Дело № 2-655/2023
УИД 75RS0008-01-2023-000528-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06июня 2023 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Судовцева А.С.,
при ведении протокола секретарем Норбоевой А.Т.,
с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Забайкальского края Бабуевой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Савватеевой ФИО1 к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», Комитету образования и молодёжной политики администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л:
заместитель Борзинского межрайонного прокурора Дондоков Т.Ц., действующий в интересах Савватеевой Н.В., обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Савватеева Н.В.работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» (далее – МОУ СОШ № <адрес>) в должности учителя истории и обществознания с 2022 года. На 2022-2023 учебный год Савватеевой Н.В.установлена нагрузка 26 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы на 8 часов. За весь период работы материальному истцу начисляются надбавки за выслугу лет 25 % из расчета ставки 18 часов за неделю, а не за фактическую нагрузку, установленную на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы.
Просит суд взыскать с МОУ СОШ № <адрес> неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4304 рубля 92 копейки. Обязать МОУСОШ № <адрес> произвести перерасчет и выплатить задолженность по неначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 учебном году Савватеевой Н.В.Обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>» профинансировать МОУ СОШ № <адрес> в целях произведения указанных выплат Савватеевой Н.В.
В судебное заседание материальный истец Савватеева Н.В.не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств, заявлений не представила.
Ответчики МОУСОШ № <адрес>, Комитет образования и молодежной политики муниципального района «<адрес>», надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Представителем ответчиков МОУСОШ № <адрес> и Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>» Троценко В.Г., действующей на основании доверенностей, представлен отзыв на исковое заявление, в котором она просит оставить исковые требования без удовлетворения, указала, что расчёт истцом произведен неверно.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство финансов <адрес> надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, от представителя Никишаевой Е.Ю. поступило пояснение, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство образования и науки <адрес> надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, представителя не направило, ходатайств, заявлений не представило.
В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора <адрес> Бабуева Б.Б. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, указала, что в просительной части искового заявления допущена ошибка в части указания периода взыскания заработной платы, просила взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что согласуется с представленным расчётом.
Суд, в порядке статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со статьёй 21 ТК работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьёй 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 132 ТК РФ Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).
Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее - Закон Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
В соответствии со статьей 2Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года №382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края.
Пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7497 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 4Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования.
Статьей 10 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК работникам образования установлена надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Положением об оплате труда работников и руководителей муниципальных образовательных учреждений муниципального района «Борзинский район», утвержденных Постановлением администрации муниципального района Борзинский район» №374 от 23 июля 2019 года утверждены размеры ежемесячной стимулирующей надбавки за выслугу лет к должностному окладу всем работникам муниципального образовательного учреждения, а также порядок её начисления и выплаты.
Согласно пункту 2.3.5.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ № <адрес> ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена всем категориям работников Учреждения.
Стаж работы определяется ежегодно на 1 сентября текущего года, а вновь принимаемым работникам - в день заключения договора, комиссией, создаваемой руководителем муниципальной образовательной организации при участии выборного органа первичной профсоюзной организации. Протокол заседания комиссии является основанием для приказа руководителя о назначении работнику стимулирующей надбавки за выслугу лет.
Пунктом 2.3.5.2.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ № <адрес> установлены размеры надбавки в процентах к должностному окладу: за стаж работы от 10 до 15 лет -15%; от 15 и более лет-25%.
Из пункта 2.3.5.3 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ № <адрес> следует, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.
Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.
Пункт 1.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ № <адрес> предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2022 года, протокол № 11определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
Согласно разделу IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Судом установлено, что Савватеева Н.В.работает в МОУ СОШ № <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовым договором.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Савватеевой Н.В.установлена надбавка за стаж в образовательном учреждении -25 % к окладу.
Согласно тарификационным спискам от ДД.ММ.ГГГГ Савватеевой Н.В.установлена нагрузка 26часов, что превышает норму часов на 8 часов.
Согласно представленным расчетным листкам за спорный период материальному истцу выплачивалась надбавка за выслугу лет исходя из базового оклада, а не из фактического объема педагогической нагрузки.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному стороной ответчикаконтр расчётам, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет и по надбавке за соответствие занимаемой должности составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер 3 228 рублей59 копейка. Судом произведен расчёт за декабрь 2022 года, который составляет 1076 рублей25 копеек. Итого 4 304 рубля84 копейки.
Вместе с тем, не подлежат удовлетворению исковые требования о произведении перерасчета Савватеевой Н.В. по выплате задолженности по неначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 учебном году, поскольку установлено, что Савватеева Н.В. была трудоустроена в МОУ СОШ № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому права на отпуск в 2021-2022 учебном году у нее не возникло.
Судом установлено, что МОУ СОШ № <адрес> является муниципальным учреждением, учредителем которого согласно Уставу является муниципальный район «<адрес>». Функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой орган администрации муниципального района «<адрес>» - Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>». Финансирование обеспечения деятельности образовательной организации осуществляется за счет средств бюджет муниципального района «<адрес>» и на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем (пункт 4.15 Устава).
При таких обстоятельствах, суд приходить к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>» профинансировать МОУ СОШ № <адрес>, в случае недостаточности у последнего, в целях произведения выплат Савватеевой Н.В.
В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таком положении на основании положений статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика МОУ СОШ № <адрес> следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в сумме 400 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>»(ИНН7529011503, ОГРН 1087505000670) в пользу Савватеевой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкиг. <адрес>(паспорт 7605 №, выданныйДД.ММ.ГГГГотделом внутренних дел <адрес>) неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 304 рубля 84 копейки.
Обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>»(ИНН 7529011503, ОГРН 1087505000670), в случае недостаточности у последнего, в целях произведения выплат Савватеевой ФИО1.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес> (ИНН 7529011503, ОГРН 1087505000670) государственную пошлину в доход местного бюджета размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Борзинский городской суд Забайкальского края с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.С. Судовцев
Мотивированное решение изготовлено 30июня 2023 года.