ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16091/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 8 октября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Зайцевой Е.Н., Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС», обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ – 2000» об обеспечении вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора муниципального образования г. Саяногорск в соответствии с требованиями федерального законодательства,
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ – 2000» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 июня 2020г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н., выслушав прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г., поддержавшую доводы возражений
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ЭКОРЕСУРС», филиалу ООО «АЭРОСИТИ-2000» в Республике Хакасия об обеспечении вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора муниципального образования г. Саяногорск в соответствии с требованиями федерального законодательства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Саяногорска по результатам проведенной проверки деятельности ООО «АЭРОСИТИ-2000», ООО «ЭКОРЕСУРС» выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при осуществлении сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). В ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО на территории МО г.Саяногорск выбрано ООО «АЭРОСИТИ-2000». ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АЭРОСИТИ-2000» и ООО «ЭКОРЕСУРС» заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортированию ТКО с территории р.п. Майна, р.п. Черемушки и частично с территории г. Саяногорска. ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного договора заключено дополнительное соглашение на оказание услуг ООО «ЭКОРЕСУРС» по сбору, транспортированию ТКО со всей территории г. Саяногорска с ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 1 главы 7 договора №/Т от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «АЭРОСИТИ-2000» и ООО «ЭКОРЕСУРС», установлено, что транспортирование ТКО из мест накопления отходов осуществляется по графику, утвержденному региональным оператором, но не реже одного раза в трое суток в холодное время года, не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз) в теплое время года. При этом утвержденные графики вывоза ТКО от жилых домов частного сектора г. Саяногорска предусматривают сбор ТКО один раз в неделю.
В соответствии с п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), вывоз ТКО из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) производится не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С. В нарушение п. 17 приложения № 1 Правил № 354 ООО «АЭРОСИТИ-2000» не обеспечен вывоз ТКО с территории частного сектора МО г. Саяногорск в холодное время года. В нарушение ч. 1 ст. 24.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Стандарта раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 564 ООО «АЭРОСИТИ-2000» графики сбора и вывоза ТКО с территории частного сектора г. Саяногорска на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет» 19.aerocity-2000.ru не размещены. Фактически вывоз отходов осуществляется от частных жилых домов г. Саяногорска 1 раз в неделю.
Просил обязать ООО «ЭКОРЕСУРС» разработать графики вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора г. Саяногорска, обеспечивающие вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; обязать ООО «АЭРОСИТИ-2000» утвердить графики вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора г. Саяногорска, обеспечивающие вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, разместить утвержденные графики на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет» 19.aerocity-2000.ru; обязать ООО «ЭКОРЕСУРС», ООО «АЭРОСИТИ-2000» обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с территории частного сектора г. Саяногорска в соответствии с утвержденными графиками.
Решением Саяногорского городского суда постановлено в удовлетворении иска прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС», обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» об обеспечении вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора муниципального образования г. Саяногорск в соответствии с требованиями федерального законодательства отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 июня 2020г. указанное решение отменено, принято новое решение, постановлено:
Обязать ООО «ЭКОРЕСУРС» разработать графики вывоза твердых коммунальных отходов - с территории частного сектора г. Саяногорска, обеспечивающие вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
обязать ООО «АЭРОСИТИ-2000» утвердить разработанные ООО «ЭКОРЕСУРС» графики вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора г. Саяногорска, обеспечивающие вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
обязать ООО «ЭКОРЕСУРС», ООО «АЭРОСИТИ-2000» обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с территории частного сектора г. Саяногорска в соответствии с утвержденными графиками;
обязать ООО «АЭРОСИТИ-2000» разместить утвержденные графики на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет» 19.aerocity-2000.ru.
В кассационной жалобе представитель общества с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ – 2000» просит апелляционное определение отменить. Указывает на то, что законодательством возложена обязанность на регионального оператора осуществлять вывоз ТКО от мест (площадок) накопления ТКО до объектов их размещения, при этом обязанности вывозить ТКО от жилых домов по графику, законодательством не предусмотрено. Из-за отсутствия мест (площадок) сбора и невозможности оборудования мест накопления ТКО, сбор отходов от потребителей производится в мусоровозы в коротком интервале времени, при большом числе мест сбора ТКО - жилых домов в г. Саяногорске, что создает режим оказания услуг, не обеспечивающий возможность ежедневного, бесперебойного сбора ТКО и немедленного транспортирования их к месту утилизации в п. Усть-Абакан, расположенный на расстоянии более 100 км. от г. Саяногорска. Полагает, что приведенное обстоятельство не позволяет применять п. 17 приложения № 1 Правил к указанной ситуации, поскольку определяет требования к качеству коммунальной услуги лишь по вопросу обеспечения своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления, как установлено вышеприведенными нормами законодательства. Также оспаривает возложение обязанности по размещению графиков сбора и вывоза ТКО на официальном сайте в сети «Интернет». Указывает на применение судом термина «частный сектор», который законодательно не закреплен, что может повлечь неопределенность и исполнимость решения суда. Указывает на необоснованность предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что имеется возможность определения количества жилых домов г. Саяногорска, их собственников и лиц в них проживающих.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
В силу ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по делу не установлено.
Так, согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, типизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктами 9, 10 Порядка осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов (раздел II), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии с соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно п. 17 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, вывоз ТКО из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) производится не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; -не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и ООО «АЭРОСИТИ-2000» (региональный оператор), ООО «АЭРОСИТИ-2000» с ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) на территории Республики Хакасия территориальной зоны №.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «АЭРОСИТИ-2000» (региональный оператор) и ООО «ЭКОРЕСУРС» (оператор) на оказание услуг по сбору, транспортированию ТКО на территории Республики Хакасия, оператор обязуется оказывать услуги по сбору и транспортированию ТКО в границах, указанных в Приложении № в порядке и на условиях, определенных в Приложении № к договору в Зоне деятельности, а региональный оператор обязуется оплатить услуги в соответствии с условиями договора (п. 1.1). Оператор обязан предоставить Региональному оператору на утверждение график сбора и транспортирования ТКО с указанием времени вывоза и маршрутов следования мусоровозов, составленный Оператором с учетом климатических условий, наличия (отсутствия) подъездных путей в течение пяти дней с даты заключения договора (п. ДД.ММ.ГГГГ). Обеспечить установление и соблюдение графиков накопления ТКО в соответствии с нормами экологического санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с определенной территориальной схемой контейнерным или бесконтейнерным способом сбора ТКО на территории зоны деятельности Регионального оператора (п. ДД.ММ.ГГГГ). По указанному договору транспортирование ТКО из мест накопления отходов осуществляется по графику, утвержденному Региональным оператором, но не реже одного раза в трое суток в холодное время года, не реже раза в сутки (ежедневный вывоз) в теплое время года. Сбор и транспортирование ТКО осуществляется из контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, пакетов или других предназначенных для накопления ТКО емкостей.
Однако, прокуратурой г. Саяногорска в результате проверки установлено, что в нарушение п. 17 Приложения № 1 Правил № 354 ООО «АЭРОСИТИ-2000» не обеспечен вывоз ТКО с территории частного сектора МО г. Саяногорск с установленной требованиями законодательства периодичностью. Фактически вывоз отходов осуществляется с территории частного сектора г. Саяногорска один раз в неделю бесконтейнерным (мешковым) способом.
Ответчиками представлены графики вывоза мусора от индивидуальных жилых домов, предусматривающие вывоз ТКО два раза в неделю.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений прав и интересов неопределенного круга лиц в сфере обращения с ТКО при осуществлении их сбора, поскольку администрацией муниципального образования г. Саяногорск не исполнена возложенная на нее решением Саяногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ обязанность разработать и утвердить схему размещения мест площадок) накопления ТКО, оборудовать контейнерные площадки для сбора ТКО на территории муниципального образования, в то время как на ответчике лежит обязанность обеспечить вывоз ТКО от мест (площадок) накопления ТКО до объектов их размещения.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции указал, что периодичность вывоза ТКО установлена императивно, направлена на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем предоставление услуги с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав и интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия оснований для отмены апелляционного определения, вопреки доводам кассационной жалобы не находит.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции.
Так, доводы кассационной жалобы о том, что обязанности вывозить ТКО от жилых домов по графику, законодательством не предусмотрена, невозможно обеспечить сбор отходов и применять п. 17 приложения № 1 Правил к указанной ситуации, не могут быть приняты во внимание, поскольку пунктом 3.1.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ №/Т предусмотрено, что в обязанность оператора входит обеспечение сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения обязанности по размещению графиков сбора и вывоза ТКО на официальном сайте в сети «Интернет», не могут быть приняты во внимание.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии с п. 1 ст. 24.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
В силу п. 11, 17 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 564 регулируемой организацией, помимо прочего, подлежит раскрытию информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров оказания регулируемых услуг.
Согласно условий договора между региональным оператором ООО АЭРОСИТИ-2000» и оператором ООО «ЭКОРЕСУРС» договора на оказание услуг по сбору, транспортированию ТКО на территории Республики Хакасия предусмотрено, что оператор составляет график сбора и транспортирования ТКО и предоставляет его на утверждение региональному оператору.
Однако, график вывоза ТКО с территории частного сектора г. Саяногорска, обеспечивающий вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 Приложения № 1 Правил № 354, ООО «ЭКОРЕСУРС» не разработан, ООО «АЭРОСИТИ-2000» не утвержден.
Доводы кассационной жалобы о необоснованность предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что имеется возможность определения количества жилых домов г. Саяногорска, их собственников и лиц в них проживающих, не могут быть приняты во внимание, основаны на неверном толковании норм права. Состав жильцов домов может изменяться исходя из демографической ситуации, миграции. Кроме того, указанное обстоятельство прав ответчиков не нарушает, от возложенных на них обязательств не освобождает.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационных жалоб, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 2 июня 2020г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ – 2000» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи