Дело №2-458/2021
(25RS0032-01-2021-001380-23)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2021г. с.Хороль
Хорольский районный суд Приморского края в составе:
судьи Хвостовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погорелой Т.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быбко Оксаны Геннадьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения, включении в специальный льготный стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
В Хорольский районный суд Приморского края обратилась Быбко О.Г. с иском (с учетом уточнений от 15.11.2021г.) к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения, включении в специальный льготный стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указав, что она в октябре 2020г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Хорольскому району Приморского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, приложив в обоснование необходимые документы. 13.07.2021г. ею был получен ответ о том, что на дату обращения ее льготный стаж составил 21 год 10 месяцев, и об отсутствии необходимого стажа для назначения досрочной пенсии. В льготный стаж ей не были включены периоды: нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (октябрь 1992г.); нахождения в отпуске по уходу за ребенком (12.04.1994г.-23.02.1997г.); период работы с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. в УСЗН администрации Хорольского района. Впоследствии, решением от 15.11.2021г. ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю отказало ей в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости. С данным решением она не согласна. Выражая несогласие с тем, что ей не был включен в льготный стаж период работы с 04.10.1999г. по 30.06.2005г., указала, что она в спорный период продолжала работать в доме-интернате для престарелых и инвалидов в должности медицинской сестры, в одной и той же организации, которая претерпевала переименования, в том числе в УСЗН администрации Хорольского района, что подтверждается личной карточкой на ее имя, выданной архивным отделом администрации Хорольского муниципального района. Согласно штатного расписания, утвержденного начальником Управления социальной защиты населения, в Хорольском доме-интернате для престарелых и инвалидов была утверждена должность медицинской сестры. Согласно п.п.1 п.3 должностной инструкции медицинской сестры, с которой она была ознакомлена под роспись 01.08.2005г., в ее права входило в отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную помощь лицам, проживающим в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Полагает, что перечисленные документы и факты свидетельствуют о том, что в спорные периоды и по настоящее время она действительно работала в доме-интернате для престарелых и инвалидов в должности медицинской сестры, выполняя трудовые функции медицинской сестры: осуществление ухода и наблюдения за проживающими в доме-интернате лицами, оказание им медицинской помощи. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, требования ФЗ «О страховых пенсиях», истица просит: признать незаконным решение об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в должности медсестры, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения; включить в специальный льготный стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии, периоды: октябрь 1992 года (отпуск без сохранения заработной платы) и с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. (работу в должности медицинской сестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов Управления социальной защиты населения), обязав ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с октября 2020г.
В судебном заседании истица Быбко О.Г. исковые требования уточнила и, выражая несогласие с тем, что ей необоснованно не включили в льготный стаж период работы в доме-интернате для престарелых и инвалидов с 04.10.1999г. по 30.06.2005г., настаивая только на включении данного периода работы, просила признать незаконным решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю от 15.11.2021г., обязав назначить досрочную пенсию с даты обращения, т.е. с 29.10.2021г.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, привлеченного к участию в деле в порядке ч.1 ст.44 ГПК РФ в порядке правопреемства в связи с реорганизацией ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хорольскому району Приморского края, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалы дела представлен отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь в обоснование этого на применимое к данным правоотношениям пенсионное законодательство, то, что специальный стаж у истицы менее требуемого (25 лет) и составляет по состоянию на 31.12.2020г. – 22 года 00 месяцев 02 дня, указав, что работа в спорный период в «Управлении социальной защиты населения» в соответствии с применяемым Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не подлежит включению в специальный стаж, вследствие чего оспариваемое решение является законным и обоснованным. Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются лишь на оснований сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в части.
В судебном заседании установлено, что:
истица Быбко Оксана Геннадьевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией ее паспорта;
в 1991г. она окончила Владивостокское базовое медицинское училище по специальности «сестринское дело», что подтверждается копией диплома, выданного на ее имя (на добрачную фамилию – Дробышева);
истица имеет двоих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается сведениями из ее личной карточки, представленной в материалы дела, и ее объяснениями в суде.
Из трудовой книжки истца и исследованных материалов дела установлено, что с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. Быбко О.Г. работала медицинской сестрой по 10 разряду в доме-интернате для престарелых и инвалидов. При этом, организацией, внесшей данную запись в трудовую книжку, указано «Администрация муниципального образования Хорольский район Управление социальной защиты населения».
Из представленных в материалы дела документов и возражений ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хорольскому району Приморского края установлено, что 22.10.2020г. истица обратилась в данное учреждение с заявлением и документами в целях проведения заблаговременной работы по оценке ее пенсионных прав.
По результатам проведенной заблаговременной работы ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хорольскому району Приморского края пришел к выводу, что у истицы по состоянию на 31.12.2020г. нет требуемого льготного стажа (25 лет), а включенные в специальный стаж периоды ее работы составляют 21 год 10 месяцев. При этом, не усматривая оснований для включения в специальный стаж ряда периодов, пенсионный орган:
исходил из того, что в льготный стаж не подлежат включению следующие периоды:
период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы – октябрь 1992г., т.к. в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, не является периодом фактической работы в должности, занятость в которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение;
с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. – период работы в Управлении социальной защиты населения администрации муниципального образования Хорольский район, так как «Управление социальной защиты населения» не поименовано в Списках учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение;
и указал истцу в ответе (исх. от 13.07.2021г. №11/1803), что право на досрочную страховую пенсию у нее возникнет с 14.02.2024г. при условии постоянной занятости в должности медицинской сестры, поименованной в соответствующем Списке должностей и учреждений, утвержденном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации. Вместе с тем, в связи с принятием ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ, предположительно истица приобретет право выхода на пенсию лишь с 15.02.2029г.
Из исследованных документов судом установлено, что:
29.10.2021г. истица обратилась в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю с заявлением (№455904/21) о назначении досрочной страховой пенсии по старости;
решением от 15.11.2021г. №455904/21 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю отказало истице в назначении пенсии. При этом, ей:
в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом норм действующего пенсионного законодательства были включены периоды работы, в общей сложности составляющие 22 года 00 месяцев 02 дня;
установлена продолжительность страхового стажа, которая составила 29 лет 04 месяца 23 дня;
при этом специальный и страховой стаж были учтены по состоянию на 31.12.2020г. на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Этим же решением в специальный стаж работы истице не были включены периоды:
с 10.10.1992г. по 10.11.1992г. – отпуск без сохранения заработной платы согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, со ссылкой на Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516, которые не предусматривают включение данного периода в специальный стаж;
с 12.04.1994г. по 23.02.1997г. – отпуск по уходу за ребенком согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, со ссылкой на те же Правила, которыми не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми до достижения ими полутора и трёх лет;
с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. – период работы в «Управлении социальной защиты населения Администрации Хорольского муниципального района» согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, в которой данный период отражен как обычная работа.
Из представленных документов установлено, что истица Быбко О.Г. действительно в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована 15.03.1999г.
В судебном заседании истица не оспаривала тот факт, что в специальный стаж работы не подлежат включению периоды: с 10.10.1992г. по 10.11.1992г. – отпуск без сохранения заработной платы; с 12.04.1994г. по 23.02.1997г. – отпуск по уходу за ребенком. При этом, настаивала на включении в специальный стаж периода работы с 04.10.1999г. по 30.06.2005г., категорически утверждая, что она в данный период работала исключительно в доме-интернате для престарелых и инвалидов в должности медицинской сестры, осуществляя те же должностные обязанности, которые были прописаны в ее должностных обязанностях, представленных в материалы дела.
Удовлетворяя в части требования истца, суд исходит из следующего.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание, что по состоянию на 31.12.2020г. ответчик не оспаривает наличие у истца:
специального стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом норм действующего пенсионного законодательства, который составляет 22 года 00 месяцев 02 дня;
продолжительности страхового стажа, который составляет 29 лет 04 месяца 23 дня.
Как установлено судом, истцу период работы с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. не был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с тем, что, согласно сведений индивидуального (персонифицированного) учета, данный период работы отражен как обычная работа, а кроме того, отражен как работа в «Управлении социальной защиты населения Администрации Хорольского муниципального района», которое не поименовано в соответствующем Списке учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, из объяснений истца, записей в трудовой книжке, из истребованных судом и исследованных в судебном заседании доказательств бесспорно установлено, что в период с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. истица работала и по настоящее время продолжает работать в одном и том же учреждении «доме-интернате для престарелых и инвалидов», в одной и той же должности - «медицинская сестра».
Для правильного разрешения дела судом были истребованы документы, подтверждающие правовой статус «Управления социальной защиты населения Администрации Хорольского муниципального района» и «дома-интерната для престарелых и инвалидов», созданного на территории Хорольского района.
Так, согласно штатных расписаний «по дому-интернату для престарелых», которые утверждались начальником Управления социальной защиты населения, по состоянию на даты: 01.01.1999г. (с количеством сотрудников – 37), 01.01.2001г. (с количеством сотрудников – 32), на 01.12.2001г. (с количеством сотрудников – 32); на 01.01.2002г. (с количеством сотрудников – 32), на 01.01.2003г. (с количеством сотрудников - 34), на 01.01.2004г. (с количеством сотрудников – 34):
в штат сотрудников входили в указанные периоды, в частности: руководитель дома-интерната (директор), экономист, главный бухгалтер, начальник хозотдела; хозяйственно-обслуживающий персонал: библиотекарь, водитель, электрик, слесарь-сантехник, истопник и другие; медицинский персонал: врач-терапевт, фельдшер, главная медсестра, медсестра, дезинфектор, иные санитарки; персонал столовой.
На содержание дома-интерната для престарелых и инвалидов начальником управления социальной защиты утверждались сметы расходов, что подтверждено, в частности, наличием такой сметы на 2000г.
Согласно штатных расписаний администрации муниципального образования Хорольский район (администрации Хорольского муниципального района), которые ежегодно утверждались по состоянию на 01 января, в периоды 1999-2005г.г., установлено, что в рассматриваемый период времени:
Управление социальной защиты населения входило в структуру Администрации муниципального образования Хорольский район, являвшегося органом местного самоуправления, и включало в себя, в частности: начальника управления; отдел начисления пенсий, состоявший из начальника данного отдела и специалистов соответствующих категорий; отдел назначения ежемесячных пособий на детей, отдел по вопросам материнства и детства, отдел бытового и трудового устройства, в состав которых также входили лишь специалисты соответствующих категорий. При этом состав отделов, входящих в состав Управления социальной защиты населения, в рассматриваемый период менялся, однако, в штат данного Управления и входящих в него отделов всегда входили исключительно специалисты различных категорий и никогда не было в штате должности «медицинской сестры».
Согласно структуры Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования Хорольский район, утвержденной постановлением главы муниципального образования Хорольский район Приморского края от 29.03.2002г. №100, с 01.04.2002г. в структуру Управления входили: начальник управления, главный специалист по финансовым вопросам; отделы: по вопросам семьи, материнства и детства и выплаты детских пособий, по работе с ветеранами и инвалидами, субсидий и выплаты социальных пособий; специалист по делопроизводству.
Из Положений об Управлении социальной защиты населения, которые утверждались постановлениями главы администрации Хорольского района Приморского края (главы муниципального образования Хорольский район Приморского края) от 04.03.1994г. №102, от 10.07.2001г. №285, от 24.05.2002г. №181 установлено, что:
Управление социальной защиты населения осуществляло государственную политику в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, нуждающихся в государственной поддержке других групп населения;
Управление социальной защиты населения входило в структуру администрации муниципального образования на правах юридического лица;
в число основных задач Управления социальной защиты населения входило, в частности, создание и развитие сети стационарных учреждений социального направления, социального обеспечения и укрепления их материально-технической базы; выявление и направление граждан в эти учреждения, организация их обслуживания;
на Управление социальной защиты в соответствии с возложенными на него задачами входили: разработка и осуществление мероприятий по развитию сети учреждений социального обслуживания, укреплению их материальной базы, организация материально-бытового, медицинского, культурного обслуживания граждан, находящихся в этих учреждениях, решение вопросов, связанных с направлением граждан в дом-интернат; обеспечение разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания дома-интерната для престарелых; организация планово-финансовой работы в подведомственных учреждениях; осуществление ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений;
начальник управления в пределах своей компетенции наделен был правами: на издание приказов, дачу указаний, обязательных для исполнения всеми подведомственными учреждениями; назначение и освобождение от должности в том числе руководителей подведомственных учреждений; обеспечивал соблюдение финансово-штатной дисциплины.
Из истребованных судом документов относительно правового статуса «дома-интерната для престарелых и инвалидов» установлено, что:
решением Исполнительного комитета Хорольского районного Совета народных депутатов от 15.11.1991г. №382 во исполнение программы «Забота», утвержденной решением Президиума райсовета №56 от 26.10.1990г., с 01.11.1991г. был открыт специальный жилой дом для престарелых граждан района во вновь строящемся здании. Этим же решением было утверждено штатное расписание дома для престарелых, в состав которого на тот период времени входили: заведующая специальным жилым домом, уборщик территории, электрик, сантехник, бухгалтерские работники, старшая медсестра, медсестра, младшая сестра милосердия по уходу за больными и ряд других сотрудников;
Положением о специальном жилом доме для престарелых, утвержденных этим же решением, устанавливалось, что: после приемки в эксплуатацию специальный жилой дом передается на баланс исполкома районного Совета; эксплуатационные расходы, как и расходы на ремонт и содержание специального жилого дома направляются, в частности, из средств местного бюджета; выявление лиц, нуждающихся в проживании в специальном жилом доме, осуществляется отделом социального обеспечения при содействии ветеранских организаций.
Из истребованных судом документов установлено, что:
19.04.2005г. главой Хорольского муниципального района Приморского края было принято постановление №131, которым в связи с созданием муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» с 01.05.2005г. упразднялись отделение социального обслуживания на дому и «муниципальный стационарный дом-интернат для престарелых и инвалидов с.Хороль» управления социальной защиты населения администрации Хорольского муниципального района;
постановлением главы Хорольского муниципального района Приморского края от 19.04.2005г. №132 было создано муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения Хорольского района»;
постановлением главы Хорольского муниципального района Приморского края от 30.06.2005г. №234 в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 08.04.2005г. №80-пг «О совершенствовании системы социальной защиты населения Приморского края» с 01 сентября 2005г. управление социальной защиты населения администрации Хорольского муниципального района было ликвидировано.
Из представленных документов, касающихся правового статуса дома-интерната для престарелых и инвалидов в период после 2005г. установлено, что в соответствии с распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22.03.2006г. №149-р государственное учреждение социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения» Хорольский район было переименовано в государственное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Согласно Уставу, учреждение является юридическим лицом, его учредителем является Приморский край, учреждение находится в ведении департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края. Впоследствии в учредительные документы учреждения вносились изменения, и в настоящее время в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 18.10.2021г. №607-ри данное учреждение имеет статус Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и находится в ведении министерства труда и социальной политики Приморского края.
Согласно ч.1 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
В соответствии с п.1 ст.120 ГК РФ (в ред., действовавшей до 01.09.2014г.) учреждением признавалась некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п.2 ст.120 ГК РФ (в той же редакции) учреждение могло создаваться, в частности, муниципальным образованием.
Анализ и совокупность исследованных судом документов позволяет прийти к однозначному выводу, что:
«дом-интернат для престарелых и инвалидов» никогда не входил в структуру Управления социальной защиты населения администрации Хорольского района (муниципального образования Хорольский район) Приморского края;
Управление социальной защиты населения с правами юридического лица по своему статусу входило в структуру Администрации Хорольского района (муниципального образования Хорольский район), как структурное подразделение органа местного самоуправления,
и в штате Управления социальной защиты населения, как структурного подразделения органа местного самоуправления, никогда не имелось сотрудников по должности «медицинская сестра».
Несмотря на то, что по запросам суда не представлено документов, из которых бы в рассматриваемый период усматривался правовой статус дома-интерната для престарелых и инвалидов, который был создан на территории Хорольского района с 01.11.1991г., из совокупности исследованных документов не вызывает сомнений тот факт, что фактически в период до упразднения Управления социальной защиты населения (01.09.2005г.) «дом-интернат для престарелых и инвалидов» являлся по своему правовому статусу стационарным муниципальным учреждением социального обслуживания, созданным на территории Хорольского района для осуществления социальных функций некоммерческого характера, обусловленных необходимостью поддержать и обеспечить защиту, социальное и медицинское обслуживание данной категории граждан. При этом, судом достоверно установлено, что данное учреждение имело свой штат, в состав которого входил руководитель учреждения, главный бухгалтер, медицинский и иной обслуживающий персонал. Также установлено, что в штатном расписании до 2004г. не имелось кадрового работника, и что кадровая работа учреждения в рассматриваемый период времени централизованно велась Управлением социальной защиты населения, что подтвердили в судебном заседании свидетели Быбко Н.И., осуществлявшая руководство Управлением до его ликвидации, и Шмидт Т.Г. Начальником управления социальной защиты населения в отношении учреждения решались вопросы назначения директора учреждения, обеспечивалось утверждение штатного расписания и сметы расходов, осуществлялся контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, что подтверждается как исследованными в судебном заседаниями положениями об Управлении социальной защиты населения, так и показаниями свидетеля Быбко Н.И.
Совокупность исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств позволяет прийти к однозначному выводу, что «Управление социальной защиты населения» для истца работодателем никогда не являлось, в штате данного Управления (Управления социальной защиты населения Администрации муниципального образования Хорольский район) истица никогда не состояла, а «дом-интернат для престарелых и инвалидов» в силу специфики осуществляемой деятельности фактически являлся муниципальным стационарным учреждением социального обслуживания, финансируемым за счет средств местного бюджета, и лишь находился в ведомственном подчинении Управления социальной защиты населения, что для Хорольского района является общеизвестным обстоятельством.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации:
(ст.2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;
(ч.1 ст.7) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
(ч.2 ст.7) в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
(ст.18) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
(ч.2 ст.39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступившего в силу с 01.01.2019г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч.1.1 статьи 30 указанного ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила). Списки должностей и учреждений, а также Правила, утвержденные указанным постановлением, применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665.
Судом установлено, что в соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено «медицинским сестрам», работавшим в учреждениях социального обслуживания, к числу которых относятся «дома-интернаты для престарелых и инвалидов».
Право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлялось «медицинским сестрам», работавшим в учреждениях социального обслуживания, к числу которых относились «дома-интернаты для престарелых и инвалидов» также и в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1066.
Судом достоверно установлено и не вызывает сомнений тот факт, что в период с 04.10.1999г. по 30.06.2005г. истица работала в должности медицинской сестры дома-интерната для престарелых и инвалидов (в с.Хороль), т.е. в некоммерческой организации – муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, созданном Хорольским районом для целей социального обслуживания указанной категории граждан, и которое в силу специфики своей деятельности находилось в рассматриваемый период времени в ведомственном подчинении Управления социальной защиты населения администрации Хорольского муниципального района, а в настоящее время находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной политики Приморского края. При этом, само по себе изменение ведомственной подчиненности учреждения при выполнении истцом при тех же самых условиях, в той же самой должности, в одноименном учреждении, работы в должности «медицинская сестра» не может служить основанием для ограничения ее права на досрочное пенсионное обеспечение.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.18 Постановления от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»:
указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
У суда не вызывает сомнений то обстоятельство, что при внесении сведений в индивидуальный (персонифицированный) учет в сведениях о работе истца как работа в «Управлении социальной защиты населения», а не в «доме-интернате для престарелых и инвалидов», и в условиях нормальной работы, а не работы, носящей льготный характер, - были допущены ошибки, обусловленные тем, что вместо работодателя - учреждения («дома-интерната для престарелых и инвалидов») ошибочно были внесены сведения, фактически указывающие на ведомственную принадлежность данного учреждения к «Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования Хорольский район», что в силу п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, и изложенных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, основанием для исключения оспариваемого периода работы истца в «доме-интернате для престарелых и инвалидов» из стажа работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, служить не может.
Некорректное, ошибочное внесение сведений о работе истца в спорный период в систему индивидуального (персонифицированного) учета лицами, подававшими такие сведения, не может ставиться в вину истцу и служить основанием для ограничения ее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
По мнению суда, отражение истцу в системе индивидуального (персонифицированного) учета спорного периода как «обычная работа», а не льготная работа, обусловлено ошибкой, связанной с неправильным указанием наименования работодателя («Управление социальной защиты населения»), поскольку трудовая деятельность в «Управлении социальной защиты населения», как структурном подразделении органа местного самоуправления, право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» не предоставляла.
При таких обстоятельствах, требования истца о включении ей оспариваемого периода с 04.10.1999г. в льготный стаж, подлежат удовлетворению. Вместе с тем, из данного периода суд полагает исключить период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком. Так, судом установлено, что у истицы имеется дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ Согласно личной карточки истицы, в спорный период времени, ей с 29.01.2002г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Однако, в соответствии с приказом от 18.11.2002г. №39-к она после предоставленного ей отпуска приступила к работе с 18.11.2002г. Таким образом из оспариваемого истцом периода подлежит исключению период нахождения ее в отпуске с 29.01.2002г. до 18.11.2002г.
Исключая указанный период, суд исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом, необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В силу изложенного, а также принимая во внимание, что в связи с принятием Закона РФ от 25.09.1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включение отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет в специальный стаж при досрочном назначении пенсии по старости - в период после 06.10.1992г. действующее законодательство не предусматривало, поэтому период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 29.01.2002г. до 18.11.2002г. не может быть включен истице в специальный стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях.
В соответствии с п.п. «н» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» применяется следующие нормативные акты:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно.
С учетом изложенного и применяя действовавшие в рассматриваемый период соответствующие Списки и Правила, суд приходит к выводу, что истице подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды в следующем исчислении:
с 04 октября 1999г. по 31 октября 1999г. (в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за один год работы – в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, действие которого сохранялось до 01.11.1999г.), что составляет 1 месяц 5 дней;
с 01 ноября 1999г. по 28 января 2002г. (в календарном исчислении), что составляет 2 года 2 месяца 28 дней;
с 18 ноября 2002г. по 30 июня 2005г. (в календарном исчислении), что составляет 2 года 7 месяцев 13 дней,
- а всего 4 года 11 месяцев 16 дней.
Таким образом, специальный стаж истицы по состоянию на 31.12.2020г. составляет 26 лет 11 месяцев 18 дней (22 года 00 месяцев 2 дня (учтенные ответчиком периоды) + 4 года 11 месяцев 16 дней (период, подлежащий включению по решению суда). Свыше требуемого стаж у истицы по состоянию на 31.12.2020г. составил 1 год 11 месяцев 18 дней.
Для права на досрочную пенсию требуется 25 лет. С учетом указанного превышения требуемого стажа, 25-летний специальный стаж истицей был выработан по состоянию на 13.01.2019г. (31 декабря 2020г. – 1 год 11 месяцев 18 дней = 13 января 2019г.).
Поскольку право у истицы на страховую пенсию по старости возникло в 2019г., то в соответствии с приложением 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ), срок назначения страховой пенсии по старости возник у нее не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, т.е. не ранее 13.01.2020г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что по состоянию на дату обращения Быбко О.Г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (29.10.2021г.) право у нее на назначение такой пенсии имелось, в связи с чем отказ в назначении пенсии на льготных условиях истцу, оформленный решением ответчика от 15.11.2021г., является незаконным.
В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что истица обратилась с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и с документами к ответчику – 29 октября 2021г. В связи с включением истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оспариваемого периода (4 года 11 месяцев 16 дней), принимая во внимание, что на дату обращения с заявлением к ответчику (29.10.2021г.) право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истицы (рассчитанный по состоянию на 31.12.2020г.) уже имелось, требования истца о возложении обязанности на ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 29 октября 2021г., т.е. со дня обращения истца к ответчику, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Быбко Оксаны Геннадьевны удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю от 15 ноября 2021г. №455904/21 «Об отказе в назначении пенсии» незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю:
включить Быбко Оксане Геннадьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы в должности медицинской сестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов:
с 04 октября 1999г. по 31 октября 1999г. (в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за один год работы), что составляет 1 месяц 5 дней;
с 01 ноября 1999г. по 28 января 2002г. (2 года 2 месяца 28 дней);
с 18 ноября 2002г. по 30 июня 2005г. (2 года 7 месяцев 13 дней),
- а всего 4 года 11 месяцев 16 дней,
и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 29 октября 2021г.
В остальной части в удовлетворении иска Быбко О.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хорольский районный суд.
Судья Н.А.Хвостова
Мотивированное решение
изготовлено 10 января 2022г.