Советский районный суд г.Махачкалы
судья Арсланалиев А.Х.
номер дела в суде первой инстанции №2-3528/2021
УИД 05RS0038-01-2021-013015-26
номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-5733/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2021 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Минтемировой З.А. и Гасановой Д.Г.,
с участием прокурора Биакаева М.К.,
при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Махачкалы в интересах МА к Администрации г. Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании Администрации ГОсВД «город Махачкала» предоставить МА, состоящему на учете в гор. Махачкале, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения МА жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности ФИО8 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 28 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Минтемировой З.А., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах МА к Администрации г.Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании Администрации ГОсВД «город Махачкала» предоставить МА, состоящему на учете в г.Махачкале, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения МА жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению МА, <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Махачкалы от 27 декабря 2017 года №2176 МА признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма.
Исходя из требований федерального законодательства, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена (согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Дагестан) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 28 июня 2021 года постановлено:
«Исковые требования прокурора гор. Махачкалы удовлетворить.
Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить МА, <дата> г.р., состоящего на учете в гор. Махачкале с 27.12.2017 г., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "город Махачкала" субвенции в объеме необходимым для обеспечения МА, <дата> г.р., состоящего на учете в гор. Махачкале с 27.12.2017 г., жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».
Представителем ответчика – Администрации г.Махачкалы по доверенности Алиевым А.С. подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с решением суда. В обоснование доводов жалобы, указывает, что, согласно положениям ст.17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При этом, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находятся лица, которых необходимо обеспечить жилым помещением в первую очередь. Считает, что обжалуемое решение суда нарушает права и интересы первоочередников данной категории граждан. Также считает, что решение суда противоречит положениям ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также указывает, что заявления утвержденной формы от МА о том, что он соответствует требованиям законодательства и после достижения после 18 лет имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало. При принятии решения судом не учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем указанной категории лиц. Полагает, что доводы суда первой инстанции о том, что Администрацией г.Махачкалы не были приняты необходимые меры по обеспечению истца жильем и нарушены его права являются необоснованными. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Надлежащим образом, извещенные о месте и времени судебного разбирательства Администрация ГОсВД «город Махачкала», Министерство образования и науки РД, Министерство финансов РД, в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства истец МА в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил.
Принимая указанное обстоятельство во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся на судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора Биакаева М.К., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года №57 (ред. от 09.07.2010) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В силу требований ч.2 ст.4 указанного закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 декабря 2020 года № 269 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением указанных государственных полномочий (пункт 2).
Согласно пунктам 4.58 и 4.8 Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 июля 2014 года № 350, данное министерство реализует государственную политику в области социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 27 Закона Республики Дагестан от 10 марта 2015 года № 18 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» Министерство финансов Республики Дагестан составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Дагестан.
В силу ч.3 ст.27 указанного закона, Министерство финансов Республики Дагестан несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным законом.
Таким образом, обязанность по выделению финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, предусмотрена Законом Республики Дагестан от 10 марта 2015 года № 18.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением администрации внутригородского района «Советский район» г.Махачкалы от 8 февраля 2017 года № 25 над МА, <дата> года рождения, установлено предварительное попечительство. Попечителем назначен ШМ
Постановлением администрации г. Махачкалы от 27 декабря 2017 года №2176 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» МА (статус – сирота) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма (л.д.24-26).
При этом, МА не имеет в собственности жилое помещение и в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии у него недвижимого имущества (л.д. 13, 34).
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах МА суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами действующего законодательства и правомерно исходил из того, что МА относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет 27 декабря 2017 года, ответчик обязательство в отношении истца не исполнил, в связи с чем имеет место нарушение прав последнего, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье истцу не предоставлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности предоставить МА вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета до бюджета Администрации г.Махачкалы субвенции в объеме, необходимом для обеспечения МА жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные федеральным законодательством обязательства ответчиком не исполнены, имеет место нарушение прав истца на получение жилья. При этом восстановление нарушенного права не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы о том, что от МА заявления о том, что он имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало, поскольку МА Администрацией ГОсВД «город Махачкала» принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма, обязательство о предоставлении ему жилого помещения не выполнено.
Судебная коллегия также находит несостоятельными доводы жалобы о том, что решением суда нарушаются права и свободы иных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет более ранней датой и нуждающихся в жилых помещениях, преимущественное право которых определено порядком предоставления жилых помещений указанной категории лиц, поскольку указанные доводы противоречат нормам права, которые предусматривают дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для Администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц, состоящих в списках, судебная коллегия также отклоняет как несостоятельные, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому с учетом изложенных обстоятельств не могут быть приняты во внимание.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: