Дело № 12-46/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Промышленная 19 ноября 2018 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Коробкова Е.И., при секретаре Лашицкой Е.О., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, Нарымской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нарымской Е. А. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах Черданцева Э.Ю. от 12.09.2018 по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Нарымской Е. А.,
У С Т А Н О В И Л:
11 сентября 2018 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах был составлен протокол №........ об административном правонарушении в отношении Нарымской Е. А. по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из протокола, при проведении плановой выездной проверки с 15.08.2018 по 06.09.2018 в отношении магазина «Магнит» АО «Тандер», расположенного по фактическому адресу: <.....> помещение № 1, установлены нарушения п.4.4, п.4.5 СанПин 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», выразившиеся в том, что контейнер ТБО не оборудован крышкой, контейнерная площадка не имеет твердого покрытия (щебень, бетонная плита).
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах №........ от 12.09.2018 года директор магазина «Магнит» АО «Тандер» Нарымская Е.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Нарымская Е.А. обратилась в Промышленновский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что ее должностные обязанности регламентируются должностной инструкцией. В соответствии с п.4.1.31 данной инструкции в ее обязанности входит содержание в надлежащем санитарном состоянии торгового зала, технологических помещений, площадки ТБО. Организация контейнерной площадки в соответствии с требованиями нормативных актов входит в обязанности иных должностных лиц компании. Постановление по делу не содержит сведений о том, какие именно пункты должностной инструкции ею нарушены и в чем состоит ее вина. Кроме того, административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что на составление дела и рассмотрение дела ее не пригласили, протокол не вручили. Таким образом, административный орган не выполнил свою обязанность по обеспечению гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности и лишил ее права на формирование своей правовой позиции, предоставление доказательств, подготовки к рассмотрению дела. Учитывая, что материалами административного дела не подтверждается обстоятельство ее извещения в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, то обстоятельства, на которых вынесено постановление, являются незаконными. Кроме того, были допущены нарушения в ходе осмотра помещения магазина. Так понятые фактического участия в проверке не принимали, их пригласили только на подписание протокола осмотра. Права и обязанности ни ей, ни понятым не разъяснялись. Кроме того, в качестве одного из понятых была приглашена сотрудник магазина – продавец Г.М.М.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Нарымская Е.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе и просила ее удовлетворить. Кроме того пояснила, что ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении постановления об административном правонарушении ей не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ. Считает, что право на защиту было нарушено, поэтому протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством. Просит постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах Черданцева Э.Ю. от 12.09.2018 года отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы являются законными и обоснованными, а постановление административного органа подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из смысла и содержания части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности, и относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах 11 сентября 2018 года в отношении Нарымской Е. А. был составлен протокол №........ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания указанного протокола об административном правонарушении усматривается, что Нарымской Е.А. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей ее подпись отсутствует. Расписки о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу, в материалах дела не имеется. Изложенное свидетельствует о том, что Нарымская Е.А. не была осведомлена об объеме предоставленных ей процессуальных прав, что повлекло нарушение ее права на защиту.
Следовательно, протокол об административном правонарушении, который служит основным доказательством по делу, является недопустимым доказательством, и не мог быть использован при вынесении постановления.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и невосполнимым на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания.
Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих виновность Нарымской Е.А., суд полагает, что постановление по делу об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года, вынесенное начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Нарымской Е.А. подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Нарымской Е. А. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах от 12 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Нарымской Е. А. – удовлетворить.
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах от 12 сентября 2018 года, которым Нарымская Е. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.
Судья Е.И. Коробкова