Дело № 2А-2050/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,
при секретаре Акиньшине Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2050/2021 по административному исковому заявлению Максимовой ЛМ, Власенко ВА, Борисовой ЛН, Лишефаевой ОС, Галустян НА, Кравченко ВВ к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области, заинтересованное лицо: конкурсный управляющий ООО «Стройспектр» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование указав, что между обществом с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ВАНТ» (в настоящее время ООО «СтройСпектр» с одной стороны и Максимовой ЛМ, с другой стороны, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № 41 об участии в долевом строительстве. В соответствии с п. 1.1 Договора застройщик обязан в срок не позднее 2 (второго) квартала 2007 года своими силами или с привлечением третьих лиц построить на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> Днепровский, 1 секция (№ по ген.плану), 16-ти этажный жилой дом и передать часть объекта дольщику, а последний обязан осуществить инвестирование строительства объекта и принять свою долю в объекте, завершенном строительством. Стоимость объекта определена разделом 3 Д и составляет денежную сумму в размере 485000 рублей. Участник Договора Максимова Л.М. обязанность по оплате указанной в договоре цены за объект выполнила в срок и в полном объеме, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам № 2072 от 10.10.2005 года и № 439 от 09.02.2006 года. Согласно дополнительному соглашению, заключенному 24.11.2008 года, стороны договорились о переносе срока передачи объекта дольщику в течение третьего квартала 2009 года. Вместе с тем, не смотря на истекший срок, обязанность застройщика по передаче объекта участнику в установленный договором срок и до настоящего времени не исполнена. Аналогичные договоры об участии в долевом строительстве с названым застройщиком, которые остались не исполненными, заключены с гражданами: Власенко ВА, Д № от ДД.ММ.ГГГГ; Борисовой ЛП (наследник Борисова ЛН), Д № от ДД.ММ.ГГГГ; Змитюровым СН, договор № 5 от ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ, (наследник Лишефаева ОС), Галустян НА, договор № 15 от ДД.ММ.ГГГГ; Кравченко ВВ, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ. Все перечисленные граждане включены в реестр требований кредиторов о передаче жилого помещения в виде квартиры по делу № А53-14704/2015 в Арбитражном суде Ростовской области: Максимова Л.М., определение суда от 28.01.2020 года; Борисова Л.Н., определение суда от 27.08.2018 года; Власенко В.А., определение суда от 20.07.2018 года; Лишефаева О.С., определение суда от 25.02.2020 года; Галустян Н.А., определение суда от 10.09.2018 года; Кравченко В.Н., уведомление конкурсного управляющего от 04.08.2020 года. Поскольку ООО «СтройСпектр» является застройщиком, при рассмотрении дела о признании ликвидируемого должника - ООО «СтройСпектр» несостоятельным (банкротом) определением от ДД.ММ.ГГГГ применялись правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - застройщика, признано управление ГСН РО. Объект долевого строительства принадлежит ООО «СтройСпектр», которое решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «КоммерсантЪ» № (6672) от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, в октябре 2020 года Д Л.М. обратилась в управление ГСН РО о включении названного объекта незавершенного строительства в Единый реестр проблемных объектов. 16.11.2020 года за исходящим № 38/6748 в адрес Максимовой Л.М. предоставлен ответ за подписью заместителя руководителя Региональной службы ГСН Ростовской области Кулика Я.В., из которого следует, что во включении объекта, неположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Штахановского, 131/пер. Днепровский, 1 в реестр проблемных объектов, предусмотренный ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений - некоторые законодательные акты Российской Федерации», отказано ввиду того, что договор участия в долевом строительстве не зарегистрирован в Управлении Росреестра, разрешение на строительство не выдавалось, и у застройщика отсутствуют права на земельный участок. Вопреки доводам ответа ГСН РО, то обстоятельство, что названный договор участия в долевом строительстве не прошел государственную регистрацию, правового значения по делу не имеет. Договоры долевого участия в строительстве названных лиц фактически содержат все обязательные для договора участия в долевом строительстве условия. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 марта 2010 года № 385-0-0, содержащееся в Федеральном законе от 30 декабря 2014 года № 214-ФЗ требование о государственной регистрации договора участия долевого строительства направлено на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, такое требование является дополнительной гарантией для граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и отсутствие регистрации не может являться основанием для отказа во включении гражданина в реестр пострадавших граждан. Иное толкование данного требования закона не будет отвечать целям защиты прав пострадавших граждан, поскольку повлечет дополнительные препятствия в восстановлении их нарушенных прав. Соответственно, оснований не применения к нему положений указанного Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, в том числе и предусмотренных им мер защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, не имеется. Поскольку при рассмотрении дела о признании ликвидируемого должника ООО «СтройСпектр» несостоятельным (банкротом) применялись правила Параграфа 7 главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ, сведения об объекте незавершенного строительства - МКД, расположенном по адресу: <адрес> Днепровский, 1, подлежат внесению в Единый реестр проблемных объектов. Кроме того, из оспариваемого решения не следует, что у управления ГСН РО отсутствуют полномочия по внесению сведений в Единый реестр проблемных объектов. Частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции, действующей на момент рассмотрения административного дела) установлено, что единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и ли) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по регистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Из буквального толкования вышеназванной нормы следует, что для признания объекта проблемным достаточно установить наличие любого из перечисленных условий. Федеральным законом от 13.07.2020 года № 202-ФЗ в часть 1.1 статьи 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ внесены изменения, согласно которым под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона. Из изложенного следует, что в случае применения правил параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при банкротстве застройщика, указанный объект подлежит включению в единый реестр проблемных объектов. Также несостоятельна ссылка ответчика на то, что часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ в настоящее время признана утратившей силу, в связи с чем, в настоящее время административный ответчик лишен полномочий по признанию гражданина пострадавшим в соответствии с Критериями и ведению реестра таких граждан, вместо которого ведется единый реестр проблемных объектов, поскольку данное обстоятельство правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеет. Согласно части 1.2 статьи 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. В силу части 3.1, 5 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ субъектами информации являются, в числе прочих, контролирующие органы, которые размещают в системе, в том числе, сведения из утвержденного высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного государственной власти субъекта РФ) плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, и информацию по реализации мероприятий указанного плана - графика. Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 года № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства» утверждены Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, согласно которым информация размещается указанными в части 3.1 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ субъектами информации самостоятельно (пункт 2). Под контролирующими органами в настоящих Правилах понимаются осуществляющие государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется такое строительство (пункт 4). В соответствии с Положением о государственном строительном надзоре Роговской области, утвержденным постановлением правительства Ростовской области от 15.12.2011 года № 230, управление ГСН РО является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области (пункт 1.1.). Из анализа приведенных норм права следует, что в настоящее время законодателем установлен упрощенный порядок реализации механизма защиты прав граждан - участников долевого строительства, позволяющий в автоматическом режиме, путем использования систем взаимодействия между органами исполнительной власти осуществлять мероприятия по восстановлению нарушенных прав граждан. Кроме того, из оспариваемого решения не следует, что у управления ГСН РО отсутствуют полномочия по внесению сведений в реестр проблемных объектов, в связи с чем, довод заместителя начальника управления ГСН РО об обратном подлежит признанию незаконным и подлежащим отклонению по вышеуказанным основаниям. Исходя из изложенного, решение заместителя руководителя Региональной службы ГСН Ростовской области Кулика Я.В. от 16.11.2020 года (исх. № 38/6748), не соответствует действующему законодательству. У истцов имеется достоверная информация о том, что в отношении иных участников долевого строительства, в отношении того же самого долевого строительства, расположенного по адресу: <адрес> Днепровский, 1, ранее приняты решения о включении их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Указанные реестры находились в свободном доступе на сайте ГСН РО. В настоящее время на сайте также имеется реестр по состоянию на 05.07.2019 года, который теперь не пополняется в связи с упразднением. На основании изложенного, административные истцы просили суд решение заместителя начальника управления государственного строительного надзора Ростовской области Кулика Я.В. от 16.11.2020 года за исх. 38/6748 об отказе включить в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» объект незавершенного строительства многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ростов-на-<адрес> признать незаконным. Обязать управление государственного строительного надзора Ростовской области включить в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» сведения об объекте незавершенного строительства - многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-<адрес>
Впоследствии, ввиду получения нового отказа Региональной службы ГСН РО от 29.04.2021 года, административные истцы уточнили исковые требования, просили решение заместителя начальника управления государственного строительного надзора Ростовской области Кулика Я.В. от 16.11.2020 года за исх. № 38/6748 об отказе включить в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» объект незавершенного строительства многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, <адрес> /пер. Днепровский, 1, признать незаконным; решение заместителя руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области - начальника Ростовского управления по государственному строительному надзору Савельева В.В. от 29.04.2021 года признать незаконным; обязать управление государственного строительного надзора <адрес> включить в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» сведения об объекте незавершенного строительства многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
В судебное заседание административные истцы Максимова Л.М., Власенко В.А., Борисова Л.Н., Лишефаева О.С., Галустян Н.А., Кравченко В.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание явился представитель административных истцов Чугунов Б.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание явился представитель ответчика Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – Орлов А.П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года № 230 «Об утверждении Положения о региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» не предусмотрено формирование Службой единого реестра проблемных объектов, в связи с чем Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области не может принять решение о включении объекта в ЕРПО, поскольку не обладает соответствующими полномочиями, следовательно, является ненадлежащим ответчиком.
Представитель заинтересованного лица: конкурсный управляющий ООО «Стройспектр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 150 КАС РФ
Изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года № 230 «Об утверждении Положения о региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» таким уполномоченным органом в Ростовской области является Служба.
Службой осуществляется ведение Реестра граждан в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр. Правила ведения реестра пострадавших граждан определяют порядок формирования и ведения такого реестра, то есть предметом правового регулирования являются публично-правовые отношения.
Включению в Реестр подлежат граждане - участники долевого строительства проблемного объекта в случае привлечения их денежных средств, по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которых у граждан возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 приложения № 1 к Приказу № Приказ № 560/пр устанавливает требование о соответствии участника долевого строительства совокупности всех критериев.
В судебном заседании установлено между ООО «Агентство недвижимости «ВАНТ» (в настоящее время ООО «СтройСпектр») и Максимовой Л.М. заключен договор № 41 об участии в долевом строительстве от 10.10.2005 года, в соответствии с условиями которого застройщик обязан в срок не позднее 2 (второго) квартала 2007 года своими силами или с привлечением третьих лиц построить на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Штахановского, 131/пер. Днепровский, 1 секция (№ 2 по ген. плану), 16-ти этажный жилой дом и передать часть объекта дольщику, а последний обязан осуществить инвестирование строительства объекта и принять свою долю в объекте, завершенном строительством. Стоимость объекта определена разделом 3 Договора и составляет денежную сумму в размере 485000 рублей. Участник Договора Максимова Л.М. обязанность по оплате указанной в договоре цены за объект выполнила в срок и в полном объеме.
Согласно дополнительному соглашению, заключенному 24.11.2008 года, стороны договорились о переносе срока передачи объекта дольщику в течение третьего квартала 2009 года.
Вместе с тем, несмотря на истекший срок, обязанность застройщика по передаче объекта участнику в установленный договором срок и до настоящего времени не исполнена.
Аналогичные договоры об участии в долевом строительстве с названым застройщиком, которые остались не исполненными, заключены с гражданами: Власенко ВА - Д № от ДД.ММ.ГГГГ; Борисовой ЛП - Д № от ДД.ММ.ГГГГ; Змитюровым СН - Д № от ДД.ММ.ГГГГ, Д уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ; Галустян НА - Д № от ДД.ММ.ГГГГ; Кравченко ВВ - Д № от ДД.ММ.ГГГГ, Д уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2019 года по делу А53-14704/2015 Общество с ограниченной ответственностью «СтройСпектр» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2020 года по делу № А53-14704/2015 требования Максимовой Л.М. о передаче жилого помещения в виде жилого помещения – квартиры, гостиничного типа № 41, состоящей из одной комнаты, общей площадью 30,64 кв.м., жилой площадью 19,77 кв.м., на 3 этаже 16-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-<адрес> секция (№ 2 по ген. Плану) включены в реестр требований о передаче жилых помещений Общества с ограниченной ответственностью «СтройСпектр».
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2020 года по делу № А53-14704/2015 требования Галустян Н.А. о передаче жилого помещения в виде жилого помещения – квартиры, гостиничного типа № 15, общей площадью 30,64 кв.м., жилой площадью 19,77 кв.м., на 1 этаже, в жилом доме по адресу<адрес> Днепровский, включены в реестр требований о передаче жилых помещений Общества с ограниченной ответственностью «СтройСпектр».
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2018 года по делу № А53-14704/2015 требования Борисовой Л.Н. о передаче жилого помещения в виде жилого помещения в виде <адрес>, состоящей из одной комнаты, общей площадью 30,64 кв.м., жилой площадью 19,77 кв.м., на 13 этаже, в 1-ом подъезде, в жилом доме по адресу: <адрес> секция (№ по ген. Плану) включены в реестр требований о передаче жилых помещений Общества с ограниченной ответственностью «СтройСпектр».
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2018 года по делу № А53-14704/2015 требования Власенко В.А. о передаче жилого помещения в виде жилого помещения – квартиры № 180, общей площадью 30,64 кв.м., расположенной на 12 этаже в подъезде № 1 16-этажного жилого дома по <адрес> Днепровский, 1 секция (№ по ген. Плану) включены в реестр требований о передаче жилых помещений Общества с ограниченной ответственностью «СтройСпектр».
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2020 года по делу № А53-14704/2015 требования Лишефаевой О.С. о передаче жилого помещения в виде жилого помещения – квартиры, гостиничного типа № 5, общей площадью 30,64 кв.м., жилой площадью 19,77 кв.м., на 1этаже, в жилом доме по адресу: <адрес> Днепровский, 1 секция включены в реестр требований о передаче жилых помещений Общества с ограниченной ответственностью «СтройСпектр».
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно Правилам включения в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Установлено, что уведомлением Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области № 38/6865 от 20.05.2018 года по результатам рассмотрения представленных Борисовой Л.Н. документов о включении в реестр пострадавших граждан, принято решение об отказе во включении Борисовой Л.Н. в реестр пострадавших граждан по следующим причинам:
1) несоответствие заявителя критериям, установленным пунктом 2 приложения 1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно:
- привлечение застройщиком денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора об участии в долевом строительстве № 197 от 14.01.2006 года, не прошедшего государственную регистрацию в Росреестре по Ростовской области, то есть в нарушение Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 года.
2) непредставление документов, из числа предусмотренных пунктом 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом № 560/пр, именно: отсутствие копий вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2018 года по делу А53-14704/2015 в отношении ООО «СтройСпектр» введена процедура банкротства - внешнее управление.
3) создание многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. <адрес> Днепровский,1, на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома.
4) создание многоквартирного дома по адресу: <адрес> Днепровский, 1, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возводится объект.
Из письма Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 17.09.2018 года № 38/7839 следует, что Галустян Н.А. также было отказано во включении в реестр пострадавших граждан по следующим причинам:
1) несоответствие заявителя критериям, установленным пунктом 2 приложения 1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно:
- привлечение застройщиком денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора об участии в долевом строительстве № 197 от 14.01.2006 года, не прошедшего государственную регистрацию в Росреестре по Ростовской области, то есть в нарушение Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 года.
2) непредставление документов, из числа предусмотренных пунктом 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом № 560/пр, именно: отсутствие копий вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2018 года по делу А53-14704/2015 в отношении ООО «СтройСпектр» введена процедура банкротства - внешнее управление.
Из письма Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 20.08.2018 года № 38/6878 следует, что Власенко В.А. также было отказано во включении в реестр пострадавших граждан по следующим причинам:
1) несоответствие заявителя критериям, установленным пунктом 2 приложения 1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно:
- привлечение застройщиком денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора об участии в долевом строительстве № 197 от 14.01.2006 года, не прошедшего государственную регистрацию в Росреестре по Ростовской области, то есть в нарушение Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 года.
- строительство многоквартирного дома осуществлялось на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного дома;
- отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлялось строительство многоквартирного дома.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2018 года по делу А53-14704/2015 в отношении ООО «СтройСпектр» введена процедура банкротства - внешнее управление.
Установлено, что Максимова Л.М. обращалась в Региональную службу государственного строительного надзора Ростовской области по вопросу о включении объекта, расположенного по адресу: г. <адрес> Днепровский, 1, в единый реестр проблемных объектов.
Письмом Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области № 38/6748 от 16.11.2020 года Максимовой Л.М. отказано во включении указанного объекта в единый реестр проблемных объектов, со ссылкой на то, что объект не соответствует критериям для включения в Единый реестр проблемных объектов, установленным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ.
Письмом Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области № 38/3445от 29.04.2021 года Максимовой Л.М. разъяснено, что Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года № 230 «Об утверждении Положения о региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» не предусмотрено формирование Службой единого реестра проблемных объектов, в связи с чем Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области не может принять решение о включении объекта в ЕРПО, поскольку не обладает соответствующими полномочиями.
В настоящее время административные истцы обжалуют письмо Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области № 38/6748 от 16.11.2020 года и письмо Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области № 38/3445 от 29.04.2021 года, при этом административные истцы просят обязать Региональную службу государственного строительного надзора Ростовской области включить в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» сведения об объекте незавершенного строительства многоквартирном доме, расположенном по адресу<адрес>
Вместе с тем Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны утратившими законную силу положения части 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», согласно которым контролирующий орган признавал граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
В настоящее время в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ формируется и ведется единый реестр проблемных объектов.
При таком положении, с 27 июня 2019 года Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области не наделена полномочиями по разрешению вопроса о признании граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и по ведению реестра таких граждан.
Таким образом, административный иск основан на норме закона утратившей силу, в связи с чем иск не может быть удовлетворен.
Кроме того, следует отметить, что обжалуются только ответы адресованные Максимовой Л.М., при таких обстоятельствах административными истцами Власенко В.А., Борисовой Л.Н., Лишефаевой О.С., Галустян Н.А., Кравченко В.В. не представлено доказательств, нарушающих их права в рамках заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, в случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Истцовой стороной данное требование закона не выполнено. Административными истцами не представлено относимых и допустимых доказательств нарушения их прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением административного ответчика.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области о признании ответов на обращения незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Максимовой ЛМ, Власенко ВА, Борисовой ЛН, Лишефаевой ОС, Галустян НА, Кравченко ВВ к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области о признании решения незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года.
Cудья Л.В. Захаренко