Решение по делу № 2-213/2022 (2а-2062/2021;) от 17.11.2021

Дело № 2-213/2022

45RS0008-01-2021-003378-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Димовой Ю.А.,

при секретаре Анашкиной А.А.,

рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 02 марта 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Раковского сельского совета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

В Кетовский районный суд поступило административное исковое заявление прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественными кладбищами, расположенными в 6 км от с. Раково, а также между д. Вятка и д. Куртамыш, возложении обязанности на Администрацию Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в 6 км от с. Раково, а также между д. Вятка и д. Куртамыш.

Согласно определению от 11.01.2022 производство по делу по исковому заявлению прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности, продолжено в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании помощник прокурора Кетовского района Курганской области Утенков И.М. заявленные требования поддержал, дал пояснения по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Глава Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области Афанасьева Г.И. в судебном заседании исковые требования признала в части заявленных требований о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем, между д. Вятка и д. Куртамыш, при этом пояснила, что по оформлению земельного участка занятого общественным кладбищем, расположенным в 6 км от с. Раково приняты меры к оформлению в муниципальную собственность.

Представитель третьего лица - Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд с учетом мнения сторон, определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 15 статьи 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплена обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Согласно ст. 1 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 78-ФЗ, порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует из ч. 4, ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Как следует из ст. 35 Федерального закона № 221-ФЗ, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ст. 37 Федерального закона № 221-ФЗ, результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

На основании ч. 4, ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Установлено, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле, проведена проверка в деятельности Администрации Раковского сельсовета.

По результатам проверки установлено, что на территории Раковского сельсовета имеются 2 земельных участка, расположенные в 6 км от с. Раково, а также между д. Вятка и д. Куртамыш, занятые общественными кладбищами.

Администрацией сельсовета не принималось должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами, а именно, не предпринимались меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, земельные участки не поставлены на кадастровый учет).

09.09.2021 Главе Раковского сельсовета выдано предписания об устранении нарушений закона, в том числе и вышеуказанного нарушения.

Из ответа Администрации Раковского сельсовета от 06.10.2021 следует, что Администрацией сельсовета проведена соответствующая работа: по кладбищу расположенному в 6 км от с. Большое Раково проведены кадастровые работы и документы направлены для оформления в собственность, по кладбищу между д. Вятка и д. Куртамыш проведены кадастровые работы, но межведомственная комиссия при Администрации Кетовского района после рассмотрения заявления в предоставлении земельного участка отказала, так как согласно Правилам землепользования и застройки Раковского сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЕЛ (Зона естественного ландшафта сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения) в котором такой вид разрешенного использования как «действующее кладбище смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га» отсутствует. После этого Администрацией сельсовета было написано заявление в архитектуру Кетовского района на изменение зонирования.

Согласно представленной выписке из ЕГРН от 26.11.2021, земельный участок, расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Большое Раково, площадью 6453+/-141, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: действующее кладбище смешанного и традиционного захоронения площадью 20 га принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области.

Также представлены в материалы дела договор на выполнение работ № 1310 от 22.07.2021 согласно которого Администрация Раковского сельсовета поручает ООО «Агенство «Шанс» подготовить межевой план по образованию земельного участка, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, д. Вятка / территория кладбища/. Письмо Администрации Кетовского района от 26.08.2021, согласно которому отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, так как согласно Правилам землепользования и застройки Раковского сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЕЛ (зона естественного ландшафта, сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения), в которой такой вид разрешенного использования как «действующее кладбище смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га» отсутствует.

По информации Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 26.01.2022, формируемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с условным кадастровым номером , площадью -3567 кв.м., не имеет наложений на земли лесного фонда <адрес>.

В настоящее время, права Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в 6 км от с. Раково оформлены, при этом, меры по его оформлению были приняты ранее, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.

Между тем, доказательств об устранении нарушений в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем, между д. Вятка и д. Куртамыш, в настоящее время ответчиком не представлено,

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенный между д. Вятка и д. Куртамыш находится в границах муниципального образования – ФИО1 сельского совета <адрес>, бездействие ответчика выразившееся в не оформлении прав на указанный земельный участок свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Ответчик исковые требования признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, о чём указано в его заявлении.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что признание истцом иска в части признания бездействия незаконным и возложении обязанности оформить права на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным между д. Вятка и д. Куртамыш, не противоречит закону и не нарушает интересов иных лиц, суд считает возможным принять признание иска и удовлетворить исковые требования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований в части признания незаконным бездействия Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенного между д. Вятка и д. Куртамыш, возложении обязанности на Администрацию Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным между д. Вятка и д. Куртамыш. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Раковского сельского совета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии должных мер к оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенный между д. Вятка и д. Куртамыш.

Обязать Администрацию Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным между д. Вятка и д. Куртамыш.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 24.03.2022

Судья                                     Ю.А. Димова

2-213/2022 (2а-2062/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кетовского района
Ответчики
администрация Раковского сельсовета
Другие
Департамент лесного хозяйства по уральскому Федеральному округу
Администрация Кетовского района Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Димова Юлия Алексеевна
Дело на странице суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
17.11.2021Регистрация административного искового заявления
17.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022Дело оформлено
02.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее