Решение по делу № 33-3508/2024 от 05.03.2024

Судья: Постоялко С.А.                                   УИД 54RS0010-01-2023-003960-31

Докладчик: Дронь Ю.И.                                                                   № 2-4423/2023

                                                                                                № 33-3508/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

    председательствующего                   Дроня Ю.И.

    судей                                                         Зуевой С.М., Пащенко Т.А.,

    при секретаре                                                             Митрофановой К.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 02 апреля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области – Зеленкиной Людмилы Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2023 года по иску Симёновой Наталии Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения Зеленкиной Л.А., Сименовой Н.В., судебная коллегия

установила:

Симёнова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, где просила признать незаконным решение УПФР в Советском районе г. Новосибирска №402569/22 от 13.09.2022 о назначении Симёновой Н.В. страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение Социального фонда РФ по Новосибирской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.05.2022.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась 08.09.2020    с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (заблаговременная работа) за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в УПФР в Советском районе г. Новосибирска с целью подсчета страхового стажа и определения даты возникновения права на пенсию. 22.03.2021 истцом были дополнены представленные документы.

31.08.2022 истцом подано заявление о досрочном назначении пенсии через портал Госуслуг

По результатам рассмотрения данного заявления была назначена страховая пенсия.

Согласно ответу Пенсионного фонда РФ, предварительная дата выхода на досрочную пенсию не ранее 10.05.2022.

09.03.2023 истец направила заявление в отделение Фонда пенсионного и социального фонда РФ по Новосибирской области с просьбой назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права на ее назначение.

                                                         2

            Вместе с тем, согласно ответу от 04.04.2023, пенсия назначена с даты подачи заявления.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит исковые требования удовлетворить.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2023 года постановлено:

исковые требования Симёновой Наталии Викторовны (<данные изъяты>) удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о назначении Симёновой Наталии Викторовне досрочной страховой пенсии по старости с 31.08.2022.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области назначить Симёновой Наталии Викторовне досрочную страховую пенсию, в соответствие с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с 10 мая 2022 года.

С указанным решением не согласилась представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области – Зеленкина Л.А., подала апелляционную жалобу.

        В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

                  В обоснование апелляционной жалобы указала, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права, не принято во внимание, что на 09.11.2020 специальный страховой стаж Симёновой Н.В. составляет 29 лет 11 месяцев 06 дней, срок 30 лет специального страхового стажа приходится на 25.11.2020.

        Таким образом, применяя положения п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, назначение пенсии по старости Симёновой Н.В. необходимо произвести с 26.05.2022 (26.11.2020 + 1,5 года).

                 Информация о рассмотрении апелляционной жалобы, в соответствие с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", размещена на официальном сайте Новосибирского областного суда в сети Интернет (https//oblsud.nsk.sudrf.ru/).

Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.

        Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

        Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.09.2020 Симёнова Н.В. обратилась в УПФР в Советском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении страховой пенсии по

                                                                3

        старости (заблаговременная работа) за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (п.20 ч.1 ст.30 №400-ФЗ) (л.д.4).

        При подаче заявления истцом представлен паспорт, свидетельство о рождении детей, справка записи акта гражданского состояния, трудовая книжка.

        22.03.2023 истцом дополнительно представлены в УПФР в Советском районе г. Новосибирска документ об окончании учебного заведения и справка и уточняющая характер работы (номер 2/07, дата 09.03.2021) (л.д.5).

        31.08.2022 истцом подано заявление о досрочном назначении пенсии через портал Госуслуг, по результатам рассмотрения данного заявления решением №402569/22 от 13.09.2022 (л.д.26) была назначена страховая пенсия с даты подачи заявления, то есть с 31.08.2022 (л.д.6).

        Из ответов Социального фонда России ОФПСС РФ по Новосибирской области от 20.02.2023 и 04.04.2023 следует, что предварительная дата выхода на досрочную пенсию определена не ранее 10.05.2022 (л. д. 11-12, 13-14).

        Возражая против удовлетворения исковых требований, стороной ответчика указано, что истец обращалась в УПФР в Советском районе г. Новосибирска 08.09.2020 и 22.03.2021 с устным заявлением с целью заблаговременной подготовки документов для получения пенсии.

         Была произведена оценка пенсионных прав и разъяснено, что с учетом приложения №7 к закону №400-ФЗ, дата подачи заявления на назначение пенсии еще не наступила.

        Право истца на пенсию возникло с 10.11.2020, следовательно, с применением п.11 ст.7 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ, пенсия может быть назначена не ранее 10.05.2022.

        Назначение пенсии, в соответствие со ст.22 Закона №400-ФЗ, производится со дня обращения за ней, поэтому пенсия истцу была назначена с 31.08.2022.

        Разрешая спор и руководствуясь положениями ст. ст. 11, 14, 21, 22, 26, 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н, Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 25.07.2019 N 404п, временного регламента территориального органа ПФ РФ по Новосибирской области (приложение №1 к приказу ОПФР по Новосибирской области от 16.02.2018 №32-ОД), установив, что истец неоднократно обращалась в пенсионный орган с целью реализации своего права на получение пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований закона, ответчик не исполнил обязанности по разъяснению Симёновой Н.В. ее прав и обязанностей, связанных с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли она право на получение досрочной страховой пенсии, с какого времени подлежит назначению пенсия, а также не уведомил истца об этих обстоятельствах по установленной форме.

                                                                  4

        С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности назначить Симёновой Н.В. досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, с 10.05.2022.

        Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности решения Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о назначении Симёновой Наталии Викторовне досрочной страховой пенсии по старости с 31.08.2022, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.

        Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

        Порядок установления страховых пенсий и сроки её назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».

         Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

        Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

        Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для

                                                              5

        установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

        Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

        Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

         Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

         Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, с учётом положений части 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях».

         Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подаётся через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днём обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле

                                                                     6

        организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях).

        В части 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

        Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе 11 информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

         В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

        Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, в соответствие с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действовали до 1 января 2022 г.

        Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчёта и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на

                                                                 7

        другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.

        Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 546н, действующих с 1 января 2022 г.

        Постановлением Правления ПФ РФ от 25.07.2019 N 404п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2019 N 56573).

        Из приведённых нормативных актов следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости, в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.

        Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определённого возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

        По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.

         Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учётом особого её значения для

                                                                   8

        поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

        В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение № 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

        Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

        Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.

        В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

        В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.

                                                                      9

        С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации, с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 15 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).

        Согласно Временному регламенту территориального органа ПФ РФ по Новосибирской области (приложение №1 к приказу ОПФР по Новосибирской области от 16.02.2018 №32-ОД) по организации заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, управления ПФР в районах Новосибирской области проводят заблаговременную работу в отношении конкретного застрахованного лица в срок не позднее чем за 12 мес. и завершают не менее чем за месяц до наступления права на установление страховой пенсии по старости (пункт 7.2).

        Согласно п.2.1.8 Временного регламента, застрахованному лицу разъясняют срок обращения с заявлением о назначении пенсии, о доставке пенсии и способах их подачи.

        Из материалов пенсионного дела следует, что 08.09.2020 Сименова Н.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (заблаговременная работа), обращение Симёновой Н.В. от 08.09.2020 было зарегистрировано под номером 604905/29.

         22.03.2021 был принят последний документ из числа документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, для назначения пенсии (л. д. 4,5).

        При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства о разъяснении истцу срока обращения с заявлением о назначении пенсии, о доставке пенсии и способах их подачи.

        С учетом изложенного, ответчик не исполнил обязанность по разъяснению Симёновой Н.В. ее прав и обязанностей, связанных с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли она право на получение досрочной страховой пенсии, с какого времени подлежит назначению пенсия, а также не уведомил истца об этих обстоятельствах по установленной форме.

        Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что истец Симёнова Н.В. в отношениях с пенсионным органом, осуществляющим публичные функции в силу своей компетенции по назначению страховой пенсии, выступает как слабая сторона, не обладающая специальными

                                                                 10

        познаниями и специальным образованием, чтобы правильно определить срок подачи соответствующего заявления о назначении досрочной страховой пенсии.

        При указанных обстоятельствах, решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области о назначении Симёновой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости с 31.08.2022 (с момента обращения с соответствующим заявлением) нельзя признать законным и обоснованным, поскольку при неоднократном обращении истицы с целью реализации своих пенсионных прав на досрочное назначение страховой пенсии 08.09.2020 и 22.03.2021, ответчиком не был разъяснен истцу срок обращения с заявлением о назначении пенсии, и с какого времени у истицы наступит право на досрочное получение страховой пенсии.

        Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части времени, с которого подлежит назначению Симёновой Н.В. досрочная страховая пенсия.

         В соответствие с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городе, независимо от возраста.

        Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.

        Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов, в соответствие с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

        Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

                                                                   11

        Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

        - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

        - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

        - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

        - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета

                                                                 12

        Министров СССР от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

        Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о назначении Симёновой Н.В. с 10 мая 2022 года досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из ответов пенсионного органа о том, что право истца на пенсию возникло на 10.11.2020, следовательно, с применением пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пенсия может быть назначена не ранее 10.05.2022.

        Однако, указанные выводы сделаны судом первой инстанции без установления юридически значимых обстоятельств по делу, с учетом положений вышеприведенных правовых норм материального права, регулирующих спорные правоотношения в их совокупности и взаимосвязи.

        По данному делу с учетом характера и предмета спора суду следовало установить:

        -имеется ли у истца необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии досрочно с учетом периодов, учтенных пенсионным органом в бесспорном порядке;

        - установить дату возникновения у истца права на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствие с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

        Однако, указанные юридически значимые обстоятельства в части определения даты возникновения права на досрочную пенсию по старости судом первой инстанции определены и установлены не были, судом не приведен расчет страхового стажа истца, дающего право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не приведен расчет даты возникновения у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при этом указанный расчет также не был представлен ни истцом, ни ответчиком.

        При этом, само по себе указание ответчика о возникновении у истицы права на назначение страховой пенсии по старости не ранее 10.05.2022, при отсутствии соответствующего расчета, который также не был произведен судом, не может свидетельствовать о законности принятого решения в указанной части.

        Таким образом, вышеуказанные юридически значимые обстоятельства предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не являлись и, соответственно, надлежащей правовой оценки не получили.

        Судом не учтено, что в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны

                                                                 13

        быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.

                В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

        Расчет даты, на которую у Сименовой Н.В. выработан требуемый специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в решении суда не приведен.

        Между тем указанное обстоятельство является юридически значимым, принимая во внимание правила назначения пенсии.

        При изложенных обстоятельствах, учитывая, что юридически значимые обстоятельства не получили правовой оценки согласно правилам установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", полагает необходимым принять и приобщить к материалам дела расчет специального страхового стажа истца, представленного ответчиком суду апелляционной инстанции (л. д. 153).

        Как следует из представленного расчета и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в специальный страховой стаж истца подлежат включению следующие периоды:

03.07.1995 17.09.1996 ХИРУРГГОР 1/2/15 1.5 1/2/15 1/9/23
14.12.1996 03.09.1997 ЛЕЧЕБГОР РКС 0/8/20 1.0 0/8/20 0/8/20
04.09.1997 09.01.1999 УХОД ЗА РЕБЕНКОМ 1/4/6 1.0 0/0/0 0/0/0
10.01.1999 31.05.1999 РАБОТА УХОД ЗА РЕБЕНКОМ 0/4/22 1.0 0/4/22 0/0/0
01.06.1999 31.08.1999 ХИРУРГГОР 0/3/1 1.5 0/3/1 0/4/17
02.10.1999 07.08.2001 ЛЕЧЕБГОР РКС 1/10/6 1.0 1/10/6 1/10/6
08.08.2001 31.08.2002 УХОД ЗА РЕБЕНКОМ 1/0/24 1.0 0/0/0 0/0/0
01.09.2002 19.01.2004 ЛЕЧЕБГОР27 РКС 1/4/19 1.0 1/4/19 1/4/19
03.02.2004 26.12.2005 ЛЕЧЕБГОР27 РКС 1/10/24 1.0 1/10/24 1/10/24
01.01.2006 10.07.2006 ЛЕЧЕБГОР27 РКС 0/6/10 1.0 0/6/10 0/6/10
11.07.2006 31.05.2007 ХИРУРГГОР27 0/10/21 1.5 0/10/21 1/4/2
01.07.2007 05.10.2020 ХИРУРГГОР27 13/3/5 1.5 13/3/5 19/10/23
06.10.2020 11.10.2020 РАБОТА ПРОСТОЙ 0/0/6 1.0 0/0/6 0/0/0
12.10.2020 09.11.2020 ХИРУРГГОР27 0/0/28 1.5 0/0/28 0/1/12
Продолжительность специального стажа с учетом льготного исчисления 29/11/6

        Судебная коллегия соглашается с указанным расчетом специального страхового стажа истца, признает указанный расчет арифметически верным, соответствующим требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

                                                                  14

        Расчет произведен с учетом всех подлежащих включению в специальный страховой стаж истца периодов, истцом не оспорен.

        Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

        Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

        В соответствие с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

        Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

        Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

        В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).

        Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального

                                                                  15

        закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности).

        При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.

        Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствие с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

        Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

        Период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к таковым не относится, в связи с чем, обоснованно не учтен ответчиком в расчете специального страхового стажа истца.

        В соответствие с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ также не подлежат зачету в страховой стаж, требуемый для приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды обучения.

        Также, ответчиком обоснованно при расчете специального страхового стажа истца не учтен отпуск без сохранения содержания, поскольку дни неоплачиваемого отпуска исключаются из расчетного периода при исчислении среднего заработка вне зависимости от его продолжительности и не включаются в страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии.

        С учетом выше изложенного, на 09.11.2020 специальный стаж Сименовой Н.В. составляет 29 лет 11 месяцев 6 дней.

        Учитывая, что в страховой стаж истца также подлежат включению периоды работы с 09.11.2020 по 15.08.2021 с учетом льготного исчисления, которые были признаны пенсионным органом, 30-ти летний специальный страховой стаж истца выработан на 25.11.2020.

        Таким образом, применения во внимание пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в соответствие с которым досрочная страховая пенсия назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону, который в данном случае составляет 1 год

                                                                        16

        6 месяцев, у пенсионного фонда имелись основания для назначения Симёновой Н.В. досрочной страховой пенсии в соответствие с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с 26.05.2022 (26.11.2020 + 1 год 6 месяцев).

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2023 года в части определения даты назначения Сименовой Н.В. досрочной страховой пенсии с 10.05.2022 подлежит изменению, путем возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности назначить Симёновой Наталии Викторовне досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с 26 мая 2022 года.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

    определила:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2023 года изменить, в части определения даты назначения Сименовой Н.В. досрочной страховой пенсии.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области назначить Симёновой Наталии Викторовне досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с 26 мая 2022 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области – Зеленкиной Людмилы Анатольевны удовлетворить.

    Председательствующий:

    Судьи:

33-3508/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Симёнова Наталия Викторовна
Ответчики
ОСФР по Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
07.03.2024Передача дела судье
02.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Передано в экспедицию
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее