Решение по делу № 33-199/2015 от 14.01.2015

Судья Батурин А.С. Дело г.

Категория 27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 февраля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Артамоновой Т.А.,     

судей             Андрейченко А.А., Птициной В.И.,     

при секретаре Мазневе Ю.М.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> на постановление Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Украины в <адрес> о признании действий неправомерными и понуждении к назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., пояснения ФИО1, судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Украины в <адрес> (далее – УПФУ в <адрес>), в котором просила признать противоправным бездействия ответчика, обязать ответчика назначить ей пенсию в связи с потерей кормильца с ДД.ММ.ГГГГ года, выплатить невыплаченную сумму пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года, взыскать с ответчика судебные расходы по делу.

Требования иска мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ истец в связи со смертью своего супруга обратилась в УПФУ в <адрес> с заявлением о назначении ей пенсии по потере кормильца, предоставив необходимые документы. Однако ФИО1 в устном порядке было разъяснено, что для назначения указанной пенсии ей необходимо принести документы, подтверждающие совместное проживание истца с кормильцем на момент его смерти. После неоднократных обращений ФИО1 в УПФУ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца и предоставления всех необходимых документов, в том числе справки из ЖЭКа, последней было отказано в приеме данного заявления. ДД.ММ.ГГГГ истец была вынуждена отправить указанное письмо с приложенными документами почтовой связью с уведомлением, которое ответчик получил ДД.ММ.ГГГГ года. Однако УПФУ в <адрес> не назначил ФИО1 пенсию по потере кормильца, что, по мнению последней, противоречит требованиям пенсионного законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений.

Постановлением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 удовлетворен частично. Признан противоправным отказ УПФУ в <адрес> в назначении ФИО1 пенсии в связи с потерей кормильца, на УПФУ в <адрес> возложена обязанность назначить и выплатить невыплаченную сумму пенсии в связи с потерей кормильца ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года, разрешен вопрос о судебных расходах. В остальной части исковых требований – отказано.

В апелляционной жалобе УПФУ в <адрес> ставит вопрос об отмене указанного постановления районного суда и принятии нового решения, которым в удовлетворении исковых требований просит отказать. Апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, а именно: п. 10 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" № 22-1 от 25.11.2005 года, поскольку предоставленная истцом справка из ЖЭКа не подтверждает совместное проживание истца с кормильцем на момент его смерти.

Истец в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить постановление Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.

В соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» одобренного Государственной Думой 20 марта 2014 года, одобренного Советом Федерации 21 марта 2014 года, государственные и местные учреждения, предприятия и организации функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации. 19 марта 2014 года Севастопольским городским Советом принято решение № 7160 «О создании Пенсионного фонда Севастополя». Согласно п.п. 1.1 п.1 Временного положения о Пенсионном фонде города Севастополя Пенсионный фонд города Севастополя является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, который подконтролен и подотчётен Севастопольскому городскому Совету. Пенсионный фонд города Севастополя осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам пенсионного обеспечения и ведения персонифицированного учёта сведений о застрахованных лицах (п.п. 1.2 Временного положения о Пенсионном фонде города Севастополя). 20 марта 2014 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение № 119-ОД «О регистрации Пенсионного фонда города Севастополя». Пенсионный фонд города Севастополя 20.03.2014 года зарегистрирован как юридическое лицо. Приказом начальника Пенсионного фонда города Севастополя № 1 от 20.03.2014 года создано четыре районных управления Пенсионного фонда города Севастополя: Балаклавское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя, Гагаринское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя, Ленинское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя, Нахимовское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя.

Согласно п.п. 2.1 п.1 Временного положения об районных управлениях Пенсионного фонда города Севастополя, Районные Управления Пенсионного фонда города Севастополя, являются органами подчиненными Пенсионному фонду городу Севастополя.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю создано 26 марта 2014 года постановлением правления ПФР от 26 марта 2014 года N 37п.

31 марта 2014 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение «О регистрации районных управлений Пенсионного фонда города Севастополя».

Кроме того, Распоряжением И.о. Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя» ликвидирован Пенсионный фонд г. Севастополя, действующий до создания Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю.

Таким образом, в настоящий момент УПФУ в <адрес> не действует. Надлежащих доказательств, подтверждающих ликвидацию Управления Пенсионного фонда Украины <адрес>, в том числе УПФУ в <адрес>, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, коллегия судей, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, считает возможным рассмотреть данную апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных ст. 328 ГПК РФ, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам гражданского судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения и подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Давая оценку правильности применения судом первой инстанции норм материального права и установленным обстоятельствам, коллегия судей прежде всего исходит из положений законодательства, действующих на момент возникновения спорных правоотношений и постановления обжалуемого решения.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ истцу было назначено явиться в УПФУ в <адрес> для подачи документов для назначения ей пенсии в связи с потерей кормильца (л.д. ). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей пенсии в связи с потерей кормильца.

ДД.ММ.ГГГГ УПФУ в <адрес> письмом № разъяснило истцу порядок обращения с заявлением для назначения ей пенсии в связи с потерей кормильца (л.д. ). В данном письме ответчиком было указано в частности, что для назначения пенсии в связи с потерей кормильца ФИО1 необходимо предоставить документ, подтверждающий факт пребывания на иждивении умершего кормильца.

ДД.ММ.ГГГГ истец почтовой связью заказным письмом с уведомлением направила в УПФУ в <адрес> заявление о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, которое получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ года. К заявлению истцом были добавлены копия свидетельства о смерти ФИО4, копия свидетельства о браке, копия справки из ЖЭКа.

Согласно копии справки КП «Житлосервис-ДД.ММ.ГГГГ» ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>. По данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован муж истицы – ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ УПФУ в <адрес> письмом № сообщило истцу, что поскольку заявление о переходе с одного вида пенсии на другой заявителю необходимо предоставить лично, а также в связи с тем, что истцом не представлен документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении умершего кормильца, осуществить переход с пенсии по возрасту на пенсию в связи с потерей кормильца по заявлению истца, нет законных оснований.

Согласно ст. 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», действовавшего на момент постановления обжалуемого судебного акта, пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его содержании, при наличии у кормильца на день смерти страхового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по III группе инвалидности, а в случае смерти пенсионера или лиц, указанных в части второй статьи 32 настоящего Закона, - независимо от продолжительности страхового стажа. Нетрудоспособными членами семьи считаются в частности муж (жена), отец, мать, если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона. К членам семьи, которые считаются такими, которые были на иждивении умершего кормильца, относятся лица, указанные в части второй настоящей статьи, если они: 1) были на полном иждивении умершего кормильца; 2) получали от умершего кормильца помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые и сами получали пенсию, имеют право, по желанию, перейти на пенсию в связи с потерей кормильца.

Данное положение закона соответствует ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограниченные способности в трудовой деятельности.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Таким образом, в системе действующего законодательства, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода.

В соответствии с п. 5 Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденного Постановления Правления Пенсионного фонда Украины 25.11.2005 N 22-1 (далее – Порядок), днем обращения за пенсией считается день приема органом, который назначает пенсию, заявления о назначении, перерасчете, восстановления или перевода с одного вида пенсии на другой. Если заявление пересылается по почте (кроме случаев назначения (обновления) пенсий), днем обращения за пенсией считается дата, указанной на почтовом штемпеле места отправления заявления. В случае, если к заявлению о назначении, восстановление пенсии приложены не все необходимые документы, орган, который назначает пенсию, письменно уведомляет заявителя о том, какие документы необходимо подать дополнительно, о чем в заявлении о назначении пенсии делается соответствующая запись. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня сообщения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления. Если документы, которые необходимо подать дополнительно, в течение трех месяцев не представлены, пенсия назначается, восстанавливается располагает. В дальнейшем при поступлении дополнительных документов пенсия пересчитывается по срокам, предусмотренных пунктом четвертым статьи 45 Закона. Днем обращения за перерасчетом пенсии, переводом с одного вида пенсии на другой считается день приема органом, назначает пенсию, заявления со всеми необходимыми документами.

Пунктом 10 Порядка определено, что к заявлению о назначении пенсии в связи с потерей кормильца подаются документы умершего кормильца, перечисленные в подпунктах "б" - "в" пункта 7 настоящего Порядка. Также предоставляются следующие документы: а) справка налоговой администрации о присвоении идентификационного номера умершему кормильцу (подается в случае, если лицо, обратившееся с заявлением о назначении пенсии в по случаю потери кормильца, имеет такой документ). б) свидетельство о рождении или паспорт лица, котором назначается пенсия; в) справка о составе семьи умершего кормильца и копии документов, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем; г) свидетельство органа регистрации актов гражданского состояния о смерти кормильца или решение суда о признание его безвестно отсутствующим; д) документы о возрасте умершего кормильца семьи при отсутствии таких данных в свидетельстве о смерти или решении суда о признание кормильца безвестно отсутствующим; д) справки общеобразовательных учебных заведений системы общего среднего образования, профессионально-технических, высших учебных заведений о том, что лица, указанные в пункте 2 части второй статьи 36 Закона, обучающихся по дневной форме обучение; е) справка о том, что муж (жена), а в случае их отсутствия - один из родителей, дед, бабушка, брат или сестра умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) не работают и заняты уходом за ребенком (детьми) умершего кормильца до достижения им (ими) 8 лет; е) документы о месте проживания (регистрации); ж) документ о пребывании членов семьи (кроме детей) на полном содержании умершего кормильца или получении от умершего кормильца помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию; з) экспертное заключение по установлению причинной связи смерти кормильца с действием ионизирующего излучения и других вредных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Данный пункт Порядка не противоречит п. 26 Административного регламента предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечения, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 157н.

Кроме того, в силу пункта 18 Порядка за документ, удостоверяющий факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи, принимаются справки жилищно-эксплуатационных или других организаций по месту жительства (регистрации) или справки органов местного самоуправления: для назначения надбавок, компенсации - справка о нахождения на иждивении или о совместном проживании с заявителем; для назначения пенсии по случаю потери кормильца - справка о пребывании на полном содержании умершего кормильца или получении от умершего кормильца помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, или о совместное проживание с кормильцем на момент его смерти. В случае невозможности предоставить такие документы факт пребывания на иждивении умершего кормильца устанавливается в судебном порядке.

Удовлетворяя частично исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, действующие на момент вынесения судебного акта, обосновано пришел к выводу, что истец ДД.ММ.ГГГГ предоставила все необходимые документы для назначения ей пенсии в связи с потерей кормильца, в том числе документ, удостоверяющий факт нахождения на иждивении умершего кормильца.

Судебная коллегия также соглашается, что справка КП «Житлосервис-» в силу вышеуказанных положений пенсионного законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и постановления судебного акта, является надлежащим доказательством, свидетельствующим о нахождении истца на иждивении умершего кормильца, в том числе факт совместного проживания истца с кормильцем на момент смерти, поскольку выдана жилищно-эксплуатирующей организацией с места регистрации ФИО1, что соответствует требованиям п. 18 Порядка № 22-1.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не подтвержден факт ее совместного проживания с кормильцем на момент его смерти является несостоятельным, поскольку, учитывая цель создания семьи, факт совместного проживания супругов, находившихся в зарегистрированном браке, не подлежит доказыванию, а предоставленная ФИО1 справка с места регистрации ее и ФИО4 подтверждает факт нахождения на иждивении умершего кормильца, что имеет значение для назначение пенсии в связи с потерей кормильца.

Само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым является ФИО1 (пенсионер по старости), получающего материальную помощь от другого лица, иного дохода (пенсии), не исключает возможности признания его находящимся на иждивении.

Предоставленные истцом доказательства подтверждают факт нахождения ее на иждивении умершего кормильца, а поэтому отказ УПФУ в <адрес> в назначении вышеуказанной пенсии судебная коллегия также считает необоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли быть основанием для отмены обжалуемого судебного акта, последние сводятся к неправильному толкованию норм материального права, действующих на момент вынесения постановления.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом верно, выводы суда достаточно мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Постановление Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/ Т.А. Артамонова

Судьи: /подпись/ А.А. Андрейченко

/подпись/ В.И. Птицина

Копия верна:

Судья Севастопольского

городского суда Т.А. Артамонова

33-199/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
09.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее