Дело № 2-213/2022
45RS0008-01-2021-003378-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Анашкиной А.А.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 02 марта 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Раковского сельского совета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В Кетовский районный суд поступило административное исковое заявление прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественными кладбищами, расположенными в 6 км от с. Раково, а также между д. Вятка и д. Куртамыш, возложении обязанности на Администрацию Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в 6 км от с. Раково, а также между д. Вятка и д. Куртамыш.
Согласно определению от 11.01.2022 производство по делу по исковому заявлению прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности, продолжено в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании помощник прокурора Кетовского района Курганской области Утенков И.М. заявленные требования поддержал, дал пояснения по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Глава Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области Афанасьева Г.И. в судебном заседании исковые требования признала в части заявленных требований о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем, между д. Вятка и д. Куртамыш, при этом пояснила, что по оформлению земельного участка занятого общественным кладбищем, расположенным в 6 км от с. Раково приняты меры к оформлению в муниципальную собственность.
Представитель третьего лица - Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения сторон, определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Пунктом 15 статьи 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплена обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Согласно ст. 1 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 78-ФЗ, порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Как следует из ч. 4, ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Как следует из ст. 35 Федерального закона № 221-ФЗ, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ст. 37 Федерального закона № 221-ФЗ, результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.
На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
На основании ч. 4, ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.
Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Установлено, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле, проведена проверка в деятельности Администрации Раковского сельсовета.
По результатам проверки установлено, что на территории Раковского сельсовета имеются 2 земельных участка, расположенные в 6 км от с. Раково, а также между д. Вятка и д. Куртамыш, занятые общественными кладбищами.
Администрацией сельсовета не принималось должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами, а именно, не предпринимались меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, земельные участки не поставлены на кадастровый учет).
09.09.2021 Главе Раковского сельсовета выдано предписания об устранении нарушений закона, в том числе и вышеуказанного нарушения.
Из ответа Администрации Раковского сельсовета от 06.10.2021 следует, что Администрацией сельсовета проведена соответствующая работа: по кладбищу расположенному в 6 км от с. Большое Раково проведены кадастровые работы и документы направлены для оформления в собственность, по кладбищу между д. Вятка и д. Куртамыш проведены кадастровые работы, но межведомственная комиссия при Администрации Кетовского района после рассмотрения заявления в предоставлении земельного участка отказала, так как согласно Правилам землепользования и застройки Раковского сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЕЛ (Зона естественного ландшафта сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения) в котором такой вид разрешенного использования как «действующее кладбище смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га» отсутствует. После этого Администрацией сельсовета было написано заявление в архитектуру Кетовского района на изменение зонирования.
Согласно представленной выписке из ЕГРН от 26.11.2021, земельный участок, расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Большое Раково, площадью 6453+/-141, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: действующее кладбище смешанного и традиционного захоронения площадью 20 га принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области.
Также представлены в материалы дела договор на выполнение работ № 1310 от 22.07.2021 согласно которого Администрация Раковского сельсовета поручает ООО «Агенство «Шанс» подготовить межевой план по образованию земельного участка, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, д. Вятка / территория кладбища/. Письмо Администрации Кетовского района от 26.08.2021, согласно которому отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, так как согласно Правилам землепользования и застройки Раковского сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЕЛ (зона естественного ландшафта, сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения), в которой такой вид разрешенного использования как «действующее кладбище смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га» отсутствует.
По информации Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 26.01.2022, формируемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с условным кадастровым номером №, площадью -3567 кв.м., не имеет наложений на земли лесного фонда <адрес>.
В настоящее время, права Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в 6 км от с. Раково оформлены, при этом, меры по его оформлению были приняты ранее, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.
Между тем, доказательств об устранении нарушений в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем, между д. Вятка и д. Куртамыш, в настоящее время ответчиком не представлено,
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенный между д. Вятка и д. Куртамыш находится в границах муниципального образования – ФИО1 сельского совета <адрес>, бездействие ответчика выразившееся в не оформлении прав на указанный земельный участок свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Ответчик исковые требования признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, о чём указано в его заявлении.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что признание истцом иска в части признания бездействия незаконным и возложении обязанности оформить права на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным между д. Вятка и д. Куртамыш, не противоречит закону и не нарушает интересов иных лиц, суд считает возможным принять признание иска и удовлетворить исковые требования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований в части признания незаконным бездействия Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенного между д. Вятка и д. Куртамыш, возложении обязанности на Администрацию Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным между д. Вятка и д. Куртамыш. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Раковского сельского совета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии должных мер к оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенный между д. Вятка и д. Куртамыш.
Обязать Администрацию Раковского сельсовета Кетовского района Курганской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным между д. Вятка и д. Куртамыш.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 24.03.2022
Судья Ю.А. Димова