Решение по делу № 8Г-20234/2024 [88-21312/2024] от 05.09.2024

ФИО1 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                            

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                            31 октября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Ветровой Н.П.,

    судей Долматовой Н.И., Савельевой Е.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 42RS0033-01-2023-002814-28 по иску прокурора г. Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Прокопьевска, управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации г. Прокопьевска о понуждении к совершению действий,

    по кассационной жалобе представителя администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г. на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 20 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 мая 2024 г.

Заслушав доклад судьи Долматовой Н.И., выслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., полагавшой об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор г. Прокопьевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Прокопьевска, управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации г. Прокопьевска (далее – УЖКХ г. Прокопьевска) о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Прокопьевска в рамках рассмотрения информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в г. Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском районе (далее – ТО Роспотребнадзора) выявлены нарушения санитарных норм при создании мест накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) по адресам: <адрес>, размещены бункеры объемом 7,8 куб.м. В ходе проведенной проверки установлено, что контейнерные площадки по указанным адресам не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Несоблюдение законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушает права неопределенного круга лиц (населения г. Прокопьевска) на благоприятную окружающую среду, так как может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан вследствие загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.

Полагая, что ответчики в силу действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивающего здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Прокопьевского городского округа, прокурор, с учетом уточненных исковых требований просил возложить на ответчиков обязанность по приведению в срок до 1 декабря 2024 г. в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места накопления твердых коммунальных отходов г. Прокопьевске по: <адрес>.

Помощник прокурора г. Прокопьевска в ходе рассмотрения дела от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по приведению в срок до 1 декабря 2024 г. в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места накопления твердых коммунальных отходов по <адрес>, отказалась.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21 февраля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 мая 2024 г., удовлетворены исковые требования прокурора г. Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Прокопьевска о понуждении к совершению действий. В иске к управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации г. Прокопьевска отказано.

В кассационной жалобе представителем администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г. ставится вопрос об от об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что обязанность по созданию контейнерных площадок в отношении индивидуальных жилых домов является обязанностью собственников этих домов, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Относительно доводов кассационной жалобы возражения не поступили.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Прокопьевска от 21 марта 2019 г. № 36-п определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Прокопьевского городского округа, в соответствии с которым по улицам <адрес> размещены бункеры объемом 7,8 куб.м.

Прокуратурой г. Прокопьевска проведена проверка в рамках поступившей информации ТО Роспотребнадзора о выявленных нарушениях санитарных норм при создании мест накопления ТКО по вышеназванным адресам, в ходе которой установлено, что по указанным адресам размещены бункеры-накопители для мусора, объемом 7,8 куб.м., каждый, установленные на земельный участок, не имеющий твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что подтверждается экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области-Кузбассе»: № 921/006-ОКГ/Ю; № 922/006-ОКГ/10; № 923/006- ОКГ/Ю; № 63/006-ОКГ/Ю; № 64/006-ОКГ/Ю; № 65/006-ОКГ/Ю.

Указанные бункеры (контейнеры для сбора ТКО) являются муниципальной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за УЖКХ г. Прокопьевска в соответствии с заключенным с КУМИ г. Прокопьевска договором от 9 января 2023 г. о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления, что не оспаривалось представителем УЖКХ администрации г. Прокопьевска. Установка бункеров по адресам, указанным в уточненном исковом заявлении, в г. Прокопьевске осуществлена на основании соглашения о взаимодействии в целях повышения уровня экологической обстановки и благоустройства г. Прокопьевска, заключенного между УЖКХ г. Прокопьевска и МУП «Служба ЖКХ и благоустройства» г. Прокопьевска.

        Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 3, 4 раздела 2 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», учитывая, что на момент рассмотрения дела по иску прокурора отсутствует обустройство контейнерных площадок по адресам, указанным в уточненном исковом заявлении (отсутствие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки), в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21, возложил на администрацию г. Прокопьевска обязанность по их установлению.

        Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, оставив решение без изменения.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

        В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу положений части 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (пункт 4 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее – Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Руководствуясь вышеприведенными положениями закона, установив ненадлежащее оборудование контейнерных площадок для сбора ТКО по указанным адресам в г. Прокопьевке, суд первой инстанции, с которым правомерно согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о ненадлежащем выполнении администрацией г. Прокопьевска, на которую возложены полномочия по решению вопросов местного значения, обязанностей по созданию и обустройству в г. Прокопьевске мест накопления ТКО в соответствии с требованиями п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, удовлетворив исковые требования.

Отклоняя доводы администрации г. Прокопьевска, что вопросы по обустройству контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в установленных для этих целей местах должно производиться за счет собственников индивидуальных жилых домов, расположенных на указанных улицах в г. Прокопьевске, как основанные на неправильном толковании закона, суд апелляционной инстанции исходил из того, что собственники индивидуальных жилых домов, как потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО, по общему правилу обязаны вносить своевременно и в полном объеме плату за данный вид оказанных коммунальных услуг, обязанности по созданию контейнерных площадок в данном случае у них нет.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Оснований для иных выводов, исходя из материалов дела, у суда кассационной инстанции не имеется, достоверных доказательств, оспаривающих данные выводы судов, в материалах дела нет.

Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Исходя из положений статей 67, 71, 195-198 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Указанные требования закона судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора выполнены, в связи с чем доводы кассатора о ненадлежащей оценки судами имеющихся в деле доказательств подлежат отклонению судом кассационной инстанции и не являются основанием для отмены правильных судебных постановлений в порядке кассационного производства.

В целом доводы кассационной жалобы по существу сводятся к изложению своей позиции по делу, собственному толкованию закона, оценке доказательств и установленных обстоятельств и к несогласию с оценкой судом первой инстанции и апелляционным судом доказательств и обстоятельств дела. Между тем, такие доводы не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителей кассационных жалоб о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.

Несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

    решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 20 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 31 октября 2024 г.

8Г-20234/2024 [88-21312/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Ответчики
Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска
администрация города Прокопьевска
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу
ООО "Экологические технологии"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Долматова Н.И. - Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
31.10.2024Судебное заседание
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее