УИД: 66RS0006-02-2023-000301-06
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2023 года жалобу защитника Свечникова А.М. – Мангилевой В.Б. на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2023 года №5-89/2023, вынесенное в отношении Свечникова Анатолия Мариевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением судьи Свечникову А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей за размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о деятельности юридического лица, признанного иноагентом, без указания, что юридическое лицо либо его орган управления признано иноагентом.
В жалобе защитник Свечникова А.М. - Мангилева В.Б. просит отменить постановление, указывая на отсутствие состава правонарушения и нарушение требований материального права, поскольку размещенная информация не является политической деятельностью юридического лица и не была направлена на формирование политических взглядов, общественной позиции по какому-либо вопросу, а имела организационный характер, указывает, что протокол об административном правонарушении и постановление судьи не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, поскольку не содержат в себе какая именно информация распространялась Свечниковым А.М. посредством сети «Интернет» и подлежала маркировке.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника Свечникова А.М. - Мангилевой В.Б., поддержавшей доводы жалобы, свидетеля П, оснований для отмены и изменения постановления судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее Закон № 255-ФЗ) установлено, что под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона № 255-ФЗ статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 255-ФЗ, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении ими вида деятельности, установленного ст. 4 настоящего Федерального закона, материалы, направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст. 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного ст. 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
Частью 3 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении ими вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, материалов, направляемых указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением ими вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, либо информации, касающейся вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 9 Закона №255-ФЗ.
Как видно из материалов дела, 07 апреля 2023 года главным специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по УрФО в ходе осмотра страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ..., выявлен факт распространения 21 марта 2023 года материала (публикации) под наименованием «Итоги последних встреч на Ленина 99» членом совета Городская общественная организация «Екатеринбургское общество «Мемориал» (далее ГОО «ЕО «Мемориал», «Мемориал»), внесенной в реестр иностранных агентов под порядковым номером 111, Свечниковым А.М., являющимся администратором доменного имени ...., без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены лицом, входящим в состав органа юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, чем нарушены требования ч. 4 ст. 9 Закона № 255-ФЗ, в части нарушения порядка деятельности лица, входящего в состав органа управления юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, что отражено в акте изготовления скриншотов (л.д. 12).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе: заявлением о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2-4), письмом Центрального аппарата Роскомнадзора от 06 апреля 2023 года № 04СВ-27800 о согласовании составления протокола об административном правонарушении (л.д. 11), актом изготовления скриншотов № 53 (л.д. 12) и скриншотами (л.д. 13-15), выпиской из реестра иностранных агентов, в котором ГОО «Екатеринбургское общество «Мемориал» указана под номером 111 (л.д. 16), информацией АО «РСИЦ» об администраторе доменного имени Свечникове А.М. (л.д. 19), информационным письмом ГУ МЮ России по Свердловской области о составе членов ГОО «Екатеринбургское общество «Мемориал», в который входит Свечников А.М. (л.д. 22-23), сведениями от ГОО «ЕО «Мемориал» о членах Совета ЕО Мемориал (л.д. 26-27) (л.д. 22-23), копией приказа Минкомсвязи России от 25 января 2016 года № 51 «Об утверждении Положения об Управлении Роскомнадзора по УрФО» (л.д. 39-45), копией устава ГОО «ЕО «Мемориал» (л.д. 52-61), пояснениями специалиста-эксперта отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по УрФО П в областном суде, а также иными материалами дела, получившими оценку судьи на полноту, относимость и допустимость к рассматриваемому делу.
По факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 5-10), отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В письменных пояснениях (л.д. 50-51) и в пояснениях в районном суде (л.д. 62-65) защитник Свечникова А.М. - Мангилева В.Б. фактически не оспаривала факт размещения Свечниковым А.М. информации на сайте юридического лица, включенного в реестр иноагентов, без указания на то, что информация размещена лицом, входящим в орган юридического лица, признанного иноагентом, но сослалась на то, что данная информация носит организационно-осведомительный характер, в связи с чем не подлежит маркировке в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 255-ФЗ.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о виновности Свечникова А.М. в совершении административного правонарушения, правильно квалифицировав его действия по ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, событие правонарушения установлено, в судебном акте дана правильная квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, оценены доказательства.
При указанных обстоятельствах действия Свечникова А.М. правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо неустранимых сомнений в его виновности, как и доказательств нарушений требований законности не имеется, положения ст. 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Доводы жалобы о нарушении норм материального права не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции. Так, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания содержат в себе информацию как о самом правонарушении, так и об обстоятельствах, при которых оно было совершено, при этом изложение в тексте процессуальных документов дословного цитирования информации, размещенной на сайте юридического лица без указания на включение юридического лица в реестр иноагентов, не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона №255-ФЗ под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
Под видами деятельности, указанными в ч. 1 ст. 1 указанного Закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (ч. 1 ст. 4 Закона № 255-ФЗ).
Вопреки убеждению защитника Мангилевой В.Б., изложенному в жалобе, содержание материала (публикации) под наименованием «Итоги последних встреч на Ленина 99» скриншота (л.д. 13-15) о проведении встреч и изложение итогов встреч, проводимых юридическим лицом, признанным иноагентом, размещенная на сайте юридического лица его администратором, является частью деятельности юридического лица, в том числе направленной на формирование гражданской позиции, является информацией о деятельности юридического лица, признанного иноагентом, следовательно, подпадает под определение деятельности, данное в ст. 4 Закона № 255-ФЗ, и, в силу ч. 1 ст. 9 Закона № 255-ФЗ, подлежит обязательному указанию при размещении на сайте о том, что информация размещена лицом, входящим в орган юридического лица, признанного иноагентом, чего Свечниковым А.М. сделано не было.
Фактически доводы жалобы аналогичны позиции, изложенной в судебном заседании, по результатам которого вынесено обжалуемое постановление, при этом в постановлении выводы судьи аргументированы и обоснованны. Несогласие автора жалобы с выводами и решением судьи не является правовым основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Постановление о привлечении Свечникова А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Свечникова А.М. к административной ответственности соблюден.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм указанного Кодекса и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым. При назначении административного наказания судьей учтены характер совершенного правонарушения, данные о личности виновного, и иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены состоявшегося по делу решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2023 года №5-89/2023, вынесенное в отношении Свечникова Анатолия Мариевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В. Краснова