Дело №2-953/2021
УИД 11RS0006-01-2021-002234-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усинск, Республика Коми 30 сентября 2021 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при помощнике судьи Тарола Е.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г.Усинска Республики Коми Лосикова Д.С.,
представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Санатова Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, в котором указал, что природоохранной прокуратурой был проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в результате проверки было установлено, что на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеется объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения - шламовый (буровой) амбар, расположенный в районе куста скважин ...». Просили обязать ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и провести рекультивацию шламового (бурового) амбара.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Усинска Лосиков Д.С., действующий на основании поручения Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поддержал исковые требования и доводы в их обоснование.
Представитель ответчика по доверенности Санатов Т.Н. не возражал против удовлетворения требований природоохранного прокурора и указанных в иске сроков их исполнения.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в районе куста скважин ...» на землях лесного фонда расположен шламовый (буровой) амбар, площадь объекта ... га.
Указанный объект расположен на землях лесного фонда согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от дд.мм.гггг. №
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.2,3 ст.46 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке (за исключением транспортировки по автомобильным дорогам общего пользования и железнодорожным линиям), хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции, допускаются при наличии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ. При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ч.6,7 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Порядок ведения ГРОРО, включая процедуру сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
Указанный объект не включен в ГРОРО.
Пунктом 2 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п.5 указанных Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с а.10. 14-20 Правил в целях проведения рекультивации разрабатывается проект рекультивации, а также устанавливается состав проектной документации и порядок ее согласования.
В Концепции по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми, утв. распоряжением Правительства РК от 16.10.2012 N 408-р, предусмотрено, что для снижения опасности объектов накопления и размещения отходов нефтегазовой промышленности необходимо своевременно проводить мероприятия, направленные на: ликвидацию и рекультивацию шламовых амбаров: обработка буровых растворов, содержащихся в шламовых амбарах (отработанные буровые растворы, измельченная горная порода, вода, химические реагенты) химическими реагентами, при этом жидкая фаза закачивается в недра для поддержания пластового давления, а обезвоженный осадок смешивается с песком, территории рекультивируются; рекультивацию амбаров временного хранения нефтяных шламов с обязательной переработкой отходов, накопленных в шламонакопителях (грунт, загрязненный нефтью, нефтесодержащая жидкость).
Как следует из материалов дела, дата введения в эксплуатацию указанного шламового амбара определить невозможно, в ГРОРО данный объект не включен.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
С ответчика, в силу положений ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МОГО «Усинск» в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе куста скважин ...».
Обязать ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» в срок до дд.мм.гггг. провести рекультивацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе куста скважины ...
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 07 октября 2021 года.
Председательствующий Е.А. Старцева