Решение по делу № 2а-3321/2020 от 14.07.2020

Дело № 2а-3321/2020

25RS0001-01-2019-006323-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2020 года г.Владивостока Приморского края

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Соколовой Л.В.,

при секретаре Бойко С.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности Грановски ФИО9.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якименко ФИО10 к Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

представитель Якименко ФИО11. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Якименко ФИО12. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о.Русский, <адрес>, семья административного истца с 1992 владеет данным домом и обрабатывает придомовой земельный участок. Сведения о расположении данного жилого дома внесены в кадастровый план территории и зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРН. Согласно сведений государственного кадастра недвижимости, отраженных в публичной кадастровой карте, земельные участки, расположенные на о.Русском, предоставлены в пользование Вооруженным силам РФ, полномочия по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению имущества ВС РФ возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ. С целью утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Якименко ФИО13. обратилась в Департамент имущественных отношений МО РФ с соответствующим заявлением, приложив все необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ, после жалоб в прокуратуру и Министру обороны на бездействие, Департаментом был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в Департаменте информация об отводе земельного участка в пользование административного истца отсутствует, в связи с чем, право собственности на испрашиваемый участок под объектом капитального строительства может быть признано в судебном порядке. Однако, Якименко ФИО14. обращалась по вопросу утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории, а не о праве собственности на земельный участок. Истец просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений МО РФ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о.Русский, <адрес>, на кадастровом плане территории, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамент имущественных отношений МО РФ рассмотреть ранее предоставленное Якименко ФИО15. заявление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о.Русский, <адрес>, на кадастровом плане территории.

Определением суда в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования».

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания были уведомлены надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» не прибыл, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом.

В силу ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В связи с чем, принимая во внимание извещение ответчиков, заинтересованного лица о дате и времени судебного заседания, с учетом положений ст.ст. 150, 226 КАС РФ, установленных нормами КАС РФ сроков рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц.

Представитель истца, действующий на основании доверенности Гранивски ФИО16 в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, пояснил, решение Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, т.к. ответчиком не было рассмотрено заявление истца по существу поставленного в заявлении вопроса, она не обращалась с заявлением о передаче земельного участка в собственность, просила утвердить схему расположения земельного участка.

От представителя административного ответчика Министерства обороны Трофимовой ФИО17. РФ поступило возражение, в котором указано, что истец обратилась в суд об оспаривании решения ДИО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более 3-х месяцев. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу, не зависимо от заявления об этом стороны по делу. Истцом допущено злоупотребление своим правом на обжалование действий должностных лиц, и пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ. Спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:060132:1 расположен в границах земельного участка 25:28:000000:65188, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.

В силу положений пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» земли, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил России. Согласно пункту 108 Приказа Министра обороны № 75 от 22.02.1977г. земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны Российской Федерации, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 110 утверждено Положение о Департаменте Министерства обороны Российской Федерации (далее-Положение). В соответствии с которым, ДИО предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в ДИО МО РФ по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории. ДИО МО РФ ответом в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что информация об отводе истцу спорного земельного участка в пользование отсутствует, также отсутствует документация, разрешающая строительство указанной постройки в границах земельного участка на землях обороны и безопасности, на основании вышеизложенного, право собственности на испрашиваемый земельный участок под объектом капитального строительства может быть признано в судебном порядке. Отказ ДИО МО РФ в утверждении схемы расположения нового земельного участка, из земельного участка, изъятого из гражданского оборота и используемого в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, является законным и обоснованным.

Просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Якименко ФИО18. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, о.Русский, <адрес>.

В судебном заседании установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, о.Русский, <адрес>, с кадастровым номером 25:28:060136:1, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ, что подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу пункта 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 от 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно п.2 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 25.02.2014 №110, департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации, имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений.

ДД.ММ.ГГГГ Якименко ФИО19 в адрес Департамента имущественных отношений МО РФ было направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, о.Русский, <адрес>, к которому были приложены необходимые документы, в том числе схема расположения земельного участка.

Из ответа Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование нового земельного участка под нежилым здание планируется из земельного участка с кадастровым номером 25:28:060136:1, который находится в федеральной собственности, информация об отводе земельного участка в пользование заявителя в Департаменте отсутствует, а также отсутствует документация, разрешающая строительство указанной постройки в границах земельного участка на землях обороны и безопасности, на основании изложенного, право собственности на испрашиваемый земельный участок под объектом капитального строительства может быть признано в судебном порядке.

Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, уполномоченный орган обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

Вместе с тем, ознакомившись с обращением Якименко ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ и ответом Департамента имущественных отношений МО РФ на данное обращение, суд приходит к выводу, что ответ Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан законным и обоснованным, поскольку по существу заявление Якименко ФИО21. административным ответчиком не рассмотрено, так в ответе Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что в Департаменте отсутствует информация об отводе земельного участка в пользование Якименко ФИО22., а также отсутствует документация, разрешающая строительство указанной постройки в границах земельного участка, в связи с чем, право собственности Якимчук ФИО23 на земельный участок может быть признано судом, тогда как какие-либо сведения о намерении вести строительство на испрашиваемом земельном участке в заявлении Якименко ФИО24. отсутствуют, с требованиями о предоставлении земельного участка в собственность истец к ответчику также не обращалась, из чего следует, что истцом не получен ответ на поставленный перед административным ответчиком вопрос о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, предусмотренное в таких случаях решение ответчиком не принято.

В связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Поскольку ответ Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, однако, суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующие решения, и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом, в связи с чем, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, считает необходимым обязать Департамент имущественных отношений МО РФ повторно рассмотреть заявление Якименко ФИО26. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка в установленном нормами действующего законодательства порядке.

Доводы представителя административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с административным исковым заявлением суд отклоняет, учитывая, что оспариваемый ответ от ДД.ММ.ГГГГ был направлен Якименко ФИО25. почтой ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение в суд ею не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

административное исковое заявление Якименко ФИО27 к Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Якименко ФИО28 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ повторно рассмотреть заявление Якименко ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка в установленном нормами действующего законодательства порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения 30 сентября 2020 года.

Судья Л.В.Соколова

2а-3321/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Якименко Лина Николаевна
Ответчики
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Другие
Грановски Денис Григорьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Соколова Лариса Валентиновна
Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
14.07.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Подготовка дела (собеседование)
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее