№ 2-778/2021
26RS0031-01-2020-002050-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 14 сентября 2021 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Е.В.
при секретаре Дакука А.И.
с участием представителя истца Хижняк О.С., действующей на основании доверенности
ответчика Косолапова Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа <адрес> к Косолапову Г.В. о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Управление труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края ( далее по тексту, -УТСЗН администрации СГО СК) обратилась в суд с исковым заявлением к Косолапову Г.В., в котором просит взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 80413 рублей, обосновывая свои требования тем, что Косолапову Г.В., инвалиду 2-й группы, при обращении с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ, была назначена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту его жительства: <адрес>, на основании ст,17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме», в соответствии с которыми инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату услуг( независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления- на стоимость топлива, при обретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. При обращении ответчика в УТСЗН за компенсацией на ЖКУ, ему разъяснялся порядок и причины ее предоставления и прекращения. В заявлении, подписанном Косолаповым Г.В. № от ДД.ММ.ГГГГ содержалась информация о том, что ему известно, что в соответствии с действующим законодательством граждан, имеющий право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, может получать меры социальной поддержки только по одному из них. В случае изменения основания получения компенсации на ЖКУ, изменения постоянного места жительства, гражданства, состава семьи, изменения состава предоставляемых коммунальных услуг, обнаружения недостоверности пре6доставленных ранее документов, либо иных обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления компенсации на ЖКУ, Косолапов Г.В. обязался известить УТСЗН в течение 10 рабочих дней. На основании его заявления и прилагаемых документов, Косолапову Г.В. с января 2009 года была назначена ежемесячная компенсация на ЖКУ, которая продлевалась регулярно в связи с продлением инвалидности, вплоть до июля 2010 года, затем стала автоматической. Косолапов Г.В. с января 2009 по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем ежемесячной компенсации расходов на оплату ЖКУ и регулярно обращался за ее продлением. С июля ДД.ММ.ГГГГ Косолапову Г.В. назначена бессрочная выплата компенсации на основании справки, выданной Бюро МСЭ об установлении 2-й группы инвалидности бессрочно. При этом ответчик обязан был сообщать обо всех изменениях, в том числе места жительства в 10-ти-дневный срок. Выплаты компенсаций производились путем перечисления денежных переводов на почтовое отделение № Новопавловского почтамта УФПС СК АО « Почта России», расположенного по адресу: <адрес> и вручались лично Косолапову Г.В. сотрудниками почты, ответственными за вручение переводов, что подтверждается выплатными ведомостями, которые хранятся в почтовом отделении связи. Со слов сотрудников почты известно, что Косолапов Г.В. с сентября 2013 по ДД.ММ.ГГГГ фактически проживал по адресу: <адрес>, и получал денежные переводы сам лично, в связи с чем у них не возникло сомнений в том, что он зарегистрирован по другому адресу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачено компенсации ЖКУ в сумме 80413,00 рублей. В соответствии с выше указанным постановлением <адрес>, компенсация по ЖКУ выплачивается при условии отсутствия у льготника задолженности по коммунальным платежам. По сведениям полученным из ресурсоснабжающих организаций было выявлено, что у ответчика образовалась задолженность более 3-х месяцев, о чем последний был проинформирован сотрудниками Управления. В связи с непринятием мер к погашению задолженности, распоряжением Управления ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации Косолапову Г.В. была приостановлена, впоследствии прекращена сделан межведомственный запрос по каналу СМЭВ сведении й о месте регистрации ответчика.. В соответствии с полученным ответом стало известно, что Косолапов Г.В. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с убытием. В связи с тем, что ответчик с указанного времени снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, а выплаты компенсации им получались лично на почте под личную роспись, Управлением была направлена информация в правоохранительные органы. Постановлением ОМВД России по Советскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ, отказано в соответствии с п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ. В период проведения проверки правоохранительными органами, Косолапов Г.В. посетил УТСЗН, где ему было предложено получить временную регистрацию по фактическому месту жительства и подать документы на выплату компенсации по ЖКУ, либо погасить добровольно указанную переплату, от погашения которой он отказался.
В судебном заседании представитель истца УТСЗН администрации Советского городского округа ФИО3 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Косолапов Г.В. в судебном заседании исковые требования УТСЗН не признал и пояснил, что является инвалидом 2-й группы бессрочно, в связи с чем на основании его заявления, с 2009 года ему назначены выплаты компенсации по ЖКУ. Он постоянно проживает по адресу: <адрес>, никуда не выезжал. Действительно с 2013 года снят с регистрационного учета из данной квартиры по обстоятельствам, независящим от него. Считает, что он законно получал выплаты компенсации, так как постоянно проживал по данному адресу. В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. За время с 07.02.2009 по 21.01.2020 Управление никаким образом не проявляло интереса к нему. Он не один раз посещал УТСЗН, предоставляя справки МСЭ, и ни кто из сотрудников не напомнил ему о его обязанностях. Выплаты производились в одном регионе. Несообщение им о смене прописки послужил человеческий фактор - прохождение боевых действий в Афганистане, и как следствие этого инвалидность, а также срок давности подписанного им заявления при оформлении документов о предоставлении мер социальной поддержки. Без каких-либо корыстных или иных целей, что подтверждается постановлением следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела, он попросту не помнил подписанные им обязательства в связи с болезнью, так как является инвалидом. Согласно п.47 Постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ № само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Бездействие со стороны истца на протяжении стольких лет, не освобождает их от ответственности постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Просит суд применить срок исковой давности и в удовлетворении иска УТСЗН отказать.
Заслушав доводы представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
-платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
-платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, а именно: социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также малоимущих граждан, осуществляются указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Из норм названного законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки и определяющие основания, порядок, размер и условия их предоставления.
Частью 1 Постановления Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 N 145-п (ред. от 01.03.2021) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме" (вместе с "Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» установлено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - отдельные категории граждан), осуществляется с 1 января 2009 года в денежной форме, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ).
Вышеуказанным постановлением определен Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежном выражении.
Согласно п.2 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ) предоставляются гражданам, проживающим в <адрес>, по месту их регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения принадлежащего гражданину на праве собственности жилого помещения, расположенного на территории Ставропольского края, но в котором он не зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания (далее - жилое помещение, принадлежащее на праве собственности).
Назначение и выплата компенсации на ЖКУ осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, наделенными отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области социальной защиты населения, переданными Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенными по месту регистрации гражданина по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности (далее - органы соцзащиты).
При наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края, по нескольким основаниям, ему предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по одному основанию по выбору гражданина, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края(п.3).
Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг по установленным тарифам в полном объеме и в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.4).
Компенсация на ЖКУ предоставляется гражданину на одно жилое помещение по его выбору при отсутствии у него подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся за период не более чем 3 последних года, по данному жилому помещению (далее - задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
Размер компенсации на ЖКУ не может быть менее объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, гарантированных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 настоящего Порядка (п.5).
Как предусмотрено п. 13 Порядка, выплата компенсации на ЖКУ осуществляется органом соцзащиты ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет гражданина, открытый в кредитной организации, или направляется в установленном порядке по месту регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края гражданина через отделение Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".
В силу п. 23 Порядка, при изменении у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Ставропольского края назначение компенсации на ЖКУ по новому месту жительства или по месту пребывания осуществляется с даты оформления регистрации по новому месту жительства или по месту пребывания, но не ранее месяца прекращения выплаты компенсации на ЖКУ по прежнему месту жительства или по месту пребывания гражданина и не более чем за 3 года до месяца обращения гражданина за назначением компенсации на ЖКУ по новому месту жительства или по месту пребывания на территории Ставропольского края при условии, что в указанном периоде он имел право на получение компенсации на ЖКУ.
В соответствии с п. 25 Порядка, суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданину (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимой информации или представления документов, содержащих заведомо недостоверную информацию), подлежат удержанию из сумм последующих выплат компенсации на ЖКУ. При этом процент удержания не должен превышать 50 процентов от сумм последующих выплат компенсации на ЖКУ до полного погашения суммы излишне выплаченных средств. В случае выплаты компенсации на ЖКУ в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной органом соцзащиты при расчете компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданину средства подлежат возврату в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а недоплаченные средства выплачиваются гражданину в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств компенсации на ЖКУ осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение компенсации на ЖКУ. При прекращении выплаты компенсации на ЖКУ указанные средства добровольно возвращаются гражданином в бюджет, из которого была предоставлена компенсация на ЖКУ. В случае отказа гражданина от возврата излишне выплаченных средств они подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу руководящих разъяснений, данных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Согласно заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Косолапова Г.В., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> обратился в УТСЗН <адрес> для назначения ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, как инвалиду второй группы, с перечислением выплаты через Почтовое отделение по месту жительства.
Согласно справке МСЭ-2007 №, инвалидность Косолапову Г.В. установлена ДД.ММ.ГГГГ, продлялась ежегодно и бессрочно установлена инвалидность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии МСЭ -2009 №.
На момент оформления компенсационных выплат, согласно паспорту №, выданному ОВД Советского района ДД.ММ.ГГГГ Косолапов Г.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением УТСЗН АСГО от 21.01.2020 года ежемесячная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Косолапову Г.В. временно приостановлена по причине допущения им задолженности по оплате ЖКУ.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ УТСЗ уведомило Косолапова Г.В. о приостановлении выплаты компенсаций по ЖКУ, до устранения им причин –погашения задолженности по коммунальным платежам.
Распоряжением УТСЗН АСГО от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Косолапову Г.В. прекращена по причине снятия его с регистрационного учета по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу ОМВД России по Советскому городскому округу № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос УТСЗ, Косолапов Г.В., снят с регистрационного учета по месту жительства : <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в связи с убытием.
Согласно письму УФПС <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ.9.7/272 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Косолапову Г.В., получателю пособий, лицевой счет №, выплаты производились лично на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт), на основании Ведомостей, направленных УТСЗН в отделение № <адрес>.
Постановлением дознавателя ОД отдела МВД России по Советскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, в возбуждении уголовного дела в отношении Косолапова Г.В., по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК РФ, отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления в действиях Косолапова Г.В.
Согласно сведениям ГУ МВД России по Ставропольскому краю, полученные путем телефонного запроса, полученного по паролю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Косолапов Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, 85 <адрес>; имеет временную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Косолапов Г.В. зарегистрирован в <адрес>, а временную регистрацию в г. Зеленокумске приобрел лишь ДД.ММ.ГГГГ. О смене регистрации по месту жительства Косолаповым Г.В. в УТСЗН сообщено не было, что не отрицает сам ответчик.
Согласно п. 26 Порядка выплата гражданину компенсации на ЖКУ прекращается в том числе в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства.
С учетом выше приведенных норм материального права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия УТСЗН АСГО о прекращении Косолапову Г.В. выплаты ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными, поскольку Косолапов Г.В. изменил регистрацию по месту жительства без уведомления истца.
Из представленной Архивной справки ФКУ «Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №П-27584 следует, что Косолапов Г.В., радиотелеграфист войсковой части полевая почта 22227, награжден медалью « За отвагу» Указом Президиума Верховного Совета СССР ОТ ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 настоящей статьи).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учётом установленных судом обстоятельств, поскольку ответчик Косолапов Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, суд полагает, что требования УТСЗН администрации Советского городского округа о взыскании с Косолапова Г.В. денежных средств в счет компенсации на ЖКУ являются обоснованными и законными.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Разрешая требования ответчика Косолапова Г.В. о применении сроков исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.
Из разъяснений, содержащихся в п.3 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п.1 ст.200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Управлением труда и социальной защиты населения производились ответчику Косолапову Г.В. ежемесячные выплаты по ЖКУ.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Исходя из приведенных норм Положения на Управление возложена функция контроля за объемом имущественных и жилищных прав граждан, получающих спорную компенсацию.
Нормативные положения, регулирующие полномочия Учреждения по контролю за правильным и рациональным расходованием бюджетных средств, суд учитывает во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску Учреждения к гражданину, имеющему право на получение спорной денежной выплаты, о взыскании излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты.
При разрешении данного спора, суд полагает, что при должной степени заботы и осмотрительности, которые требуются от участников гражданских правоотношений, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, наделенных отдельными государственными полномочиями, истец имел возможность своевременно узнать о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства, а, следовательно, и о нарушении своего права.
Поскольку судом не установлено наличие препятствий для эффективной реализации имеющихся у истца полномочий по контролю за расходованием бюджетных средств и уважительные причины отсутствия со стороны Управления средств на осуществление Косолапову Г.В. денежной выплаты на протяжении столь длительного времени – с 2013 года по 2020 год, а также не приняты во внимание обстоятельства, свидетельствующие о том, когда орган мог и должен был узнать о возможной утрате гражданином права на получение денежной выплаты, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, утверждение истца о том, что соответствующие сведения были получены ими только в январе 2020 года (при наличии сведений о регистрации ответчика по иному адресу в августе 2013 года) и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям истца к ответчику о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с октября 2013 года по 31.12.2019, нельзя признать законными.
Поскольку обращение истца в суд последовало 23.07.2021 года то срок исковой давности для взыскания неосновательного обогащения суд признает пропущенным период взыскания с октября 2013 по 23.07.2018 года.
С учетом того, что по настоящему делу, выплаты производились ответчику Косолапову Г.В. ежемесячно, в момент осуществления каждого платежа Управление должно было знать о незаконности их осуществления. В этой связи, срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения следует исчислять в отдельности по каждому из неосновательно произведенных платежей.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит сумма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 551,42 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истец УТСЗН, в соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, а иск подлежит частичному удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика Косолапова Г.В. подлежит взысканию в бюджет Советского городского округа <адрес> государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям истца в размере <данные изъяты>, которую должен был оплатить при подаче искового заявления имущественного характера истец.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░) ░░░░░ 42 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 742 (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░░░░░ 05 ░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 58 ░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 199 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20.09.2021.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░