И.И., действующего на основании решения Думы Тыретского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят, представителя административного ответчика Главы Тыретского муниципального образования – городского поселения – заместителя Главы Тыретского муниципального образования – городского поселения Барковского Д.А., действующего на основании распоряжения от Дата изъята Номер изъят, представителя заинтересованного лица муниципального казенного учреждения администрации Тыретского муниципального образования – городского поселения – Валюшкиной Н.А., действующей на основании доверенности от Дата изъята , прокурора отдела прокуратуры Иркутской области – Валеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-195/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» к Думе Тыретского муниципального образования, Главе Тыретского муниципального образования о признании недействующим с момента принятия пункта 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования»,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» (далее по тексту – ООО «Управляющая компания «Тыретская») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
В обоснование административных исковых требований ООО «Управляющая компания «Тыретская» указывает, что решением Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования» (далее - «Решение») внесены изменения в «Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования», утвержденные решением Думы Тыретского муниципального образования от 25 августа 2017 г. № 378.
Пунктом 2 оспариваемого решения утверждены схемы границ прилегающих территорий многоквартирных жилых домов Тыретского муниципального образования. ООО «Управляющая компания «Тыретская» не согласно с пунктом 2 оспариваемого решения, полагает, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: статье 3 Закона Иркутской области от 12 декабря 2018 г. № 119-оз «О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области границ прилегающих территорий», пунктам 5, 9, 10, 11, 12 требований к подготовке схемы границ прилегающей территории, к точности и методам определения координат, характерных точек границ прилегающей территории, утвержденных Приказом Службы архитектуры Иркутской области от 11 марта 2019 № 82-1-спр, принято без проведения процедуры публичных слушаний или общественных обсуждений, обязательность проведения которых установлена статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ООО «Управляющая компания «Тыретская» указывает, что является управляющей организацией: оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирными жилыми домами, предоставляет коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений на основании лицензии Номер изъят от Дата изъята .
В управлении административного истца находятся многоквартирные жилые дома №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15, 16, 17, 18, расположенные в <адрес изъят>, в отношении которых оспариваемым решением были установлены схемы границ прилегающих территорий. Административный истец указывает, что согласно общедоступному сервису «Публичная кадастровая карта», размещенного в сети «Интернет» по адресу: pkk5.rosreestr.ru, под многоквартирными жилыми домами, расположенными в мкр. <адрес изъят>я сформированы земельные участки.
В соответствии с пунктами 24, 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный перечень работ по содержанию земельного участка в летний и зимний период. При подготовке тарифа на содержание общего имущества собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Тыретская», административный истец исходил из площадей земельных участков, сформированных под многоквартирными жилыми домами.
Административный истец считает, что установление прилегающих территорий многоквартирных домов, без учета мнения его и собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов нарушает права ООО «Управляющая компания «Тыретская», возлагает дополнительные обязанности по содержанию прилегающих территорий, относящихся к территориям общего пользования и не входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.
Так, в соответствии с пунктом 7.1. постановления Главы администрации Тыретского муниципального образования № 46 от 23 марта 2020 г. «О проведении месячника по санитарной очистке и благоустройству на территории Тыретского муниципального образования» ООО «Управляющей компании «Тыретская» предписано провести уборку территории, как в границах земельного участка многоквартирных домов, так и прилегающую территорию, согласно схемы, утвержденной решением Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
ООО «Управляющая компания «Тыретская» просит суд признать недействующим с момента принятия пункт 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
Представитель административного истца ООО «Управляющая компания «Тыретская» – Грязнов В.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал с учетом уточнений, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика председатель Думы Тыретского муниципального образования – городского поселения Людвиг И.И., действующий на основании решения Думы Тыретского муниципального образования, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений.
Представитель административного ответчика Главы Тыретского муниципального образования – городского поселения – заместитель Главы Тыретского муниципального образования – городского поселения Барковский Д.А., действующий на основании распоряжения, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений.
Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения администрации Тыретского муниципального образования – городского поселения Валюшкина Н.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административных требований, поддержала доводы возражений.
Прокурор отдела прокуратуры по Иркутской области – Валеева Ю.Р. в заключении полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Административный ответчик Глава Тыретского муниципального образования – городского поселения Преловский П.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в котором указал, что возражает относительно удовлетворения административных требований, поддерживает доводы представленных возражений.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, а также прокурора Валеевой Ю.Р., руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 20 статьи 6 Устава Тыретского муниципального образования (далее по тексту – Устав), к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 24 Устава в исключительной компетенции Поселения находится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 19 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, принятие решения от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования», относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии части 2 статьи 1 Устава, Тыретское муниципальное образование входит в состав муниципального образования «Заларинский район» и наделено законом Иркутской области статусом городского поселения.
Частью 1 статьи 43 Устава предусмотрено, что Дума Поселения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Поселения.
Согласно частей 1, 6, 8 статьи 23 Устава, Дума Поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Дума Поселения обладает правами юридического лица. Председатель Думы Тыретского городского поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Частью части 9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.
Как было указано выше, из Устава следует, что Дума Тыретского городского поселения обладает правами юридического лица.
Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.
Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).
Таким образом, обсуждая вопрос о процессуальной право-дееспособности Думы Тыретского городского поселения, обладающей статусом юридического лица, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление предъявлено к надлежащему ответчику – публичному представительному органу муниципального образования - Думе Тыретского муниципального образования, принявшему оспариваемый нормативно - правой акт.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Устава, оспариваемый нормативный правовой акт, принятый Думой Поселения подписывается Главой Тыретского муниципального образования, Глава Тыретского муниципального образования привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно частей 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое решение Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования», является нормативно – правовым актом, поскольку удовлетворяет признакам нормативного правового акта. Оно принято уполномоченным на принятия такого нормативного правового акта органом - Думой Тыретского муниципального образования – городского поселения (протокол от 21 февраля 2020 г. № 28), содержит нормы права (обязательные, нормативные предписания) адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Оспариваемое решение подписано уполномоченными должностными лицами – председателем Думы Тыретского муниципального образования Людвиг И.И. (согласно пункту 2.15 части 2 статьи 23.1 Устава и решения Думы Тыретского муниципального образования от 3 октября 2017 г. № 1), а также Главой Тыретского муниципального образования Преловским П.П. (согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Устава, распоряжения от 26 сентября 2017 г. № 65 «Об исполнении обязанностей»).
Оспариваемый нормативно-правовой акт принят в форме, установленной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, опубликованного в соответствии с положениями Устава в информационном листке «Тыретский Вестник».
Судом установлено, что оспариваемое решение Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования» опубликовано в информационном листке МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» Заларинского района «Тыретский Вестник» № 13 от 21 февраля 2020 г.
Согласно пункта 20 статьи 6 Устава к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 11 части 1 статьи 24 Устава предусмотрено, что в исключительной компетенции Поселения находится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.
Как следует из положений статьи 124 Устава утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к полномочиям Думы Тыретского муниципального образования – городского поселения, к которым также отнесено осуществление иных полномочий, определенных Уставом муниципального образования, законодательством Иркутской области и федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 43 Устава решения Думы Поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы Поселения, если иное не установлено Федеральным законом № 131-ФЗ.
Согласно протоколу № 28 очередного заседания Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. на заседании присутствовали: председатель Думы Тыретского муниципального образования Людвиг И.И., депутаты: Бобина Т.В., Ерган Е.А., Карплюк З.Х., Иванов С.А., Гладун А.С., Зелент М.И., Саврасова М.Х. Отсутствовали депутаты: Прудникова Т.Я., Гаршина Л.А. Кворум для принятия оспариваемого решения имелся.
Из данного протокола следует, что присутствующие на заседании Думы депутаты единогласно проголосовали за внесение изменений в «Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования», утвержденные решением Думы Тыретского муниципального образования от 25 августа 2017 г. № 378.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Порядок проведения публичных слушаний определен статьей 17 Устава, согласно части 8 статьи 17 по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом Тыретского муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа Тыретского муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В материалы административного дела представлена надлежащим образом заверенная копия постановления муниципального казенного учреждения Администрации Тыретского муниципального образования Заларинского района от 23 декабря 2019 г. № 316 «О проведении публичных слушаний».
В целях обеспечения участия населения Тыретского муниципального образования в осуществлении местного самоуправления, в соответствии со статьями 28, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Тыретского муниципального образования на 27 января 2020 г. было назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в «Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
Вышеуказанное постановление с проектом решения опубликовано в информационном листке МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» Заларинского района «Тыретский Вестник» № 65 от 23 декабря 2020 г. и размещено на официальном сайте Тыретского муниципального образования.
Согласно протоколу публичных слушаний от 27 января 2020 г. одобрен проект решения Думы Тыретского муниципального образования о внесении изменений в «Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в информационном листке МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» Заларинского района «Тыретский Вестник» № 4 от 27 января 2020 г. и размещено на официальном сайте Тыретского муниципального образования.
21 февраля 2020 г. на очередном заседании Думы Тыретского муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний было принято оспариваемое решение Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
Таким образом, доводы административного истца о нарушении порядка принятия оспариваемого решения в части не проведения публичных слушаний не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными суду доказательствами.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт – решение Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования» принято уполномоченным на принятие данного нормативного правового акта органом - Думой Тыретского муниципального образования - городского поселения, с соблюдением порядка, установленного законодательством об общих принципах организации местного самоуправления и Уставом данного муниципального образования, а также требований к опубликованию такого нормативно - правового акта.
Вместе с тем, проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО «Управляющая компания «Тыретская» является управляющей организацией: оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирными жилыми домами, предоставляет коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений на основании лицензии № 000181 от 30.04.2015 г.
В подпункте 2.2 статьи 2 Устава ООО «Управляющая компания «Тыретская» указаны основные виды деятельности Общества.
Административными ответчиками, заинтересованным лицом не оспаривалось, что в управлении административного истца находятся многоквартирные жилые дома №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15, 16, 17, 18, расположенные в <адрес изъят>, в отношении которых оспариваемым решением была утверждена схема границ прилегающих территорий.
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что установление прилегающих территорий многоквартирных домов, без учета его мнения и мнения собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов нарушает права ООО «Управляющая компания «Тыретская», возлагает на нее дополнительные обязанности по содержанию прилегающих территорий, относящихся к территориям общего пользования и не входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.
Согласно Закону Иркутской области от 12 декабря 2018 г. № 119-оз «О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области границ прилегающих территорий» границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования Иркутской области.
Согласно частей 4, 6 статьи 3 закона Иркутской области от 12 декабря 2018 г. № 119-оз «О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области границ прилегающих территорий» границы прилегающей территории отображаются на схеме границ прилегающей территории на кадастровом плане территории (далее - схема границ прилегающей территории). В схеме границ прилегающей территории также указываются кадастровый номер и адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого устанавливаются границы прилегающей территории, площадь прилегающей территории, условный номер прилегающей территории.
Форма схемы границ прилегающей территории, требования к ее подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ прилегающей территории устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Форма схемы границ прилегающей территории, требования к ее подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ прилегающей территории определены в «Об утверждении Требований к подготовке схемы границ прилегающей территории, к точности и методам определения координат характерных точек границ прилегающей территории» (далее по тексту – Приказ).
Согласно статье 5 Приказа схема границ прилегающей территорий представляет собой текстовую часть и графическое изображение границ прилегающей территории.
Согласно статье 9 Приказа в текстовой части схемы границ прилегающей территории приводятся:
1) местоположение прилегающей территории, кадастровый номер объекта, обслуживаемого прилегающей территорией (адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого устанавливаются границы прилегающей территории (при его наличии), либо обозначение места расположения данных объектов с указанием наименования (наименований) и вида (видов) объекта (объектов));
2) сведения о собственнике и (или) ином законном владельце здания, строения, сооружения, земельного участка, а также уполномоченном лице (наименование (для юридического лица), фамилия имя, отчество (если имеется) (для индивидуального предпринимателя, физического лица), место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны);
3) проектная площадь прилегающей территории, образуемой в соответствии со схемой границ прилегающей территории;
4) наличие объектов (в том числе благоустройства), расположенных на прилегающей территории, с их описанием;
5) площадь озелененной территории с указанием состава озеленения;
6) список координат характерных точек границы каждой образуемой в соответствии со схемой границ прилегающей территории в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости;
7) изображение границ прилегающей территории, условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
8) сведения об утверждении схемы границ прилегающей территории: в случае утверждения схемы границ прилегающей территории решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы границ прилегающей территории (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы границ прилегающей территории.
Согласно статьям 10, 11, 12 Приказа проектная площадь прилегающей территории вычисляется с использованием технологических и программных средств. Схема границ прилегающей территории должна быть заверена подписью и печатью (при наличии) заявителя. Графическая часть схемы прилегающей территории составляется в масштабе 1:500 или 1:1000 с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости.
21 февраля 2020 г. Думой Тыретского муниципального образования было принято решение № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования», пунктом 2 которого утверждены схемы границ прилегающих территорий многоквартирных домов Тыретского муниципального образования согласно приложениям.
Вместе с тем, как следует из оспариваемого решения, схема границ прилегающих территорий многоквартирных домов Тыретского муниципального образования согласно приложениям выполнена не в форме, утвержденной Службой архитектуры Иркутской области, состоит из графической части, текстовая часть схемы границ прилегающих территорий отсутствует, местоположение прилегающей территории не определено, отсутствуют сведения о собственнике (ином законном владельце) здания, строения, сооружения и уполномоченном лице, отсутствует описание объектов (в том числе благоустройства), расположенных на прилегающей территории, не указана площадь и состав расположенного на прилегающей территории озеленения, не определен список координат характерных точек границы каждой образуемой в соответствии со схемой границ прилегающей территории в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, отсутствуют сведения об утверждении схемы границ, прилегающей территории, в то числе наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы границ прилегающей территории, схема границ прилегающих территорий не заверена подписью и печатью, что противоречит указанным выше положениям закона Иркутской области от 12 декабря 2018 г. № 119-ОЗ «О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области границ прилегающих территорий», приказа Службы архитектуры Иркутской области от 11 марта 2019 г. № 82-1-спр «Об утверждении Требований к подготовке схемы границ прилегающей территории, к точности и методам определения координат характерных точек границ прилегающей территории».
Доводы административного ответчика об отсутствии практики утверждения границ прилегающих территорий не ставят под сомнение правильность вывода суда о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» к Думе Тыретского муниципального образования, Главе Тыретского муниципального образования о признании недействующим с момента принятия пункта 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования» - подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования» следует признать не действующими с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы Тыретского муниципального образования в информационном листке «Тыретский Вестник», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» к Думе Тыретского муниципального образования, Главе Тыретского муниципального образования о признании недействующим пункта 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования» – удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу пункт 2 решения Думы Тыретского муниципального образования от 21 февраля 2020 г. № 155 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Тыретского муниципального образования».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы Тыретского муниципального образования в информационном листке «Тыретский Вестник», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята