Решение от 01.02.2023 по делу № 2-123/2023 (2-3600/2022;) от 15.07.2022

УИД 60RS0001-01-2022-007377-82

Дело № 2-123/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2023 года                          город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                  Семёновой Т.А.,

при секретаре                              Мызниковой М.И.,

с участием представителя истца КЕВ, представителя третьего лица ГОА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХСВ к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения и признании права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по избранному месту жительства с даты обращения и внесением сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

ХСВ обратился в суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, территориальному отделу «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании незаконным и отмене решения, признании за ХСВ и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге с даты обращения с 13.01.2022 и внесении сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование требований указано, что ХСВ в период с 23.06.2001 по 05.12.2016 проходил военную службу в Министерстве обороны РФ и 10.11.2016 обратился в территориальный отдел «Псковский» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Калининграде, в чем ему было отказано в связи с приобретением в собственность его супругой 20.11.2014 жилого дома по адресу: <адрес> 16.12.2016 данное жилое помещение было отчуждено.

13.01.2022 ХСВ вновь обратился в ТО «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Санкт-Петербурге.

Решением начальника от 10.02.2022 истцу отказано в принятии на соответствующий учет со ссылкой на пп.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и в связи с тем, что обращение ХСВ о постановке на соответствующий учет последовало после его увольнения из ВС РФ.

Истец полагает отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и нарушающим его право на жилище, гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку он был уволен с военной службы в результате организационно-штатных мероприятий при общей продолжительности военной службы более 20 лет и на момент увольнения ни он, ни члены его семьи жилья в собственности не имели, до настоящего времени проживают в служебном жилом помещении.

С учетом уточненных исковых в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просит суд признать незаконным решение начальника территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ХСВ и членами его семьи ХСА, ХТС и ХАС право на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге с даты обращения с 13.01.2022 и внесении сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ХСА, ХТС и ХАС, на стороне ответчика – Министерство обороны РФ.

В судебное заседание истец ХСВ не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, воспользовался своим правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца ХСВКЕВ в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнила, что дома, на который в обоснование отказа о предоставлении жилого помещения, указывает ответчик, фактически не существует, о чем кадастровым инженером был составлен акт.

Третьи лица - ХСА, ХТС и ХАС в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

Представители ответчиков - ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, территориальному отделу «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица - Министерства обороны РФ ГОА возражала против удовлетворения иска, указав, что истец обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения после увольнения из ВС РФ. Ранее истец обращался с аналогичным заявлением и ему было отказано.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что майор запаса ХСВ в период с 01.08.1996 по 05.12.2016 проходил службу в Вооруженных силах РФ, имеет выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 4 месяца, в льготном исчислении 27 лет 2 месяца.

Приказом командующего воздушно-десантными войсками от 19.10.2016, майор ХСВ досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Жилым помещением по нормам жилищного законодательства (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец перед увольнением с военной службы, обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением от 24.05.2017 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ХСВ отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Указанное решение было обжаловано ХСВ

Решением Псковского гарнизонного военного суда от 28.09.2017 административное исковое заявление ХСВ было удовлетворено, признано незаконным решение ФГКУ «Западное» региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24.05.2017 об отказе в принятии ХСВ и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 12.12.2017 указанное решение Псковского гарнизонного военного суда от 28.09.2017 отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска ХСВ отказано.

Постановлением Президиума Ленинградского окружного военного суда от 16.05.2018 Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 12.12.2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба ХСВ без удовлетворения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2018 в передаче кассационной жалобы ХСВ на Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 12.12.2017 и постановление Президиума этого же окружного военного суда от 16.05.2018 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что в период прохождения ХСВ военной службы 07.11.2014 его супруга приобрела в собственность земельный участок в д<адрес>, расположенный на землях населенных пунктов, а также расположенный на этом земельном участке жилой дом, общей площадью 67,4 кв.м., введенный в эксплуатацию в 2012 году.

Указывая на отсутствие у истца и членов его семьи, находящихся в собственности жилых помещений, был представлен акт обследования жилого дома от 17.11.2016, составленный кадастровым инженером, из содержания которого следует, что в настоящее время здание уничтожено, что является основанием для снятия его с кадастрового учета.

Обследование, проведенное кадастровым инженером 17.11.2016, принадлежащего ХСА жилого дома, а также последующее снятие этого дома с кадастрового учета и прекращение права собственности суд не принял в качестве надлежащего доказательства непригодности жилого помещения для проживания, ввиду отсутствия решения межведомственной комиссии о признании указанного выше жилого дома непригодным для проживания.

13.01.2022 ХСВ обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ с учетом членов своей семьи – супругу ХСА, дочерей ХТС, ХАС, указав на отсутствие в его собственности и в собственности членов семьи жилых помещений на территории Российской Федерации, представив необходимые документы.

Решением территориального отдела «Псковский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ от 10.02.2022 ХСВ отказано удовлетворении заявления на основании пп «а» п. 2 ст. 54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На дату постановки на учет, ХСВ не являлся военнослужащим, в связи с чем, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ, у него отсутствует.

Из представленных в материалы дела сведений из ЕГРН следует, что у ХСВ сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости не имеется.

Супруга истца ХСА является собственником земельного участка, местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Конституцией Российской Федерации установлено, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами 2 и 3 статьи 40.

Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно пунктам 1, 6 ст. 15 указанного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1 п. 1).

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12. п. 1 в редакции, действующей на дату увольнения).

Согласно пункту 13 статьи 15 ФЗ N 76-ФЗ, в редакции, действующей на дату увольнения, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, государство гарантирует военнослужащим, занимающим служебные жилые помещения и признанным нуждающимися в жилых помещениях, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 10 лет и более, обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии или жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

В силу п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, действующих на дату увольнения, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В силу п. 2 признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами либо уполномоченными ими органами или учреждениями.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из материалов дела судом установлено, что истец вместе с членами своей семьи: супругой ХСА, дочерями ХТС, ХАС зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> на основании служебного ордера от 31.12.2004.

Следовательно, на момент увольнения со службы ХСВ в соответствии со ст. 51 ЖК РФ являлся нуждающимся в жилом помещение, предоставляемом по договору социального найма, так как был обеспечен только служебным жилым помещением. В постановке его на соответствующий учет ему было отказано в связи с наличием земельного участка и жилого дома.

Поскольку истец на момент увольнения относился к военнослужащим, которым государством гарантировано обеспечение жилыми помещениями, так как он был уволен с военной службы в результате организационно-штатных мероприятий при общей продолжительности военной службы более 10 лет, и являлся нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд полагает решение об отказе в принятии ХСВ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным.

Довод представителя третьего лица о том, что обращении ХСВ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поступило в тот момент, когда он уже утратил статус военнослужащего, судом отклоняется, поскольку в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно подпункту "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади.

Необеспеченность ХСВ жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ХСВ являются обоснованными и суд признает решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма незаконным и возлагает обязанность на территориальный отдел «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ принять ХСВ на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге с даты обращения – с 13.01.2022 составом семьи из четырех человек, включая супругу и детей, с внесением в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с чем, с ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ в пользу ХСВ подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 13 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-123/2023 (2-3600/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Хомичук Сергей Викторович
Ответчики
ТО "Псковский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ
Другие
Котова Екатерина Владимировна
Министерство Обороны РФ
Хомичук Татьяна Сергеевна
Хомичук Анастасия Сергеевна
Хомичук Светлана Александровна
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Семенова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
15.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
22.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее