Дело № 2-1-774/2019
УИД 64RS0010-01-2019-000862-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2019 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при помощнике судьи Волковой О.М.,
с участием представителя истца Яремчук И.П., представителя ответчика Николаева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Яремчук А. Г. к Николаевой В. П., Верета С. Ю., АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» в лице Саратовского отделения о признании незаконным установления границ земельного участка,
установил:
Яремчук А.Г. обратилась в Вольский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к Николаевой В.П., Верета С.Ю. о признании незаконным установления границ земельного участка, указывая, что на основании договора дарения от 03 марта 1981 года является собственником жилого дома общей площадью 42,6 кв.м., с дворовыми строениями, расположенных по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о праве собственности. Ответчица Николаева В.П. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Кадастровым инженером Веретой С.Ю. проведено межевание земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и определена площадь земельного участка 618 кв.м. На основании проведенного межевания внесены сведения в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровым инженером согласование границ земельного участка с истицей, которая является собственницей соседнего домовладения <адрес> проведено не было. Истица выражает несогласие с координатами границ земельного участка Николаевой В.Н., поскольку они определены без учета сложившегося порядка пользования участками и противоречат сведениям, содержащимся в ранее выданных документах. В частности не отражено, что между точкой н5 и точкой н6 имеется навес и не отражено наличие двух металлических опор для крыши навеса, что подтверждается соответствующей фотографией. Из документов следует, что установленная граница земельного участка пересекает принадлежащий истице на праве собственности объект недвижимости под литером «Б», а потом с 1994 года навес. При этом установленная граница земельного участка № проходит посредине навеса, который существовал в 2015 году, и крыша держалась на металлических опорах, а 12.05.2016 года навес умышленно подожгли. Кроме того, описание поворотных точек границ земельного участка и отраженными в межевом плане не соответствует фактически сложившимся границам.
В связи с чем Яремчук А.Г. с учетом уточнений произведенных в ходе рассмотрения дела просила признать действия кадастрового инженера Верета С.Ю. по уточнению площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> незаконным, а акт согласования местоположения границы от 15 июля 2015 года площадью 618 км.м. недействительным. Восстановить положение, существовавшее до нарушения права, обязать Росреестр снять с кадастрового учета земельный участок с площадью 618 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, либо провести кадастровый учет изменений характеристик участка в соответствии с положениями ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по фактически сложившимся границам более 15 лет.
Яремчук А.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца Яремчук И.П. исковые требования поддержал, дав пояснения аналогичные по содержанию исковому заявлению, указывая, что межевание земельного участка по адресу: <адрес> проведено незаконно, поскольку фактически границы в течение 15 лет, как указано в межевом плане, не сложилась. Земельный участок под домовладением № по <адрес> до настоящего времени не размежеван, его границы на местности определены не были. Однако Яремчук А.Г. на основании договора дарения принадлежит жилой дом с дворовыми строениями, при этом право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Исходя из положений действующего законодательства, у истицы имеется право на земельный участок, расположенный под принадлежащими ей на праве собственности объектами недвижимости. Согласно плана дворово-усадебного участка и строений 1967 года на земельном участке находилось строение под литером «Б», а с 1994 года навес, через который и проходит граница земельного участка. При этом с навеса свисали доски на расстоянии около 1 метра, в сторону земельного участка Николаевой В.П. Кроме того, из представленных фотографий, планов земельного участка и размещения строений на земельном участке, актов проверок следует, что фактические границы земельного участка, принадлежащего Николаевой В.П. проходили в ином месте, чем установлено в межевом плане и акте согласования границ земельного участка от 15 июля 2015 года.
Николаева В.П., Верета С.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Николаев М.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что межевание проводилось в соответствии с положениями действующего законодательства, какого либо забора до межевания между домовладениями не имелось. Строение под литером «Б» было разобрано, а установление навеса осуществлялось без выданного разрешения, после установления навеса в том месте складировались использованные стройматериалы. В 2016 году после проведения межевания им был установлен забор, при этом имеющиеся строения и стройматериалы остались на землевладении <адрес>, в последующем произошел пожар, и стройматериалы сгорели. Николаевой В.П. было заказано межевание и предоставлены документы, а межевание проводилось кадастровым инженером, сама Николаева В.П. никаких работ по межеванию не проводила, а данные работы проводили специалисты.
АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в поступившем отзыве просило в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения деля, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ вступившего в законную силу 02.01.2017 года "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Закон 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В судебном заседании установлено, что истице принадлежит на праве собственности жилой дом адресу: <адрес> дворовыми строениями (сарай с погребом литер В), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимости от 25.06.2016 года. /т. 1 л.д. 211/.
Право собственности на жилой дом с дворовыми постройками, расположенного по вышеуказанному адресу принадлежит Яремчук А.Г. на основании договора дарения от 03 марта 1981 года. /т. 1, л.д. 165/.
Из пояснений представителя истца и материалов дела следует, что земельный участок под домовладением истицы не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, сведения в Едином государственном реестре недвижимости о правах истицы либо иного лица на земельный участок по адресу: <адрес> отсутствуют. /т. 1, л.д. 119/.
Согласно п. 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что право собственности Яремчук А.Г. на жилой дом с дворовыми строениями возникло до введения в действия Земельного Кодекса РФ, истица в соответствии с положениями действующего законодательства имеет право оформить находящийся в пользовании земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> собственности.
Ответчице Николаевой В.П. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Основанием для возникновения права собственности явился договор № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от 07.05.1955 №. /т. 1, л.д. 103/.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 9 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действующей до 01 января 2017 года), при уточнении границ земельного участка местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные положения закреплены в ч. 10 ст. 22 Закона 218-ФЗ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01 января 2017 года) необходимым для кадастрового учета документом являлся межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В целях уточнения границ земельного участка принадлежащего на праве собственности ответчицей Николаевой В.П. с Вольским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» заключило договор от 17.08.2015 года. /т. 1, л.д. 166, 237/.
На основании заключенного договора кадастровым инженером Верета С.Ю. проведены кадастровые работы для уточнения границ земельного участка, в ходе которого определено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, составлен межевой план и определены координаты характерных точек границы земельного участка.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения кадастровых работ и уточнения границ земельного участка с кадастровым номером № согласование границ земельного участка со смежными землепользователями не проводилось, а границы установлены по сложившимся более 15 лет фактическим границам, которые не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. /т. 1 л.д. 104-117/.
При этом кадастровым инженером Верета С.Ю. составлен акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, в приложении к которому определены координаты характерных точек земельного участка.
Межевой план и результаты проведенного межевания, проведенного кадастровым инженером Веретой С.Ю., послужили основанием для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером № с указанием характерных точек в Едином государственном реестре недвижимости. /л.д. 121-127/.
Согласно материалам дела граница между земельным участкам принадлежащим Николаевой В.П. и Яремчук И.П. проходит от точки Н3 до точки Н5, по стене сарая с погребом, собственником которого является Яремчук А.Г. и далее от точки Н5 до точки Н6, при этом точка Н6 одновременно является характерной (поворотной) точкой границ земельного участка с кадастровым номером №. Данные характерные точки, с соответствующими координатами отражены и в Едином государственном реестре недвижимости. /т. 1, л.д. 74 оборотная сторона, 127/.
Сторона истца в судебном заседании указывала, что фактическая граница земельного участка проходит в ином месте, чем установлено кадастровым инженером.
Согласно заключению эксперта № от 14 августа 2019 года, проведенного в ходе рассмотрения гражданского дела фактическая граница между земельными участками, принадлежащими Николаевой В.П. (<адрес>) и Яремчук А.Г. (<адрес>), не соответствует границе земельного участка с кадастровым номером № определенной в кадастровом паспорте и проведенном межевании земельного участка в 2015 году.
Экспертом при проведении экспертизы определены фактические сложившиеся границы между земельными участками /т. 2 л.д. 14/ по точкам со следующими геоданными :
точка 5. Х - №, длина 1.01, уг. дир. №”, румбы №”
точка 6. Х - №, длина 8.79, уг. дир. № румбы ЮЗ №
точка 7. Х - №, длина 1.18, уг. дир. №”, румбы ЮЗ №
точка 8. Х - №, длина 9.35, уг. дир. №”, румбы ЮЗ №
точка 9. Х - №, длина 8.44, уг. дир. №”, румбы СЗ №
Таким образом, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что кадастровым инженером Веретой С.Ю. при проведении в 2015 году межевания земельного участка с кадастровым номером 64:42:010316:35 неправильно была определена фактически сложившиеся более 15 лет граница земельного участка и, соответственно, неправильно определены границы земельного участка.
В связи с чем требования истицы о признании действия кадастрового инженера по уточнению границ земельного участка незаконными и акта согласования местоположения границы недействительным подлежат удовлетворению.
Учитывая, что защите подлежат только нарушенные права, суд полагает, что действия кадастрового инженера являются незаконными и акт согласования местоположения границ земельного участка подлежит признанию недействительным в части установления границ земельного участка с кадастровым номером № с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
При этом суд полагает, что оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета не имеется и восстановления прав Яремчук А.Г. должно осуществиться путем установления границ земельного участка по фактически сложившимся границам.
Границы между земельными участками, расположенными по адресу: <адрес> отраженные в Едином государственном реестре недвижимости при описании местоположения земельного участка точки (Н3, Н4, Н5, Н6) должны быть изменены и границы должны быть установлены по координатам определенных в заключении эксперта.
Оснований ставить под сомнение достоверность составленного по делу заключения судебной экспертизы у суда не имеется, так как данное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, является четким, ясным, понятным, содержит подробное описание проведенного исследования, достаточно аргументировано, выводы эксперта мотивированы, научно обоснованны и не содержит противоречий. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и доказательств, дающих основания сомневаться в правильности названного заключения эксперта в суд предоставлено не было.
Из материалов дела следует, что эксперт, проводивший экспертизу, имеет высшее образование, позволяющее выполнить назначенную судом экспертизу, соответствует предъявляемым к экспертам требованиям.
Доводы стороны истца о том, что границы между участками должны быть установлены по иным координатам, не могут быть приняты во внимание поскольку иных координат характерных точек границ земельного участка, определяющих в соответствии с положениями ч. 8 ст. 22 Закона 218-ФЗ границы земельного участка, в суд предоставлены не были.
Представленные стороной истца планы схемы застройки земельных участков, топосъемка, акты проверок органов, показания свидетелей, изложенных в решениях судов, а также представленных фотографии не могут служить основанием для определения границ земельного участка, поскольку не содержат координат характерных точек. При этом в соответствии с положениями законодательства существующие на местности пятнадцать и более лет границы земельных участков должны быть закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, а установление границ на основании фотографий, показаний свидетелей, схемами застройки не предусмотрено действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
признать незаконными действия кадастрового инженера Верета С. Ю. по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> акт согласования местоположения границы от 15 июля 2019 года недействительным в части установления границ данного земельного участка с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> по точкам со следующими геоданными:
точка 1. Х - №, длина 1.01, уг. дир. №”, румбы СЗ №
точка 2. Х - №, длина 8.79, уг. дир. №”, румбы ЮЗ №
точка 3. Х - №, длина 1.18, уг. дир. №”, румбы ЮЗ №
точка 4. Х - №, длина 9.35, уг. дир. № румбы ЮЗ №
точка 5. Х - №, длина 8.44, уг. дир. №”, румбы СЗ №
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.
Судья А.А. Крапивин