Решение по делу № 2-824/2024 от 26.03.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


13 сентября 2024 года город Шелехов


Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Романовой Т.А., при секретаре судебного заседания Шаучунайте Е.Ю., с участием старшего помощника Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецова Р.Д., представителей ответчиков: Администрации Шелеховского городского поселения - Борисова О.И., действующего на основании доверенности, муниципального унитарного предприятия «Водоканал» - Асановой Е.И. и Перцевой О.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-824/2024 по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шелеховского городского поселения и муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод, до установленных нормативов,

УСТАНОВИЛ:

обращаясь с иском в суд, прокурор в обоснование требований указал на то, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых МУП «Водоканал» г. Шелехов с канализационных очистных сооружений в сточных водах.

    Канализационно – очистные сооружения в г. Шелехов построены по проекту Ленинградского ГПИ «Водоканалпроект» в 1968 году. В 1986-1992 выполнялись работы по частичной реконструкции. Технологическая схема очистных сооружений включает блоки механической очистки, биологической очистки, обеззараживания сточных вод и обработка осадка сточных вод. Процент износа сооружений и оборудования очистных сооружений составляет – 63,037. Очистные сооружения поставлены на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, использует поверхностный водный объект река Олха с целью сброса сточных вод. Право пользования водным объектом для сброса сточных вод предоставлено на основании решения *номер скрыт*-*номер скрыт* от *дата скрыта* со сроком действия до *дата скрыта*.

Сброс, загрязняющих веществ, в водоем осуществляется на основании нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утвержденных Приказом Енисейского Басейнового водного управления *номер скрыт* от *дата скрыта*. со сроком действия до 06.06.2024 и декларацией о воздействии на окружающую среду, принятой Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области и байкальской природной территории.

Согласно данным производственного экологического контроля МУП «Водоканал» за 2023 и истекший период 2024 установлено превышение концентраций загрязняющих веществ: взвешенные вещества на <данные изъяты>%, нитрат анион – <данные изъяты>%, фосфаты – <данные изъяты>%.

Ссылаясь на положения ст. 35, 39, 56, 60 Водного кодекса РФ; ст. 210 Гражданского кодекса РФ; ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ; ст. 3, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; ст.18 Федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» прокурор просит возложить на администрацию Шелеховского городского поселения и муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» обязанность обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений города Шелехова в реку Олха, до установленных нормативов в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца Кузнецов Р.Д. требования поддержал по доводам искового заявления.

Представитель администрации Шелеховского городского поселения Борисов О.И., действующий на основании доверенности, сообщил, что действительно, очистные сооружения требуют реконструкции и капитального ремонта, имеется проектно-сметная документация, однако бюджет мероприятия составляет более полумиллиарда рублей, таких денежных средств в муниципальном бюджете нет, расходы на реконструкцию многократно превышают бюджет города. Кроме того, полагал, что вывод о причинении вреда окружающей среде условный, поскольку ниже на 500 м. места сброса по течению наличие загрязняющих веществ в пределах допустимой концентрации. Администрация неоднократно обращалась в Министерство жилищной политики с заявками на предоставление субсидий из областного бюджета. Дополнил, что с учетом отсутствия денежных средств, бюджетных процессов в срок 18 месяцев решение не исполнимо.

Представители МУП «Водоканал» Баймышев Ю.Н., действующего на основании распоряжения администрации Шелеховского городского поселения от *дата скрыта* *номер скрыт*, Асанова Е.И. и Перцева О.А., действующие на основании доверенности, в суде поддержали позицию администрации Шелеховского городского поселения, дополнительно сообщили, что проектно-сметной документацией предусмотрено использование оборудования, которое в настоящее время отнесено к санкционному и его приобретение у европейский производителей невозможно. Кроме того, в связи с увеличением числа жителей и частного сектора в связи с необходимостью принятия большего объема стоков необходимо строительство станции доочистки, которая могла бы принимать стоки вывозимые автотранспортом. Согласно акту исследования, проведенного «Центром экологических исследований» микробиологические исследования показали, что превышения вредных веществ отсутствуют, пробы соответствуют санитарным нормам, вред биоразнообразию не приносится, существенное влияние на реку Олху не оказывается. Конкретного способа устранения нарушений прокурор не указал.

Представители третьих лиц: Ениссейского Бассейнового водного управления; Службы государственного экологического надзора Иркутской области; Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области извещены о слушании дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области СахароваС.Э., действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что администрация Шелеховского городского поселения *дата скрыта* направлена заявка на получение субсидии на строительство канализационных очистных сооружений г. Шелехова и строительство станции доочистки сточных вод; лимиты бюджетных обязательств на 2024-2026 распределены по муниципальным образованиям Иркутской области, на 2027г. лимиты не предусмотрены. В случае доведения лимитов для целей реализации соответствующих программ будет проведен повторный отбор муниципальных образований Иркутской области. В отзыве ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Суд, заслушав участников, исследовав материалы гражданского дела, проверив доводы искового заявления и возражений на него, приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

На основании ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии со ст. 9 Водного кодека РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

На основании ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ч. 4 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. В силу ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Как следует из ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Шелеховского городского поселения, канализационные очистные сооружения, введены в эксплуатацию в 1994г., собственником является муниципальное образование «Шелеховское городское поселение» на основании передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность от *дата скрыта*, закон Иркутской области от 13.07.2006 №48-ОЗ, пользователем является МУП «Водоканал», вид пользования – хозяйственное ведение.

Из общедоступных сведений ЕГРЮЛ судом установлено, что основным видом деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (МУП «Водоканал», предприятие) являются: распределение воды для питьевых и промышленных нужд и сбор и обработка сточных вод; имеет лицензию Управления Росприроднадзора по Иркутской области на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV класса опасности, лицензия действительна с *дата скрыта*; лицензию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек по Иркутской области на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III – IV степени потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах, лицензия действует с *дата скрыта*.

Согласно разделу 3 устава предприятие создано в целях решения вопросов отнесенных к компетенции муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления»; осуществляет виды деятельности: распределение воды, удаление и обработка сточных вод и другие.

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт*-*номер скрыт* МУП «Водоканал» для сброса сточных вод предоставлено право пользования поверхностным водным объектом река Олха на срок до *дата скрыта*. Решением предусмотрены виды пользования и условия пользования водным объектом, предъявляющие требования, в том числе к степени очистки сточных вод; объему сбросов (п.8); концентрации содержания загрязняющих веществ в водном объекте (п.12); исправности состояния эксплуатируемых очистных сооружений (п.13).

Федеральным агентством по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления предприятию согласовано осуществление деятельности по объекту: «Сброс сточных хозяйственно-бытовых вод МУП «Водоканал» г. Шелехов в р. Олха», что подтверждается Заключением от *дата скрыта**номер скрыт*

Енисейским бассейновым водным управлением утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для водопользователя МУП «Водоканал» в р. Олха на территории Иркутской области со сроком действия до 06.06.2024..

Установлены нормативы концентрации, в том числе: для взвешенных веществ -4,45 мг/л, фосфатов – 4э/3 и нитрат-аниона -4э/3.

Расчетом нормативов допустимых сбросов для МУП «Водоканал», утвержденных директором предприятия *дата скрыта*, с учетом фактических сведений о концентрации за предыдущие периоды, установлены нормативы концентрации, в том числе: для взвешенных веществ - 4,45 мг/дм3, фосфатов – 4э и нитрат-аниона - 4э.

Из данных производственного лабораторного контроля с указанием процента превышения ПДК в 2023г. следует, что предельно допустимые концентрации превышались по взвешенным веществам в период с января по июнь 2023г. от <данные изъяты>% до <данные изъяты>%; за этот же период по содержанию фосфатов от <данные изъяты>% до <данные изъяты>%, по нитрату-аниону от <данные изъяты>% до <данные изъяты>%; за период январь-февраль 2024 г. предельно допустимые концентрации превышались по взвешенным веществам на <данные изъяты>%, по содержание фосфатов на <данные изъяты>%, по нитрату-аниону от <данные изъяты>%.

Судом установлено, что предельно допустимые концентрации по взвешенным веществам, фосфатам и нитрат-аниону, установленные Енисейским бассейновым водным управлением и самим предприятием не соблюдаются.

Что не может не наносить вреда водному объекту и нести угрозу эпидемиологическому благополучию окружающей среды, несет риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей и животных.

На предприятии утвержден план мероприятий по охране окружающей среды на период 2024-2030г.г., предусматривающий следующие мероприятия: замена аэроционной системы -2024г.; ремонт вторичного отстойника *номер скрыт*г.; разработка проектно-сметной документации на реконструкцию объекта – «Сливная станция» - 2025г.; строительство объекта - «Сливная станция» 2026-2027г.г.; модернизация механической очистки стоков на канализационных очистных сооружениях – 2027-2028г.г.; строительство объекта – «Станция доочистки сточных вод» - 2027-2028г.г.; разработка проектно-сметной документации на реконструкцию сооружений биологической очистки - 2027-2028г.г.; реконструкция сооружений биологической очистки - 2029-2030г.г.

Вместе с тем, как следует из пояснений ответчиков в 2016г. ООО «Радиан Проект» разработана проектно-сметная документация по объекту: «Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Шелехова. Строительство станции доочистки сточных вод». Проектная документация получила положительное заключение ГАУ Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» в 2018г.

Постановлением главы города *номер скрыт* от *дата скрыта* утверждена муниципальная программа «Строительство станции доочистки сточных вод в г. Шелехове на 2019г.». Админирацией Шелеховского городского поселения в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 02.08.2018 подана заявка на получение субсидии из областного бюджета, по результатам рассмотрения заявки получен отказ. Проект не реализован. В апреле 2022г. проектно-сметная документация актуализирована стоимость проекта возросла с <данные изъяты> млн. рублей до <данные изъяты> млн.рублей.

Админирацией Шелеховского городского поселения в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 13.09.2022 подана заявка на получение субсидии из областного бюджета, по результатам рассмотрения заявки получен отказ.

Из материалов дела судом установлено что администрацией Шелеховского городского поселения заявки на получение субсидии из областного бюджета на строительство станции доочистки сточных вод подаются ежегодно в период с 2018 по 2024г.г.

Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта заявки рассмотрены, не удовлетворены.

Согласно производственному экологическому контролю в 2023-2024 установлено превышение, в среднем, по взвешенным веществам в <данные изъяты>), по фосфатам в <данные изъяты> раза (<данные изъяты>%), по нитрат-аниону в <данные изъяты>

Принимая во внимание установленные нарушения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте; в течение длительного периода времени неисполнение программы реконструкции и модернизации очистных сооружений *адрес скрыт*; принимая во внимание что такое нарушение несет риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей и животных, нарушения экологического благополучия, суд приходит к убеждению в том, что требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шелеховского городского поселения и муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод, до установленных нормативов законны обоснованны и подлежат удовлетворению.

Обсуждая довод возражений о том, что прокурором не указан конкретный способ устранения нарушений, суд исходит из следующего.

Суд, надзорный орган не вправе подменять своим решением, решение хозяйствующего субъекта, которому предоставлено право свободы усмотрения и с учетом конкретных обстоятельств и условий избрать способ устранения допущенных нарушений. Кроме того, на предприятии разработан и утвержден план по охране окружающей и природной среды на 2024-2030г., предусматривающий мероприятия направленные на обеспечение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Олха.

Обсуждая довод возражений о неисполнимости требований в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд исходит из следующего.

С учетом сведений о лимитах бюджетных обязательств, сообщенных представителем Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, сроков и порядка организации бюджетных процессов, принимая во внимание, что предприятие имеет план мероприятий и прошедшую экспертизу проектно-сметную документацию, срок для исполнения решения суда следует установить в 24 месяца.

Вместе с тем, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчики не лишены возможности, обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что сведений об обстоятельствах, свидетельствующих о бездействии ответчиков, судом не установлено.

В соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса РФ плательщики при обращении в суд уплачивают государственную пошлину до подачи искового заявления. Прокурор в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Учитывая указанные обстоятельства, с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» подлежит взысканию в доход бюджета Шелеховского муниципального района государственная пошлина на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 3000,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шелеховского городского поселения и муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод, до установленных нормативов, удовлетворить.

Возложить на администрацию Шелеховского городского поселения и муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» обязанность обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений города Шелехова в реку Олха, до установленных нормативов в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в бюджет Шелеховского муниципального района государственную пошлину в размере 3000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированный текст решения будет изготовлен 02 октября 2024 года.

Судья                     Романова Т.А.

2-824/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Шелеховского городского поселения
МУП "Водоканал"
Другие
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области
Ениссейское Бассейновое управление Федерального агенства
Служба государственного экологического надзора Иркутской области
Суд
Шелеховский городской суд Иркутской области
Судья
Романова Т.А.
Дело на странице суда
shelehovsky.irk.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
13.09.2024Судебное заседание
13.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее