Судья Хананеева В.В. Дело № 33а-507/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2018года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей: Туникене М.В., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре Малышевой А.А.,
рассмотрела в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Тимошенкова Алексея Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, с подлежащей рассмотрению в апелляционном порядке апелляционной жалобой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 22 ноября 2017.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В, объяснения представителя Управления Росреестра по Смоленской области Ефремовой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Тимошенкова А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Тимошенков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о
признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление Росреестра по Смоленской области) от 27.09.2017 №67/001/047/2017-351, №67-0-1-84/3502/2017-404 об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: ...,...
В обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: ..., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. В 2016 он возвел на названном земельном участке без получения разрешения на строительство жилой дом. Решением Управления Росреестра по Смоленской области от 14.06.2017 были приостановлены кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом, а решением от 27.09.2017 было отказано в осуществлении указанных действий. Основанием принятия оспариваемого решения послужило отсутствие в приложении к техническому плану разрешения на строительство. Считает, что до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, поэтому истребование разрешения на строительство не законно.
В суде Тимошенков А.В. и его представитель Перзашкевич Е.Г. административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика Управление Росреестра Ефремова Н.В. административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22.11.2017 административный иск Тимошенкова А.В. удовлетворен. Суд также обязал Управление Росреестра по Смоленской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Тиммошенкова А.В. на жилой дом.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, указывает, что судом были неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению, неверно истолкован закон.
Проверив решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными табличными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст.27 вышеуказанного закона).
Согласно ч.7 ст.70 вышеуказанного закона до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Как следует из материалов дела, Тимошенкову А.В. на основании договора купли-продажи от (дата) принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
В 2016 на указанном земельном участке без разрешения на строительство административный истец возвел жилой дом, общей площадью ... кв.м.
07.06.2017 Тимошенков А.В. обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на указанный жилой дом, в упрощенном порядке, представив декларацию об объекте недвижимости и технический план.
Решением Управления Росреестра по Смоленской области от 14.06.2017 приостановлена регистрация права на жилой дом в связи с несоответствием представленных документов требованиям п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ввиду отсутствия в составе технического плана разрешения на строительство, предусмотренного требованиями ст.70 ФЗ №218-ФЗ, с предоставлением истцу времени для устранения недостатков.
28.06.2017 административным истцом были представлены дополнительные документы.
В связи с неустранением недостатков в указанный срок, решением от 27.09.2017 отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрации права собственности ввиду отсутствия в составе технического плана разрешения на строительство объекта недвижимости.
Исходя из того, что спорный объект является индивидуальным жилым домом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.3 ст.48 ГрК РФ; ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта, пришел к выводу о том, что освобождение застройщика от обязанности сдачи объекта в эксплуатацию, свидетельствует и об отсутствии необходимости получения застройщиком разрешения на строительство.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку иное истолкование судами норм материального права в данном деле означало бы "иллюзорность" правовых норм о "дачной амнистии", невозможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, возведенные без получения разрешения на строительство в период до 01 марта 2018 года, как это гарантировано государством.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, по существу представляют правовую позицию административного ответчика по делу, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22 ноября 2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: