Административное дело № 2а-1397/2019
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 17 мая 2019 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Арсаговой С.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Полканов А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратилась Межрайонная ИФНС России № по Удмуртской Республике с административным иском к Полканов А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу и пени. В обоснование исковых требований указано, что ответчик Полканов А.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по УР (далее также – МРИ ФНС РФ № по УР, Инспекция) и является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. Полканов А.А. владел квартирой по адресу <адрес>43 11 месяцев в 2014 году, квартирой по адресу: <адрес>13, 12 месяцев в 2014 году, моечный цехом по адресу: УР, <адрес> в 1/2 доле - 7 месяцев в 2014 году, полностью указанным цехом - 12 месяцев в 2014 году. Налоговым органом был исчислен налог на имущество в сумме 5934 рублей и 1781 рублей за 2014 год, и 1483 рублей за 2016 год; направлено налоговое уведомление, в последующем –требование об уплате налога на имущество. В связи с ненадлежащим исполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество, административным истцом были начислены пени за период с <дата> по <дата> в суммах 21,21 рублей и 6,37 рублей. Кроме того, Полканов А.А. владел земельными участками: с кадастровым номером № в 1/2 доле – 7 месяцев в 2016 году и целиком указанным участком - 5 месяцев в 2016 году; с кадастровым номером № – 12 месяце в 2016 году. Налоговым органом был исчислен земельный налог в сумме 2361 рублей и направлено налоговое уведомление, а в последующем – требование об уплате налога. На недоимку по земельному налогу были начислены пени в размере 8,44 рублей за период с <дата> по <дата>.
Судебный приказ №а-2427/2018, выданный по заявлению налогового органа, был отменен <дата>.
На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Полканова А.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц, расположенное в границах городских округов в сумме 1781 руб., пени по указанному налогу на имущество физических лиц 6,37 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц, расположенных в границах сельских поселений, в сумме 5934 рублей, пени по указанному налогу в размере 21,21 рубля, задолженность по земельному налогу в сумме 2361 рублей, пени в размере 8,44 руб.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с п.3 ст.291 КАС РФ, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20000 рублей.
От административного ответчика поступили письменные возражения и дополнения к возражениям, согласно которых Полканов А.А. не согласен с административным исковым заявлением. Указывает, что налоговый орган имеет право требовать уплату установленных законом налогов и сборов за 3 календарных периода. Таким образом, в 2018 году истец имеет право взыскивать недоимку в период с 2015 по 2017, а в 2019 - в период с 2016 по 2018. Суду не представлено заявление истца о восстановлении пропущенного срока. Поскольку указанный в исковых требованиях 2014г. находится за пределами установленного срока, исковые требования налогового органа являются незаконными. Считает, что исковые требования налогового органа по взысканию с Полканова А.А. недоимки за 2014 г. не могут быть заявлены после вступления в законную силу ФЗ № от <дата>, поскольку по смыслу принятого закона такие действия недопустимы. Также в 2016 году Полканов А.А. не являлся собственником объектов недвижимости, указанных в исковом заявлении. Возражает против рассмотрения дела в упрощенном порядке. Просит в удовлетворении административных требований отказать.
Поскольку в случае, указанном в п.3 ст. 291 КАС РФ, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства вне зависимости от позиции административного ответчика по данному вопросу – возражения ответчика о не согласии на рассмотрение дела в упрощенном порядке судом отклоняются.
От представителя административного истца поступили письменные пояснения, с указанием, что Полканов А.А. в своих возражениях указывает на безнадежность взыскиваемой задолженности в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные доводы ошибочны и основаны на неверном толковании закона. Обязанность по уплате налога на имущество за 2014 год для Полканова А.А. была установлена до <дата>, следовательно, недоимка по указанному налогу возникает только после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок, т.е. после <дата>, в то время, как в Законе № – ФЗ безнадежной к взысканию признается и подлежит списанию налоговым органом недоимка по состоянию на <дата>. Считает, что порядок и сроки принудительного взыскания недоимки по налогу на имущество за 2014 год не нарушены. Административным ответчиком к возражениям приложены свидетельства о государственной регистрации права от <дата> на основании которых моечный цех с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № переданы в собственность Русецкой Е.И. Между тем по информации, имеющейся в инспекции (поступившей от регистрирующих органов в порядке ст. 85 НК РФ) Полканов А.А. с <дата> вновь приобретает ? доли указанного имущества в собственность. В связи с чем, ему правомерно начислены земельный налог и налог на имущество за 7 месяцев 2016 года. В части пропуска срока на подачу иска, административный истец указывает, что в установленные ст. 48 НК РФ сроки налоговый орган обратился в суд за взысканием задолженности, <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ по делу №а-2427/2018 о взыскании задолженности с Полканова А.А. <дата> судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика. Исковое заявление подано в суд <дата>, т.е. в установленный законодательством 6-месячный срок.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Полканов А.А., <дата> г.р., ИНН № состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по УР по месту регистрации.
Согласно выпискам из ЕГРН, ответчик Полканов А.А. являлся собственником:
1) квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый №, в период с <дата> по <дата>.
2) квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый №, с <дата> по <дата>.
3) здания моечного цеха кадастровый №, по адресу: УР, <адрес> <дата> по <дата>
4) ? доли в праве на здание моечного цеха кадастровый № по адресу: УР, <адрес> <дата> по <дата>
5) земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № с <дата> по <дата>
6) 1/2 доли в праве на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № с <дата> по <дата>.
7) земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № с <дата> по <дата>.
Налоговым органом в сроки, установленные ст. 52 НК РФ (не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа), а именно, <дата> должнику было отправлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № от <дата> со сроком уплаты не позднее <дата>., что подтверждается данными программного комплекса АИС Налог-3 ПРОМ. В указанное уведомление в связи с наличием у Полканова А.А. права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости в 2014 и 2016 годах были включены сведения о начислении земельного налога за 2016 год в сумме 2361 рублей, налога на имущество за 2016 в сумме 1483 рублей, налога на имущество за 2014 год в сумме 5934 рублей и 1781 рублей.
Неуплата должником в срок, указанный в уведомлении, начисленных налогов послужила основанием для направления через личный кабинет налогоплательщика ему требования об уплате налогов и пени № от <дата> со сроком исполнения <дата>, что подтверждается данными программного комплекса АИС Налог-3 ПРОМ. При этом, помимо налогов, в Требовании содержалось требование об уплате пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 6,37 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 21,21 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 8,44 рублей.
Неисполнение административным ответчиком в установленный срок до <дата> Требования повлекло обращение административного истца с заявлением о выдаче судебного приказа: <дата> (то есть в установленный ч.2 ст. 48 НК РФ 6-месячный срок со дня истечения срока исполнения Требования) мировым судьей судебного участка № Первомайского района г.Ижевска был выдан судебный приказ №а-2427/2018 о взыскании с Полканова А.А. задолженности по земельному налогу, налогу на имущество, пени.
Определением мирового судьи от <дата> указанный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Административный истец обратился с рассматриваемым иском в суд <дата>, то есть в установленный ч.3 ст. 48 НК РФ 6-месячный срок с момента отмены судебного приказа, что следует из штампа канцелярии суда от <дата>.
Указанные обстоятельства следуют из материалов дела.
Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц за 2014 год регулировался положениями Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций) (ст.1). Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: … квартира;.. иное строение, помещение и сооружение (ст.2). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (ст. 4):
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор | Ставка налога |
До 300 000 рублей (включительно) | До 0,1 процента (включительно) |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) | Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) |
Свыше 500 000 рублей | Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно) |
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <дата>, с учетом коэффициента-дефлятора. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (ст. 5)
С <дата> налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ, в соответствии с которой налог на имущество физических лиц НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 399); налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400); объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира, комната, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401); налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ст. 402). Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 403).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <дата> (ст. 404). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) | Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно | До 0,1 процента включительно |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно | Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно |
Свыше 500 000 рублей | Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно |
(ст. 406).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Сумма налога за первые 4 налоговых периода (в редакции НК РФ, действовавшей на дату возникновения спорным правоотношений) с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с <дата>;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. (ст. 409)
Поскольку налоговое уведомление направлено Полканову А.А. в 2017 году, административный истец вправе был включить в указанное уведомление 3 предшествующих налоговых периода (т.е. 2014,2015,2016 годы), в связи с чем доводы ответчика о неправомерности предъявления ко взысканию налога на имущество физических лиц за 2014 год судом отклоняются.
Поскольку срок уплаты налога на имущество за 2014 установлен п.9 ст. 5 Закон РФ от <дата> N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" как <дата>, задолженность по указанному налогу за 2014 году у ответчика по состоянию на <дата> отсутствовала, в связи с чем основания для списания указанной недоимки в порядке, предусмотренном Федеральным законом №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствовали.
С учетом того, что вышеуказанными нормативными актами разным образом регулировался расчет налога при неполном периоде владения объектами налогообложения, суд приходит к выводу, что административным истцом верно, в соответствии с нормами налогового законодательства, действующими в соответствующем отчетном периоде определены периоды начисления налога:
Квартира по адресу: <адрес> выбыла из собственности Полканова А.А. <дата>, в связи с чем налог на имущество по указанному объекту подлежит расчету за 11 месяцев 2014 года (п.6 ст. 5 Закон РФ от <дата> N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").
Квартира по адресу: <адрес>13 находилась в собственности Полканова А.А. в течении всего 2014 года, в связи с чем налог на имущество по указанному объекту подлежит расчету за 12 месяцев 2014 года.
Моечный цех, расположенный по адресу УР, <адрес>, находился в собственности Полканова А.А. в течении всего 2014, в связи с чем налог на имущество по указанному объекту подлежит расчету за 12 месяцев 2014 года.
Моечный цех, расположенный по адресу УР, <адрес>, находился в 1/2 доле в праве собственности Полканова А.А. с <дата> и до окончания 2016 года, в связи с чем налог на имущество по указанному объекту подлежит расчету исходя из доли владения (1/2), а также периода владения – 7 месяцев 2016 года (п.5 ст. 408 НК РФ).
Размеры налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц в <адрес> в 2014 году регулировались п.1 Решения Городской думы г. Ижевска от <дата> N 343 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "<адрес>", устанавливавшим, что ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения составляют по квартирам - свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,15 процента; свыше 500 тыс. рублей до 2000 тыс. рублей (включительно) - 0,31 процента.
В течении 11 месяцев 2014 года общая инвентаризационная стоимость квартир, находившихся в собственности Полканова А.А. превышала 500 тысяч рублей, в связи с чем налоговым органом при расчете налога правомерно применена ставка в размере 0,31 в указанном периоде. В связи с отчуждением Полкановым А.А. квартиры по адресу: <адрес> в декабре 2014 года, за декабрь 2014 инвентаризационная стоимость оставшейся в собственности Полканова А.А. квартиры составила 314886 рублей, то есть менее 500000 рублей, в связи с чем налоговым органом при расчете налога на имущество в указанном месяце правомерно применена ставка 0,15.
Таким образом, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости на территории г.Ижевска, находившихся в собственности Полканова А.А. с Полканова А.А. подлежит взысканию налог на имущество (с учетом установленного ч.6 ст. 52 НК РФ округления):
298010 рублей (инвентаризационная стоимость квартиры) х 0,31%/12х11=847 рублей (11 месяцев владения квартирой по адресу: <адрес>)
314886 рублей (инвентаризационная стоимость квартиры) х0,15%/12х1 + 314886 рублей х0,31%/12х11=39,36+894,80=934 рублей ( 12 месяцев владения квартирой по адресу: <адрес> с учетом изменения применяемой ставки налога)
Ставки налога на имущество физических лиц по объектам, расположенным в <адрес> УР в 2014 году регулировались в 2014 году Положением о налоге на имущество физических лиц муниципального образования "Завьяловское" (утв. Решением Совета депутатов МО "Завьяловское" от <дата> N 28), в соответствии с которым в отношении объектов недвижимости, являющихся объектами налогообложения, используемых либо предназначенных и (или) предполагаемых для использования в предпринимательских целях, устанавливаются следующие ставки налога на имущество физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей при суммарной инвентаризационной стоимость объекта налогообложения свыше 500000 рублей - 2,0%.
Однако, налоговым органом произведен расчет налога на имущество физического лица по ставке 0,31%, то есть по ставке меньшей, чем предусмотрено нормативным актом.
В силу ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, предусмотренных законом оснований для выхода за пределы заявленных требований суд не усматривает, в связи с чем приходит к выводу, что с Полканова А.А. подлежит взысканию налог на имущество в связи с владением объектом недвижимости на территории <адрес> УР в 2014 году в размере 4451 рубль (из расчета 1435649 рублей инвентаризационная стоимость моечного цеха х 0,31%).
В соответствии с Постановлением Правительства УР от <дата> N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" здание по адресу: <адрес>. Гольянская, 1 с кадастровым номером №, в указанный перечень не включены.
В 2016 году ставки налога на имущество физических лиц по объектам, расположенным в <адрес> УР регулировались Решением Совета депутатов МО "Завьяловское" <адрес> от <дата> N 154 "О налоге на имущество физических лиц в муниципальном образовании "Завьяловское", пунктами 2 и 4.6 которого установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости; в отношении прочих объектов налогообложения ставка составляет 0,5 процента.
С учетом положений ст. 408 НК РФ о начислении налога на имущество, по объекту, находящемуся в общей долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (ч.3) и применении коэффициента (ч.8), с Полканова А.А. подлежит взысканию налог на имущество в связи с наличием права собственности на объект недвижимости по адресу: УР, <адрес>, в сумме 1483 рублей, исходя из расчета:
Н1 (сумма налога, исчисленная в соответствии с п.1 ст. 408 НК РК РФ) по всему объекту за весь отчетный период 2016 год= 1206801,68 (кадастровая стоимость в рублях)х0,5% (налоговая ставка)= 6034 рублей.
Поскольку сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости выше суммы налога, исчисленной за последний налоговый период по инвентаризационной стоимости (за 2014 год – 4451 рублей), исчисление налога производится с учетом ч.8 ст. 408 НК РФ (ч.9 ст. 408 НК РФ). Н2=4451 рублей
Исходя из вышеуказанной формулы, приведенной в ч.8 ст. 408 НК РФ (Н = (Н1 - Н2) x К + Н2) расчетная сумма налога по объекту без учета доли и периода владения в 2016 году составит:
(6034-4451)х0,4+4451=5084 рублей (с учетом установленного ч.6 ст. 52 НК РФ округления)
Сумма налога, подлежащего взысканию с Полканова А.А. с учетом периода им владения моечным цехом в 2016 году (7 месяцев) и долей такого владения (0,5 доля) составляет: 5084 рублей /12 х7х0,5= 1483 рубля (с учетом округления, предусмотренного ч.6 ст. 52 НК РФ)
В силу положений ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с тем, что Полкановым А.А. в установленные сроки налог на имущество за 2014 и 2016 год оплачен не был, на суммы недоимки налоговым органом за период с <дата> по <дата> правомерно начислена неустойка.
В связи с чем с Полканова А.А. подлежат взысканию пени в суммах 6,37 рублей (по налогу на имущество, уплачиваемому в бюджет города из расчета: 1781 рублей недоимки х 8,25% ставка ЦБ РФ/300 х 13 дней в периоде просрочки) и 21,21 рублей (по налогу на имущество, уплачиваемому в бюджет сельских поселений из расчета: 4451 рублей недоимки х 8,25% ставка ЦБ РФ/300 х 13 дней в периоде просрочки + 1483 рублей недоимки х 8,25% ставка ЦБ РФ/300х13 дней в периоде просрочки)
В требовании административного истца о взыскании земельного налога за 2016 год в сумме 2361 рублей в связи с наличием у Полканова А.А. права собственности на земельный участок с кадастровым номером: 18:08:07821:85 надлежит отказать в связи со следующим.
В силу ч.1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, земельный налог за 2016 подлежал уплате Полкановым А.А. не позднее <дата>.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Таким образом, у Полканова А.А. в силу изложенных обстоятельств возникла обязанность по уплате названного налога на основании налогового уведомления № от <дата>, поскольку он является лицом получившим данные налоговое уведомление.
В связи с несвоевременной уплатой налога административным истцом исчислены и предъявлены пени по земельному налогу в сумме 8,44 рублей.
В силу требований п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, заявление о взыскании налога подается в отношении всех требований об уплате налога и пени, по которым истек срок исполнения. При этом для определения минимального порога, равного 3000 рублей, суммы налогов не суммируются, а срок на обращение в суд в такой ситуации подлежит исчислению самостоятельно (по каждому налогу), так как по смыслу п.2 ст. 48 НК РФ налоговым органом учитывается при расчете минимального порога общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Иное могло бы привести к тому, что срок на обращение в суд начал бы течь при не наступлении просрочки исполнения налогового обязательства, а также это противоречит указанным положениям ст. 48 НК РФ. Размер недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени по указанному налогу составляет менее 3000 рублей, и трехлетний срок для обращения в суд со дня истечения срока исполнения самого раннего (в данном случае – единственного) требования на момент обращения к мировому судье и в районный суд не истек.
В связи с изложенным, у административного истца в настоящий момент не возникло право требования недоимки по земельному налогу за 2016 год в сумме 2361 рублей и пени в размере 8,44 рублей, поэтому отсутствуют в настоящий момент основания для взыскания указанной задолженности.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с Полканова А.А. подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Полканов А.А. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Полканова А.А. в доход бюджета на счет получателя 40№, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России № по Удмуртской Республике) задолженность по уплате:
- налога на имущество физических лиц, расположенных в границах городских округов в сумме 1781 рублей (КБК 182№ ОКТМО 94701000);
- пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемых в бюджет города в сумме 6,37 рублей (КБК 18№ ОКТМО 94701000);
- задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, расположенных в границах сельских поселений в сумме 5934 рублей (КБК 18№ ОКТМО 94616415);
- пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемых в бюджет сельских поселений в сумме 21,21 рублей (КБК 18№ ОКТМО 94616415).
В удовлетворений требований о взыскании с Полканова А.А. земельного налога, пени по земельному налогу - отказать.
Взыскать с Полканова А.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения копии решения через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Судья: С.И. Арсагова