Дело №2а-3408/2020
24RS0017-01-2020-003865-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года г. Красноярск
Судья Железнодорожного районного суда г. Красноярска Медведев И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю к Осетрову Илье Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Осетрову И.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС России №10 по Красноярскому краю в качестве плательщика земельного налога. При этом за ним числится задолженность по указанному налогу за 2014 год в сумме 7 428 рублей. Кроме того, в связи нарушением срока уплаты налога, налогоплательщику начислены пени за каждый день просрочки платежа за период с 23.02.2018 по 21.03.2018 в общей сумме 51 рубль 87 копеек. С учетом изложенного административный истец просил взыскать с Осетрова И.В. задолженность перед бюджетом в общем размере 7 479 рублей 87 копеек.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, о чем административному ответчику было разъяснено судом в определении от 09.10.2020, однако в установленный срок возражений против применения такого порядка Осетров И.В. не представил. Кроме того, определением суда от 09.10.2020 административному ответчику предлагалось также представить доказательства и возражения относительно предъявленных требований, документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, однако в установленные сроки Осетровым И.В. каких-либо доказательств и возражений представлено не было.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленный законодательством срок; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ обратиться в суд с иском о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу ч.1 и ч.2 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.1,2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Положениями ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
В силу ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании ч.1 ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Статьей 390 НК РФ установлено, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.393 НК РФ налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год.
В силу п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Осетров И.В. в 2014 году являлся собственником ряда земельных участков, а именно: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 387 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 425 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 907 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 551 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Красноярскому краю, направленными в ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска в 2015 году.
В соответствии с налоговым уведомлением №, составленным по состоянию на 15.12.2017, налогоплательщику Осетрову И.В. был исчислен земельный налог за 2014 год в общей сумме 7 685 рублей по сроку уплаты до 22.02.2018.
Однако в установленные сроки Осетровым И.В. земельный налог за вышеуказанный налоговый период оплачен не был, в связи с чем, на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ Налогового кодекса РФ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № от 22.03.2018 об уплате в срок до 16.05.2018 недоимки по земельному налогу за 2014 год в общем размере 7 685 рублей и пени в сумме 51 рубль 87 копеек.
Между тем, до настоящего времени земельный налог в вышеуказанном размере административным ответчиком не уплачен, доказательств обратного в ходе рассмотрения дела Осетровым И.В. представлено не было.
В соответствии с представленными в материалы дела доказательствами в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность перед бюджетом в виде земельного налога за 2014 год в сумме 7 428 рублей и пени за нарушение сроков его уплаты за период с 23.02.2018 по 21.03.2018 в размере 51 рубль 87 копеек.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
Из материалов дела следует, что в требовании № от 22.03.2018 срок уплаты земельного налога за 2014 год был установлен до 16.05.2018, следовательно, в суд с заявлением о взыскании налога и пени налоговый орган был вправе обратиться не позднее 16.11.2018 (16.05.2018 + 6 месяцев).
Вместе с тем, как следует из материалов дела впервые за взысканием спорной задолженности по налогу на имущество физических лиц налоговый орган обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска лишь в 01.10.2020, т.е. с существенным пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
В качестве причин пропуска установленного срока для подачи в суд данного иска налоговый орган указывает на большую загруженность своих сотрудников по формированию документов, связанных с взысканием налогов, а также значительный объем взыскания задолженности по налогам с налогоплательщиков.
Однако приведенные причины не могут являться уважительными, поскольку согласно требованиям ч.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; своевременно направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 30 НК РФ налоговый орган, представляя интересы государства в процессе налогообложения, должен принимать меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе к своевременному обращению за взысканием недоимок в судебном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом в настоящее время утрачено право на взыскание с налогоплательщика Осетрова И.В. обязательных платежей и санкций в виде земельного налога за 2014 год в размере 7 428 рублей и пени за нарушение сроков уплаты указанного налога в сумме 51 рубль 87 копеек.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, в том числе: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Осетрову И.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме 7 479 рублей 87 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю к Осетрову Илье Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций в виде земельного налога за 2014 год в размере 7 428 рублей и пени за нарушение сроков уплаты указанного налога в сумме 51 рубль 87 копеек – отказать в полном объеме в связи с утратой права налогового органа на взыскание указанных обязательных платежей и санкций по причине истечения установленного срока для их взыскания.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Кроме того суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья И.Г. Медведев