Дело №а-1230/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Булановой С. Г.,
с участием старшего помощника прокурора Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Овчинникова А. В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН РФ по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении административного ответчика Васина Сергея Владимировича,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3» УФСИН РФ по Чувашской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Васина Сергея Владимировича, а также об установлении ему ограничений в виде: обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где реализуются алкогольные напитки в розлив.
Административный иск обоснован тем, что осужденный Васин С. В. отбывает наказание по приговору Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики за совершение преступления при опасном рецидиве. В связи с чем, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» администрация ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Чувашской Республике просит установить в отношении осужденного административный надзор на срок 6 лет, а также установить ему указанные административные ограничения.
Административный истец – ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием к рассмотрению настоящего дела.
Административный ответчик Васин С. В., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом через администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия. Каких-либо возражений относительно заявленных требований об установлении в отношении него административного надзора и административных ограничений суду не представил.
Прокурор Овчинников А. В. в судебном заседании полагал административное исковое заявление об установлении административного надзора и заявленных административных ограничений обоснованным и подлежащим удовлетворению. Кроме того, полагал, что в отношении Васина С. В. кроме заявленных административных ограничений следует установить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, поскольку из представленных материалов дела усматривается, что ряд преступлений, по которым в настоящее время Васин С. В. отбывает наказание были совершены им в ночное время.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установлены правовые основания и категории лиц, за которыми предусмотрено право установления административного надзора.
Согласно ст. 2 Закона, административный надзор устанавливается для предупреждения преступлений, правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных, общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Частью 2 ст.3 Закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (п.1); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (п. 2); совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (п.3); совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (п.4).
В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Так, судом установлено, что Васин С. В., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Чувашской Республике.
При этом, материалы дела свидетельствуют о том, что 18 января 2012 года Васин С. В. был осужден приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики по ст. ст. <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ.
При этом, преступления, предусмотренные ст. 158 ч. 3, 161 ч. 2, 162 ч. 2 Уголовного кодекса РФ, относятся к категории тяжких преступлений.
Из данного приговора суда также следует, что в действиях Васина С. В. судом установлен опасный рецидив.
Кроме того, 20 марта 2012 года Васин С. В. был осужден приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики по ст. ст. 158 ч. 1, 158 ч. 2 п. «в», 158 ч. 1 Уголовного кодекса РФ, за совершение преступление небольшой и средней тяжести, совершенные при рецидиве преступлений.
При этом, в соответствии со ст. 69 ч. 5 Уголовного кодекса РФ по совокупности преступлений наказание, назначенное Васину С. В. по данному приговору, частично соединено с наказанием, назначенным Васину С. В. по приговору Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 января 2012 года.
Таким образом, фактически Васин С. В. отбывает наказание, назначенное ему двумя приговорами Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики (от 18 января 2018 года и от 20 марта 2012 года) по совокупности преступлений.
Исходя из вышеизложенного, в силу положений части 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», по данному делу имеются безусловные основания для установления за Васиным С. В. административного надзора, поскольку в его действиях приговором суда от 18 января 2012 года был установлен опасный рецидив преступлений.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ, действующей с 03 августа 2013 года), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.
При рассмотрении дела об административном надзоре помимо норм Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», УИК РФ, судом также применяются нормы Уголовного кодекса РФ.
Так, согласно статьи 10 УК РФ, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Васиным С. В. преступлений, по которым он в настоящее время отбывает наказание, предусматривала, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашалась по истечении 6 лет после отбытия наказания.
Соответственно, суд считает необходимым установить административный надзор в отношении Васина С. В. на срок 6 лет.
В соответствии со ст. 273 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
Перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, предусмотрены ст.4 Закона.
В силу статьи 4 Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Согласно положений ч. 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, в редакции, действующей с 09.06.2017 года, к числу обязательных административных ограничений относятся:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При решении вопроса об установлении в отношении Васина С. В. вида и количества административных ограничений, суд принимает во внимание цели и задачи Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, обстоятельства рассматриваемого дела, доводы участников процесса, личность осужденного.
Так, из характеристики, представленной администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, следует, что осужденный в данном учреждении отбывает наказание с 18 апреля 2012 года, а с 17 октября 2017 года отбывает наказание в колонии-поселении; трудоустроен грузчиком 1 разряда отдела материально-технического обеспечения участка колонии-поселения, к возложенным обязанностям относится добросовестно, замечаний по работе не имеет. За время отбывания наказания имел 2 взыскания, которые сняты в качестве поощрения. Имеет 17 поощрений за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду. В исправительной колонии прошел обучение в ПУ № 114 ФКУ ИК-3 по специальности грузчик, к обучению относился добросовестно; к мероприятиям воспитательного характера относится положительно, посещает их регулярно, из проводимых с ним профилактических бесед делает для себя должные и правильные выводы; в коллективе осужденных уживчив, конфликтных ситуаций не создает, поддерживает отношения с осужденными положительной направленности; к представителям администрации учреждения относится доброжелательно, в общении с ними ведет себя вежливо и тактично. К поручениям по благоустройству закрепленной территории учреждения относится положительно.
С учетом изложенного, а также личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания, характеризующих данных на осужденного, тяжести совершенных им преступлений и обстоятельств их совершения, суд считает необходимым установить в отношении Васина С. В. административные ограничения в виде:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации с периодичностью явки 1 раз в месяц;
- запрета пребывания в заведениях, где реализуются алкогольные напитки в розлив;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня.
Устанавливая в отношении Васина С. В. административные ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, а также запрета пребывания в заведениях, где реализуются алкогольные напитки в розлив, суд учитывает, что ряд преступлений, за которые административный ответчик был осужден приговорами Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 января 2012 года и 20 марта 2012 года, были совершены им в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения, что с очевидностью следует из указанных приговоров суда.
Учитывая цели и задачи административного надзора, суд полагает, что для осуществления контроля за Васиным С. В. с целью предупреждения совершения им правонарушений и преступлений, а также с целью оказания индивидуального профилактического воздействия на административного ответчика вышеприведенные административные ограничения будут способствовать осуществлению такого контроля
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Установить в отношении Васина Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок 6 (шесть) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок отбывания Васиным Сергеем Владимировичем административного надзора исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Васина Сергея Владимировича административные ограничения в виде:
- явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 1 (один) раз в месяц в дни, установленные надзирающим органом;
- запрета пребывания в заведениях, где реализуются алкогольные напитки в розлив;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня.
Решение может быть обжаловано и на него внесено представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение десяти дней.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 14 мая 2018 года.